CNews Forum 2015: Госсектор повышает управляемость, а бизнес стремится к цифре
В 2015 г. на российский ИТ-рынок продолжили влиять те же факторы, которые привели к коренным изменениям в предыдущем году: снижение покупательной способности рубля и влияние экономических санкций. В результате изменились условия работы на рынке, сформировались новые тренды, например такие как импортозамещение. Первым итогам и перспективам работы в новой ситуации были посвящены доклады многих участников CNews Forum 2015 – мероприятия, собравшего ведущих экспертов в области ИТ, крупнейших участников рынка и представителей госструктур.Павел Бетсис, президент Microsoft Rus, рассказал о том, как ИТ подстегивают развитие всего современного мира. Если на переход от сельскохозяйственного уклада жизни к технологическому понадобилось около ста лет, и в течение человеческой жизни изменения были мало заметны, то сейчас каждое поколение видит уже не один такой переход. В мире технологий информационные платформы тоже быстро эволюционируют. «Сегодня мы живем в эпоху «третьей платформы», основанной на интернете и бурном развитии коммуникаций, которые позволяют нам качественно улучшить жизнь людей во всех уголках планеты, во всех отраслях бизнеса, – сказал Павел Бетсис. – И мы уже видим переход к четвертому поколению информационных технологий, которое можно определить как синтез реальных объектов с виртуальной реальностью, создание новых объектов, которые приведут к очередному революционному переходу на новый уровень наших возможностей».
Источник: Microsoft, 2015
Настало время цифровых моделей бизнеса, считает председатель правления компании IBS Сергей Мацоцкий. Есть множество очень успешных корпораций, не владеющих средствами производства, на основе которых они предоставляют услуги: Uber не имеет в собственности такси, eBay – торговых площадей и складов, Airbnb – жилых помещений. Их выручка сопоставима с крупнейшими традиционными конкурентами. «Важнейшее для ИТ-мира обстоятельство состоит в том, что число штатных ИТ-специалистов в них на порядок выше, чем в традиционном бизнесе, – обращает внимание Сергей Мацоцкий. – Это означает, что они стали по сути ИТ-компаниями. И большой вопрос, как на это изменение будут реагировать гиганты традиционного ИТ-бизнеса, чтобы не уйти в прошлое».
Директор по корпоративным продажам Samsung Electronics Андрей Тихонов рассказал о том, как в жизнь приходит интернет вещей. Постоянно появляются подключенные к интернету устройства новых типов, также и привычные вещи, например часы и телевизоры, приобретают новую функциональность и связь с Сетью. Наконец, мы видим конвергенцию этих форматов с предоставлением новых сервисов – это и есть мир интернета вещей. «Понятие «интернет вещей» изменяло свое содержание с течением времени, пройдя путь от М2М к InternetofEverything, и это уже больше говорит о его включении в сервисную экономику, потому что произошел сдвиг фокуса внимания в сторону извлечения прибыли. Постепенно мы подходим к интернету в промышленных масштабах», – считает Андрей Тихонов.
Наиболее популярные категории Интернета Вещей
Источник: Samsung Electronics, 2015
Дмитрий Шушкин, заместитель генерального директора «Abbyy Россия», рассказал о технологиях искусственного интеллекта в государственных и коммерческих организациях. Начал он с обозначения серьезной проблемы российской экономики: производительность труда в России снижается и она уже в 3,5 раза ниже, чем в США. Рентабельность производства в стране за последние пять лет сократилась на 34%. Помочь экономике способно инновационное развитие, и одно из перспективных направлений – использование технологий искусственного интеллекта, которым давно и успешно занимается Abbyy. «Использование технологий искусственного интеллекта приводит к повышению эффективности бизнес-процессов примерно в 1,5 раза», – поделился с участниками форума Дмитрий Шушкин. О развитии этого направления говорят и отчеты IDC, по которым с 2014 по 2019 гг. вдвое вырастет мировой рынок решений в области искусственного интеллекта.
Генеральный директор CommuniGate Systems Александр Малышев рассказал о векторах развития систем объединенных коммуникаций. Сегодня с продуктами этой компании работают более 100 млн пользователей по всему миру, что позволяет ей анализировать тренды, делать прогнозы и развивать свои системы. «Мы выделили три вектора развития платформ объединенных коммуникаций. Первый – замена разрозненных решений, таких как почта, телефония. Второй – использование узкоспециализированных решений в составе высоконагруженных систем. И третий вектор – использование в качестве коммуникационной шины специализированных ИТ-систем, например CRM, системы бронирования электронных билетов, системы дистанционного банковского обслуживания», – рассказал Александр Малышев.
Векторы развития платформ объединенных коммуникаций
Источник: CommuniGate Systems, 2015
При разговоре об ИТ нельзя забывать о технологиях, на которых построен бизнес, считает Юрий Грибанов, владелец компании «Юнит-Оргтехника». «Если система управления не соответствует текущим задачам бизнеса, она тормозит его развитие, понижает конкурентоспособность и негативно влияет на все показатели деятельности», – говорит он. Аутсорсинговые компании, занимаясь решением задач своих клиентов, видят множество моделей бизнеса и, соответственно, все их достоинства и недостатки. Следовательно, при грамотном подходе аутсорсеры способны помочь своим клиентам решить задачу построения эффективной системы управления.
Если посмотреть данные аналитических отчетов, можно увидеть, что эффективность проектной деятельности в корпоративном мире остается крайне слабой, рассказал генеральный директор группы компаний Custis Владимир Рахтеенко. По убеждению докладчика, причина низкой эффективности проектов заключается в том, что не изучаются все требования принципиально разных областей бизнеса, включающих как инфраструктурную, так и бизнес-ценную части.
Рынок корпоративных ИТ в последнее десятилетие
Источник: Custis, 2015
Если инфраструктурная область у разных компаний похожа (бухучет, документооборот и т.д.), то бизнес-ценная область включает абсолютно новые виды деятельности – процессы, для которых не придумано стандартных ИТ-решений. И вмешательство в нее чаще всего и заканчивается неудачей. «Работа с бизнес-ценным уровнем должна строиться на трех принципах: ориентация на реальные потребности бизнеса, обеспечение полного жизненного цикла ИТ-решений и стратегическое управление технологическими активами», – обозначил стратегию успеха Владимир Рахтеенко.
Сегодня технологии меняют модели управления государством и бизнесом, раскрывая все новые возможности. Экономический кризис может даже подстегнуть качество информатизации российских органов власти и предприятий. Смогут ли они воспользоваться новыми возможностями, найти новые пути развития – будет видно уже в среднесрочной перспективе.
Павел Притула
Презентации участников форума