Спецпроекты

ПО Безопасность Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Импортонезависимость Ритейл Маркет

Неочевидные факторы за и против миграции в облака

Про облака пишут много и давно. Обычно речь идет об экономии капитальных затрат, переходе на модель оплаты Pay-as-you-go, вопросах безопасности. В этой статье речь пойдет о более глубоких моментах, с которыми столкнутся заказчики, выбрав именно облака как способ построения своей ИТ-инфраструктуры.

Стоимость активов компании

Есть разные подходы к определению стоимости активов компании. В Европе и США чаще используют методики, которые можно охарактеризовать так:

  • бренд-ориентированная — в расчет берется стоимость самого бренда и прибыли, которую он может принести;
  • опционная — учитывается стоимость всех активов и выгоды от использования при возможной продаже, включая нематериальные: права на бренды, контракты, патенты и так далее;
  • методика справедливой стоимости — оценка формируется с учетом реального положения компании и готовности потенциальных покупателей заплатить эту цену.

В России наибольшее распространение получили другие методики:

  • сравнительная — оценка выполняется на основе сравнения критериев оценки схожих компаний, к примеру, уже продающихся;
  • затратная — оцениваются возможные затраты, необходимые для восстановления или воспроизводства актива;
  • инвестиционная — оценивается возможная выгода, которую компания способна принести покупателю.

Как видно, наличие собственного ЦОДа в любом случае повышает стоимость активов компании, независимо от выбранной методики расчета. В свою очередь, инфраструктура предприятия, расположенная на серверах провайдера, снизит стоимость активов за счет более высоких операционных затрат.

Стоимость активов компании является важной характеристикой для бизнеса, поэтому стоит учитывать это обстоятельство при выборе между облаком и собственным ЦОД.

Затраты на персонал

Значительную часть работы по обслуживанию ИТ-инфраструктуры берет на себя облачный провайдер.

  • Если говорить о физической составляющей, то она полностью ложится на плечи провайдера и не требует от клиента никаких забот.
  • Что касается программной составляющей, то работа с ПО упрощается как раз за счет отсутствия необходимости следить за инфраструктурной частью.

В то же время для работы в собственном ЦОД нужны более широкопрофильные и компетентные ИТ-специалисты, что и удорожает ИТ-бюджет в целом.

Иван Романько, директор по развитию ядра облачной платформы Selectel

Чтобы запустить и поддерживать собственную площадку с серверами, нужна большая команда высококвалифицированных специалистов — это менеджеры по закупке оборудования, сетевые инженеры и дежурные администраторы, специалисты по эксплуатации и другие.

В свою очередь, на рынке наблюдается дефицит подобных кадров. Проблема, конечно, существовала и ранее, но сейчас обострилась в связи с релокациями. Поэтому компании все чаще стали делегировать сложные инфраструктурные задачи облачным провайдерам и обращаться к готовым решениям. В частности, мы видим рост спроса на облачные сервисы — от базовой аренды сервера, виртуального или физического, до готовых решений вроде управляемых баз данных или кластеров Kubernetes.

Облако — только для небольших проектов?

Есть мнение, что облачные технологии — удел небольших компаний, которым сложно «потянуть» собственную инфраструктуру. На первый взгляд такое предположение кажется логичным, но если разобраться детальнее, то однозначно утверждать это не получится. Работа в облаке обеспечивает ряд преимуществ, которые не зависят от размера компании.

Самым очевидным преимуществом является стабильность: провайдеры имеют налаженные сети поставок и работают с организациями, профессионально занимающимися серверным оборудованием и расходниками. Вероятность того, что даже в случае самых тяжелых и непредвиденных ситуаций профессиональный провайдер сможет продолжить регулярные поставки высококачественного оборудования, гораздо выше.

При этом стабильность поставок никак не отражается на затратах компании — оплату внештатных ситуаций дата-центры берут на себя. Для клиента облака цена остается прежней, а все затраты на поиск решений ложатся на провайдера. Неважно, что это будет: кризис полупроводников, крупные аварии на заводах-производителях, проблемы логистики или другие обстоятельства — это остается проблемой поставщика услуги.

В собственным ЦОД стоимость обслуживания постоянно растет, и может сложиться ситуация, при которой заложенного бюджета просто не хватит. Даже без учета крупных проблем, рост цен на серверное оборудование в последние годы весьма ощутим, а значит и расходы на собственную инфраструктуру будут непрерывно расти.

Серверное оборудование склонно дешеветь

Даже при хорошем обслуживании и правильной эксплуатации оборудование устаревает. Вложение денег в свой ЦОД отличается от вложений, например, в недвижимость, которая со временем склонна дорожать. Серверное оборудование напротив — склонно дешеветь.

Все затраты необходимо отбить за срок жизни технологии, по которой выполнено оборудование, пока она не устарела, ведь через несколько лет его придется менять.

Заключая договор с провайдером, компания уверена в том, что ее инфраструктура будет работать на современном «железе». Помимо того, что поставщик обеспечивает клиентов актуальным серверным оборудованием, он также следит за его работоспособностью.

В итоге инвестиции в свой ЦОД приходится рассматривать исключительно как краткосрочное вложение в актуальное на данный момент оборудование. Этот нюанс зачастую упускают, и может сложиться впечатление, что вкладываясь в ЦОД, компания вкладывается во что-то постоянное.

Гарантии и Service Level Agreement (SLA)

Бесперебойная работа корпоративного программного обеспечения — необходимое условие для нормальной работы компании. Договор с поставщиком услуги выделенных/облачных серверов предусматривает ответственность даже за небольшой простой.

Компенсации, полученные от провайдера, не могут покрыть убытки бизнеса. Но они могут нанести существенный урон самому провайдеру. Это заставляет их поддерживать высокий уровень отказоустойчивости инфраструктуры IaaS. Об этом мы говорили в обзоре SLA IaaS 2022.

При выходе из строя собственного оборудования возмещать убытки будет некому. Кроме того, к ним добавится необходимость покупки нового оборудования взамен старого и обновления сервисных контрактов, которые являются обязательным условием для гарантийного обслуживания.

Короткая ссылка