Статья

Андрей Шалеников: Нарушители должны ощущать неотвратимость наказания

Безопасность Интеграция Стратегия безопасности Техническая защита Пользователю
мобильная версия

Уровень пиратства в России растет катастрофическими темпами. По отчетам аналитиков, в 2012 году расходы российских компаний на урегулирование отношений с правообладателями в связи с незаконным использованием ПО выросли в 4 раза. Увеличивается и доля контрафактного оборудования. Перед вендором остро встает вопрос защиты интеллектуальной собственности. О том, с какими проблемами может столкнуться компания, как выглядит ситуация в области правозащиты на сегодняшний день и в чем секрет успеха, CNews рассказал Андрей Шалеников, директор департамента по управлению рисками компании Xerox Евразия.

CNews: С какими итогами Xerox Евразия закончила 2011 и первое полугодие 2012 года?

Андрей Шалеников: По итогам 2011 года и первого полугодия 2012 года компания сохранила cвои позиции на рынке. Мы рассчитываем на положительные результаты и хорошую динамику в 2012 году. Сейчас Xerox входит в Топ-4 вендоров малой офисной техники и лидирует в сегментах поставок офисного оборудования средней и высокой производительности и печатных систем промышленного класса, решений для широкоформатной печати и услуг аутсорсинга офисной печатной инфраструктуры. Xerox Eurasia является частью подразделения Xerox DMO, отвечающего за работу на развивающихся рынках. В этот список входят порядка 140 стран. Xerox Eurasia – это Россия, Украина, Беларусь, Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан и другие страны бывшего СССР, плюс Монголия. Россия – очень крупный и успешный рынок, приносящий корпорации значительную долю прибыли на развивающихся рынках. Здесь мы реализуем полный спектр решений для работы с документами, а также услуги оптимизации документоемких процессов.


Андрей Шалеников: Россия – очень крупный и успешный рынок, приносящий корпорации значительную долю прибыли на развивающихся рынках

Стратегия корпорации Xerox - это развитие бизнеса высокотехнологичных услуг для оптимизации бизнес-процессов, не связанных только лишь с продажами печатного оборудования. На российском рынке мы реализуем эту стратегию, фокусируясь на нескольких приоритетных направлениях. Во-первых, мы продвигаем на территории России инновационные технологии. Например, светодиодную (HiQ LED) и твердочернильную технологии печати. Во-вторых, ведем работу по адаптации программных решений Xerox и наших партнеров для нужд российского рынка. Кроме того, мы разрабатываем собственные программные продукты, нацеленные на оптимизацию бизнес-процессов. Работа с каналом и улучшение качества регионального покрытия – безусловно, важнейшая часть нашей стратегии, поскольку наши результаты невозможны без партнеров. Сегодня партнерская сеть Xerox Россия включает в себя порядка 300 сервисных партнеров и 5000 компаний – партнеров по продажам.

В-четвертых, мы фокусируемся на работе с заказчиками на многих вертикальных рынках – это, например, финансы, страхование, образование, энергетика, телеком, нефтегазовая отрасль, коммерческая печать, ритейл, транспорт, промышленность. Мы, безусловно, также заняты развитием портфолио услуг аутсорсинга и оптимизации бизнес-процессов.

CNews: Xerox известен как один из крупных мировых патентодержателей. Почему вы так активно занимаетесь защитой интеллектуальной собственности? По какой причине именно это направление становится сейчас более актуальным для компании?

Андрей Шалеников: Xerox – действительно одна из самых инновационных компаний мира: ежегодно корпорация вкладывает от 4% до 5% дохода в научные исследования и разработки. С 1930 года нами было зарегистрировано более 58000 патентов, а в 2011 только в США мы получили 1300 патентов, которые, естественно, защищаются по всему миру. Широкое портфолио патентов является важной составляющей имиджа высокотехнологичной компании, что, в свою очередь играет существенную роль в обеспечении финансовых результатов. Соответственно, как разработчики мы заинтересованы в наличии патентов и в их защите по всему миру. Защита бренда – это в том числе и часть конкурентной борьбы с иногда не совсем добросовестными участниками рынка, зачастую напрямую паразитирующими на чужих инвестициях в разработки. В связи с этим в период с конца 2011 года и по настоящий момент корпорация предприняла значительные усилия по усилению своих инициатив на поле защиты прав интеллектуальной собственности по всему миру, в том числе в странах СНГ.

CNews: Вы имеете в виду патентных троллей?

Андрей Шалеников: Да, их и обыкновенных продавцов, которые строят свой бизнес на маркетинговых вложениях других компаний. Соответственно, Xerox Евразия прилагает максимум усилий в борьбе с распространением поддельной продукции и расходных материалов, контрабандным ввозом товаров, подержанной техники, гарантию для которой сложно обеспечить или ее эксплуатация не подразумевается в российских условиях.


Андрей Шалеников: Как разработчики мы заинтересованы в наличии патентов и в их защите по всему миру

Безусловно, незаконное использование и распространение модификаций программного обеспечения, имеющегося у Xerox, также находится в зоне ответственности Xerox Евразия. Мы боремся с взломами, незаконными модификациями программного обеспечения и нелегальным использованием товарного знака.

CNews: В чем вы видите различие между тем, что происходит в России с патентами, и с практикой защиты и охраны авторских прав в других странах?

Андрей Шалеников: Если говорить о защите, то это защита не только патента как такового, но и самой операционной активности компании. Основные отличия в практиках заключаются в скорости реакции государственных органов, в том числе и контролирующих, на случаи нарушения прав. Мы уверены, что нарушители должны ощущать неотвратимость наказания. В России с этим есть определенные проблемы, поэтому мы вынуждены констатировать, что наши условия недостаточно подходят для защиты интеллектуальной собственности. Но ситуация несколько меняется в лучшую сторону: у государства появляются определенные механизмы и обязательства перед мировым сообществом обеспечить режим защиты прав интеллектуальной собственности.