Спецпроекты

Безопасность Цифровизация ИТ в госсекторе

Владимир Бургов, CommuniGate Systems: Предприятия ОПК нужно защищать не только от кибератак, но и от разгильдяйства

О том, как потребляют ИТ компании оборонно-промышленного комплекса России, какие технологические приоритеты перед ними стоят и почему в ОПК не так требовательны к материально-техническим ресурсам, в интервью CNews рассказал коммерческий директор CommuniGate Systems Владимир Бургов.

CNews: Каковы особенности ИТ в сегменте предприятий оборонного-промышленного комплекса?

Владимир Бургов: Для ИТ-инфраструктуры предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России характерны несколько ключевых особенностей.

Во-первых, они должны соответствовать законодательным нормам. Предприятия из разных областей обязаны следовать актам, постановлениям, проходить разные виды сертификации. Это очень ресурсоемкий вопрос. С учетом того, что структура российских предприятий ОПК часто объединяет в себе сферы разработки, испытаний и производства, предписания часто пересекаются, накладывают серьезные ограничения. Тут уместно вспомнить известную поговорку о том, что «чтобы оставаться на месте, нужно бежать в два раза быстрее». Поэтому реализация того или иного ИТ-проекта на предприятиях ОПК, может быть, технически не сложнее, чем в организациях из других отраслей экономики, но точно более трудозатратна в части соответствия всем необходимым законодательным нормам и правилам.

Из первого пункта вытекает и вторая особенность: все ИТ-системы на предприятиях ОПК должны иметь максимально возможный уровень защищенности и от кибератак, и от банального разгильдяйства. Не секрет, что утечки — это часто даже не происки недоброжелателей, которых в современном мире предостаточно, а простая халатность, например, при передаче той или иной информации. Вовремя предотвратить утечку, в сжатые сроки найти виновника, нивелировать последствия, обеспечить физическую безопасность объектов и систем при стихийных бедствиях — большая часть усилий ИТ-служб предприятий ОПК направлены на решение этих критически важных вопросов.

cgs500.jpg
Владимир Бургов: Реализация ИТ-проектов в ОПК технически не сложнее, чем в организациях из других, но более трудозатратна в части соответствия всем необходимым законодательным нормам

Третья особенность ИТ в ОПК — приоритет в пользу максимально доступных и простых в эксплуатации систем с интуитивно понятным интерфейсом и логикой. Это требование вызвано не только дефицитом и текучестью кадров при большом объеме ИТ-систем на том или ином предприятии или в целом холдинге, но и стоимостью самой эксплуатации. Обучение сотрудников требует значительных затрат, и с точки зрения финансов, и с точки зрения времени. Любой простой для предприятий ОПК чреват не только финансовыми издержками, об этом нужно всегда помнить.

Четвертая особенность носит общий характер, но о ней нельзя не упомянуть: для любой производственной организации большое значение имеют отказоустойчивость и масштабируемость ИТ-систем. Отказоустойчивость — один из важнейших параметров, не только обеспечивающий непрерывность работы, но еще и влияющий на стоимость обслуживания ИТ-системы.

Также отмечу как особенность низкие требования решений к материально-техническим ресурсам, особенно аппаратным. Сейчас предприятия ОПК не всегда могут позволить себе новейшие аппаратные комплексы, зачастую продолжая использовать оборудование предыдущего поколения или, как тоже иногда случается, 20-летней давности. И тут важно, чтобы решения уравновешивали ситуацию.

CNews: Можно ли говорить о том, что предприятия ОПК тотально завязаны на импортозамещении?

Владимир Бургов: Тотально — нет, так как пока не существует такого количества современных, апробированных и надежных решений российского производства. Но качество российских продуктов неуклонно растет, поэтому есть надежда, что в недалеком будущем российские предприятия ОПК закроют все свои потребности в сфере ИТ отечественными, полнофункциональными, защищенными, надежными и недорогими решениями.

CNews: Насколько в ОПК готовы следовать инновационным и зачастую рискованным подходам? Или чаще главенствует архаичный подход?

Владимир Бургов: ОПК и рискованные подходы — это, на мой взгляд, антонимы. А вот инновации как раз крайне востребованы, архаичность уже давно сходит на нет. Конечно, до сих пор существуют процессы, которые можно и нужно автоматизировать, предприятия, которые необходимо технически встраивать в территориально-распределенную структуру того или иного холдинга, но процесс так быстро движется, что архаичным его уже назвать нельзя. В целом, ОПК — один из лидеров в российской экономике по очень большому числу параметров, к инновационным решениям этот сегмент не только готов, но и нуждается в них.

CNews: Какие задачи ИТ решают в ОПК?

Владимир Бургов: Трудно выделить какие-то особенные задачи. В ОПК они такие же, как и на любом производственном предприятии. Однако бесперебойность работы сервисов, систем и оборудования в ОПК носит критически важный характер, поэтому является важнейшей задачей. Вместе с тем, ничуть не меньшее значение имеют и оптимизация издержек на внедрение и поддержание ИТ-систем, и оптимизация производственных процессов, и экономическая эффективность деятельности.

CNews: Как санкции сказались на системах коммуникаций в ОПК?

Владимир Бургов: Скорее, положительно. Они побудили руководителей ИТ-служб внимательно посмотреть на программно-аппаратную базу коммуникационных систем на своих предприятиях. И, наверное, осознать степень важности коммуникационной системы предприятия ОПК. Понять, что ее защищенность зависит не только от решений по информационной и физической безопасности, наличия защищенных контуров и прочих понятных и давно принятых мер. Тем не менее, оказалось архиважным то, какими телефонами, операционными системами и средствами коммуникаций пользуются на предприятии, как налажена коммуникация между предприятиями, какие средства и каналы связи используются, какие решения обеспечивают эту связь.

CNews: Какие подходы и решения в коммуникациях используют в оборонно-промышленном комплексе?

Владимир Бургов: Мы, в CommuniGate Systems замечаем, что ИТ-подразделения в организациях из сферы ОПК стали более смело смотреть на унифицированные решения из сегмента UC (Unified Communications). Раньше вопросы обеспечения коммуникационными системами решались «от задачи». Нужна почта? Реализовали. Нужна телефония? Пожалуйста, используйте. Сейчас организации все больше начинают использовать преимущества систем обмена мгновенными сообщениями, внедряют технологии искусственного интеллекта, работают с большими данными, пользуются преимуществами коммуникационных технологий, использующих биометрические данные. В коммуникационных системах и решениях с их использованием в сфере ОПК за последнее время произошло много инновационных проектов.

CNews: Используют ли в ОПК российские ОС и другое ПО отечественного производства?

Владимир Бургов: Да, конечно, и уже можно констатировать, что это происходит повсеместно. Ряд ОС российского производства успели себя отлично зарекомендовать, как и решения для ИБ, документооборота, финансового учета и так далее. Кроме того, у нас есть очень сильные системы видеонаблюдения и ВКС, решения, базирующиеся на биометрических данных. Есть сферы, где российские производители еще не достигли нужного уровня, но процесс их создания и выведения в конкурентную среду идет.

CNews: Какие решения используются для электронной почты, телефонии и других видов коммуникаций?

Владимир Бургов: Начнем с того, что в ОПК по-прежнему встречаются как зарубежные решения, так и ПО с открытым кодом. И у первых, и у вторых есть ряд преимуществ, но также они одновременно имеют серьезные нюансы. В первом случае — это вопросы к безопасности использования таких решений, их надежность для российского потребителя, и, как ни странно, функциональность. Часто проверенные временем зарубежные решения закрывают только часть какого-то функционала, для другого вопроса требуется новое решение, пусть и глубоко интегрируемое, но от этого не менее дорогостоящее.

Во втором случае еще больше вопросов к безопасности использования продуктов. Логично, что отсутствие ответственности производителя перед клиентом является критичным для безопасности предприятия. Но и обслуживать такие решения, как показывает многолетний опыт, в совокупности совсем не дешево. Содержать штат специалистов, поддерживающих жизнеспособность решения с открытым кодом зачастую дороже, чем купить и внедрить проприетарное ПО. Многие заказчики прибегают к варианту сокращения инвестиций для поддержки решений, созданных на основе свободного ПО, полагаясь на обслуживание систем ограниченным количеством собственных специалистов, что является крайне рискованным с точки зрения возможной текучести кадров. Зрелые компании, и CommuniGate Systems — в том числе, вкладывают большие ресурсы в развитие и обучение специалистов по своим системам, расширяют курсы обучения, развивают профессиональные сообщества и разработчиков на своих платформах. Делается это не столько для того, чтобы популяризировать наши разработки, сколько ради развития инфраструктуры системы поддержки и разнообразных решений на основе нашего ПО. Это позволяет не иметь зависимостей от отдельно взятых специалистов или ограниченного числа интеграторов.

CNews: Ваши кейсы в ОПК — это замена иностранных решений?

Владимир Бургов: В 2018-2019 гг. CommuniGate Systems осуществила несколько проектов в сфере ОПК. И да, нередко это замена хорошо известных зарубежных решений для организации электронной почты, календарных событий, задач и заметок с применением автоматических средств миграции, заложенных в платформе CommuniGate Pro. Также все больше компаний уделяют внимание оперативности коммуникаций за счет мгновенного обмена сообщениями и групповых обсуждений. Однако именно электронная почта по прежнему остается основой коммуникационной системы многих предприятий. За последнее время состоялись внедрения CommuniGate Pro в корпорации «Тактическое ракетное вооружение», на Кронштадтском морском заводе, входящем в структуру государственного холдинга «Объединенная судостроительная корпорация», и в других организациях.

Нам приятно констатировать тот факт, что ряд предприятий используют возможности платформы CommuniGate Pro более десятка лет. Например, на судостроительном заводе «Северная верфь» корпоративные коммуникации на базе CommuniGate Pro функционируют с 2009 года.

В последние годы наши заказчики не только увеличивают количество пользователей, но и стараются использовать передовой функционал и возможности, доступные в новых версиях. Наверное, такие примеры могут служить подтверждением стабильности и свидетельствуют о качестве, надежности и отказоустойчивости решений на нашей платформе. Одно из самых ярких внедрений на предприятиях ОПК — это, конечно, широко известный проект в «Вертолетах России» — дочерней компании госкорпорации «Ростех». Функционал решения в этом проекте более широкий, в частности, была отлажена интеграция с Cisco Unified Communications Manager и Microsoft Active Directory.

Из недавних внедрений особого внимания заслуживает проект в КБ по проектированию судов «Вымпел», входящем в «Объединенную судостроительную корпорацию». Там также используют расширенный функционал платформы для обеспечения полноценной групповой работы. Особенно ценно для нас то, что в этом кейсе заказчик заранее обучил технический персонал для работы с CommuniGate Pro. Это закономерно привело к тому, что во время проекта внедрения платформы заказчик не испытывал никаких проволочек. Сейчас, уже в условиях промышленной эксплуатации, обслуживающий платформу персонал решает вопросы пользователей самостоятельно.

Короткая ссылка