Спецпроекты

Телеком Интернет Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Хостинг в России: скромные прибыли, большие перспективы... (Часть 2)

Виталий Солонин







Содержание второй части:

  • Еще раз о бесплатном и коммерческом хостинге
  • Центры данных и другие "промышленные" решения веб-хостинга
  • Хорошо ли быть "толстым"?
  • Примеры центров данных в России
           Интервью с Дмитрием Комиссаровым, коммерческим директором DATA FORT
  • Поддержим отечественного хостера?



    Содержание первой части:
  • Хостинг за спасибо
  • Коммерческий хостинг
           PARKING.RU: Parking Control Panel Keyboard
           Георгий Георгиевский (Rusonyx): виртуальный выделенный сервер - хостинг по-новому
  • Все решает спрос



    Еще раз о бесплатном и коммерческом хостинге

    Итак, в первой части нашего обзора мы выяснили, что большинство экспертов и участников рынка склоняется к мысли, что бесплатный хостинг имеет право на существование. Как заметил Александр Шпагин, генеральный директор ЗАО "Арбатек", такой хостинг для провайдера является средством привлечения рекламодателей, а для потребителей - это площадка отладки своих сайтов. Однако очевидно и то, что строить, к примеру, надежную почтовую систему на основе бесплатных почтовых серверов вряд ли кому придет в голову.

    Продолжая разговор о бесплатном хостинге, Мартин Талбот (Martin Talbot), руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Cable & Wireless CIS, отметил:
    "Бесплатный хостинг имеет право на существование и как сопутствующая услуга, и как независимая услуга. По мере удешевления дисковой памяти эта услуга будет становиться более развитой. Можно провести аналогию с бесплатными почтовыми ящиками - этот сервис существует и все мы им пользуемся (yahoo, hotmail, mail.ru, ...). Однако никто не станет строить серьезную корпоративную почтовую систему на базе бесплатных почтовых сервисов. Для корпоративной почты, как и для корпоративного хостинга, необходимы высокая надежность, мониторинг, архивация и другие дополнительные услуги. Список этих услуг и гарантированный уровень сервиса описывается в так называемом Service Level Agreement (SLA), которое подписывается провайдером и клиентом. Поддержка SLA не может быть бесплатной".

    Жанна Шумкова, менеджер по маркетинговым коммуникациям компании "Интернет Бизнес Бюро", считает, что бесплатный хостинг в будущем станет только лишь сопутствующей услугой интернет-провайдера. Она также отметила, что "многие компании отказываются от бесплатного хостинга, так как всем понятно, что он им не гарантирует, будет ли существовать их сайт завтра или нет".

    Это мнение, похоже, становится общепризнанным. Алексей Резниченко и Евгений Суржиков из компании "Андэк" считают:
    "Ситуация с бесплатным хостингом как сопутствующей услугой вполне закономерна, так как она, по нашему мнению, не может служить источником доходов для провайдера (например, рекламная модель, как показала практика, не действует или действует, но неэффективно). К тому же доля компаний, пользующихся услугами бесплатного хостинга, сейчас уменьшается по двум причинам: во первых, сайт компании может исчезнуть в связи с окончанием этой предоставляемой услуги (это случается чаще в коммерческом варианте), а во вторых, сайт компании, размещенный таким образом и еще имеющий к тому же доменное имя третьего уровня, воспринимается, мягко говоря, несерьезно".

    Впрочем, есть и другие мнения. К примеру, Максим Ходосевич, менеджер по маркетингу компании "МАСТАК.РУ", не согласен с тем, что бесплатный хостинг несостоятелен и малоперспективен с точки зрения финансовой отдачи. Негативный опыт многих операторов, решившихся на предоставление такого рода услуг и потерпевших впоследствии значительные убытки, Максим Ходосевич склонен рассматривать в контексте естественного отбора:

    "Спад рекламного рынка, наблюдавшийся в течение последнего года, привел к тому, что в нише бесплатного хостинга остались те операторы, которые обладали стержневой компетенцией в этом вопросе. В частности, умением эффективно продавать рекламные площади, грамотно использовать бесплатный хостинг для поддержания и развития смежных направлений бизнеса, удерживать затраты на приемлемом уровне".

    "Рекламную" бизнес-модель бесплатного хостинга, по мнению г-на Ходосевича, также не стоит сбрасывать со счетов: согласно Jupiter Media Metrix, к 2007 году объем рекламного рынка в интернете достигнет $15,7 млрд., что вдвое больше, чем в 2001 году. Он продолжает:

    "Второй ощутимой выгодой для хостеров является получение возможности тестировать и оптимизировать свои сервисы с помощью весьма активных "внештатных сотрудников" - клиентов. При этом значимость такого подхода для стимулирования сбыта сложно переоценить. Многие компании уже осознали целесообразность и перспективность такой политики привлечения "бесплатной" рабочей силы, и мы прогнозируем дальнейшее стремительное развитие этого явления". - "Таким образом, вопрос - только в гибкости хостинг-провайдеров", - делает вывод г-н Ходосевич.

    О том, что бесплатный хостинг жив и здравствует, свидетельствуют сообщения с ленты новостей. Так, в рамках проекта GotDotNet.RU запущен сервис бесплатного пробного хостинга решений, разработанных по технологии .NET. Любой зарегистрированный пользователь сервера теперь имеет возможность размещать для тестирования свои приложения, разработанные на платформе .NET. Ему предоставляется собственная директория, база, ftp-доступ, а также прямой доступ к базе.

    Что касается коммерческого хостинга, то он, как полагает большая часть экспертов, однозначно имеет в России неплохие перспективы.

    Александр Шпагин (ЗАО "Арбатек") считает, что в настоящее время в России рынок хостинга испытывает "даже еще не подъем, а лишь только начало подъема", и ему, по мере движения российского общества к интернет-технологиям, еще уготовано многое.

    При этом, как отмечает Арсений Цаплев из ООО "Веб Стайл", на этом рынке сейчас очень сильна конкуренция. При этом "некоторое количество фирм и частных лиц предоставляют услугу хостинга "неофициально" - либо не регистрируя предприятие вообще, либо размещая сайты на своем сервере, подключенном по выделенной линии - в порядке "частной инициативы" сотрудников, либо как "сопутствующий" бизнес".

    "Я, как физическое лицо, уже начинаю задумываться, а не воспользоваться ли мне коммерческим хостингом для собственного проекта, потому что он стал финансово доступным. Я не был морально готов платить за хостинг 50 долларов в месяц, а вот 100-150 долларов в год - это вполне нормально", - говорит Александр Капралов, системный администратор АПИК "ЭФКО".

    Однако полноценного платежеспособного спроса на услуги хостинг-провайдеров еще нет - так считает Максим Ходосевич ("МАСТАК.РУ"). Основные причины этого он видит в отсутствии средней прослойки клиентов, готовой платить за подобного рода услуги, и соответствующей инфраструктуры.

    В то же время, продолжает он, нельзя утверждать, что развитие российского рынка платного хостинга осталось в стороне от весьма бурного развития отечественного IT-рынка.

    "По разным оценкам, рост хостингового рынка составляет порядка 20-30% в год, при том, что емкость этого рынка в настоящее время - около $50 млн. в год. Цифры обнадеживающие, поэтому не вызывает удивления значительное увеличение числа операторов, а также расширение сфер влияния существующих крупных игроков", - говорит г-н Ходосевич. В качестве основных стимулирующих рынок факторов он называет улучшение общей экономической ситуация в стране, успехи отрасли связи (более чем трехкратное превышение темпов роста над российским среднеотраслевым показателем), приток инвестиций из разных отраслей в инфраструктуру интернета и другие.

    К этому стоит добавить и низкий порог вхождения в хостинговый бизнес. По мнению Артура Еналиева, технического директора ООО "Бест Хостинг", для того чтобы заняться хостингом, достаточно арендовать даже не стойку, а место в стойке для 2-х серверов (для надNжности). В среднем по Москве, по его оценке, установка двух серверов обойдNтся, с учNтом стоимости серверов, в $5000-6000 сразу (без учNта стоимости программного обеспечения), плюс абонентская плата от $250 за оба сервера в зависимости от трафика. "Так что, выделив $10000, можно полтора года свободно заниматься хостингом", - считает г-н Еналиев.

    "Таким образом, растущий спрос встречает все более и более адекватное предложение. Если говорить о прогнозах, то, по нашим оценкам, к 2005 году емкость рынка составит около $150 млн.", - делает вывод Максим Ходосевич.

    Однако, как заметил Марат Шайдулатов из компании СТО, Digt, Ltd, которая предоставляет решения для хостинговых компаний в Америке и Европе, рынок хостинга в России находится на зародышевом уровне и его пока вообще сложно сравнивать с американским или европейским рынком.

    "До сегодняшнего дня мы рассматриваем в России перспективным для себя только рынок аутсорсинга. Ни одна отечественная хостинговая компания наши продукты не покупала. Цена на лицензию ISP действительно высока для российских компаний ($1699 для Digt Personalization Kit), но мы готовы предоставлять существенные скидки, если почувствуем, что рынок есть. Пока же для этого нет никаких предпосылок", - отметил Марат Шайдулатов.

    Если говорить о финансовой отдаче хостинга, то, по мнению Александра Шпагина (ЗАО "Арбатек"), показательными были бы такие цифры: при грамотном бизнес-плане вложения в хостинг реально могут начинать приносить ощутимую прибыль и обеспечивать уверенную положительную динамику роста только со второго-третьего года.

    "Тут, правда, есть еще один аспект - законотворческий, - добавил г-н Шпагин. - Пройдет еще год или полгода - проснется наше законодательство и сделает все, чтобы хостинг стал приносить прибыль еще и тем, кто в нем пока ничего не понимает".

    Центры данных и другие "промышленные" решения веб-хостинга

    Мартин Талбот, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Cable & Wireless CIS, отмечая существование платежеспособного спроса на услуги коммерческого хостинга (прежде всего, веб-хостинга), фиксирует начало развития услуг хостинга бизнес-приложений:

    "Сегодня востребован сервис ASP ERP, CRM, SCM, биллинговых и некоторых других систем. Клиенты - это в основном небольшие и средние предприятия, для которых стоимость владения и поддержки таких систем слишком велика. По мере развития малого и среднего бизнеса в России будет расти и востребованность таких и аналогичных услуг. Для более крупных компаний экономически целесообразным решением может служить передача на хостинг своих собственных бизнес-приложений. В этом случае преимуществом использования хостинг-провайдера является высокий уровень надежности и широкий спектр дополнительных услуг. Крупнейшие компании также могут являться потенциальными клиентами для хостинговых услуг и не только веб-хостинга. Например, в тех случаях, когда для поддержки функционирования системы требуется уникальный опыт сервис-провайдера. К таким случаям относится content distribution или обеспечение Business Continuity/Disaster Recovery (услуги обеспечения непрерывности бизнес-процессов). Например, в рамках реализации Business Continuity Plan при построении резервного центра обработки данных даже для крупной компании необходим уникальный опыт сервис-провайдера по созданию высоконадежных хостинг-центров. Более того, использование услуг сервис-провайдера в этом случае будет экономически более эффективным, чем создание и поддержка собственного резервного центра даже для очень крупной компании".

    Компании, учитывая спрос на ASP и прочие услуги, спешат занять свое место под солнцем. Так, компания Online System Group объявила о запуске партнерской программы для хостинг-провайдеров, по которой они смогут предложить своим клиентам услугу по созданию интернет-магазина на основе автоматизированной системы OSG WebShop. Цель программы - популяризация инструментов пребывающей в застое электронной коммерции и развитие ASP-услуг на ресурсах провайдеров.

    Провайдеры, вступившие в партнерскую программу, бесплатно получают в свое распоряжение серверную часть системы создания и управления интернет-магазинами OSG WebShop. Устанавливая ее на своих аппаратных ресурсах, провайдеры имеют возможность в дополнение к оказываемым ими услугам хостинга добавить новую услугу - аренда программных приложений (ASP) и тем самым обеспечить своих клиентов возможностью ведения электронного бизнеса.

    Что касается самих центров данных, то они - дорогое удовольствие. По словам технического директора DATA FORT Дмитрия Полякова, существующие в Москве владельцы дата-центров называют суммы инвестиций в них от $2,5 до $5 млн. И это - без компьютеров и хранилищ данных - только помещения, дублированное электропитание, ИБП, дизель-генератор, охранные системы, климатические системы (обычно дублированные), автоматика пожаротушения газом, охранный периметр и видеонаблюдение плюс еще многие вещи. И всN это надо поддерживать!

    "Трудно назвать удельную стоимость метра, но, в принципе, с ростом площадей она снижается. Дата-центр размером ровно 100 кв. м - нонсенс и неэффективное вложение денег. Это - дорогущая серверная комната с огромной проблемой расширения", - считает г-н Поляков.

    Действительно, по словам Мартина Талбота на создание двух хостинг-центров Cable & Wireless в Москве было израсходовано около $5 млн. В связи с этим возникает вопрос о прибыльности дата-центров, т. е. насколько оправданы такие большие вложения?

    Мартин Талбот утверждает, что бизнес, связанный с предоставлением услуг хостинга, безусловно, прибылен, и спрос на хостинг-аутсорсинговые решения, предполагающие высокий уровень сервиса, неуклонно растет.

    "Спрос на хостинг может быть удовлетворен провайдерами с богатым опытом предоставления передовых телекоммуникационных услуг", - считает г-н Талбот и приводит в качестве примера свою компанию Cable & Wireless. Дополнительный источник прибыли для сервис-провайдера, по его мнению, заключается в предоставлении смежных услуг, таких, как телефония и передача данных.

    Дмитрий Поляков продолжает: "Прибыльность зависит от объемов рынка - сколько клиентов на эти услуги мы можем ожидать. В Америке и Англии, например, количество дата-центров идет на многие десятки (если не сотни), их площади уже меряются квадратными километрами; в Японии сейчас бум дата-центров. В Москве коммерчески работающих дата-центров в западном понимании известно 3; могут быть открыты или перепрофилированы еще максимум 2-3. Их объемы не слишком велики в сравнении с западными (тысячи кв. м "ждущей" площади, при полной готовности сотен кв. м). Но в той же Москве (я не говорю пока о России) сегодня сосредоточены крупнейшие финансовые учреждения, штаб-квартиры холдингов, крупных промышленных групп, растут торговые сети. Все они - потенциальные клиенты дата-центров. Но в то же время их не настолько много, чтобы загрузить полностью 2-3 серьезных дата-центра. И они могут быть прибыльными. Цифр маржи не будет, но окупаемость за 2-3 года вполне доступна".

    Однако, по мнению Александра Капралова, системного администратора АПИК "ЭФКО", говорить о прибыльности бизнеса, связанного с центрами данных, в России рановато. По его словам, основной потребитель этих услуг - средний бизнес - еще не готов к внедрению подобных технологий.

    "Пройдет 5-10 лет, после чего подобная форма деятельности будет по-настоящему востребована. С другой стороны, создание подобных проектов требует времени и денег, следовательно, можно начинать задумываться об этом - тут, бесспорно, выиграют компании, способные на долгосрочные инвестиции", - считает г-н Капралов.

    Продолжая разговор о прибыльности, Игорь Федотченко, генеральный директор METRIC, отметил: "Здесь все очень просто. Все зависит от способности собирать урожай с погонной единицы в 45 миллиметров - юнит (единица измерения занимаемой под оборудование полезной площади в стойках). Искусство и благосостояние хостинг-провайдера заключается именно в умении развернуть наибольшее количество ликвидных сервисов, приходящихся на каждый юнит дата-центра, и способности все это продать. Формула успешности, по большому счету, не зависит от первоначальных вложений".

    Аргументируя свой последний тезис, г-н Федотченко приводит пример из реальной жизни: "Провайдер строит промышленный дата-центр на 25 стоек (расходы на инфраструктуру составляют около $2 млн.). И (о, удача!) сразу оптом сдает в аренду все стойки под оборудование заказчика по цене $900 за стойку в месяц. Получаем годовой доход в $270 тысяч ($22500 в месяц). Наша компания в лице PARKING.ru со средним месячным доходом $35 на клиента (это реальная цифра в PARKING.ru на виртуальный хостинг) берет в аренду на этом же дата-центре оставшиеся 8 юнитов в стойке под свои 4 сервера со 160 клиентскими виртуальными серверами на каждом. Простой подсчет показывает, что доход PARKING.ru с 8-ми юнитов составит $268800 в год ($22400 в месяц). Стоимость аренды 8 юнитов обойдется примерно в $3500 в год. Выводы делайте сами.

    Вы скажете, что они еще трафик продают! Да и мы этим клиентам дополнительные услуги оказываем, сайты разрабатываем, разные программные решения и в услуги хостинга это не входит". "Климат-контроль, резервное питание - это уже не нечто уникальное, а норма, - считает Светлана Прозорова, генеральный директор фирмы .masterhost. - Сейчас решающее значение при продвижении и реализации хостинга приобретают уже совсем другие вещи: качество организации работы службы техподдержки, удобство внутренних интерфейсов для клиентов, дополнительные сервисы".

    По мнению Георгия Георгиевского, генерального директора компании "Rusonyx", "главными в этом направлении деятельности являются не оборудование, системы климата и электропитания, а connectivity (подключение), то есть то, насколько широкими и надежными каналами хостинг-провайдер подключен к магистральным операторам связи, насколько надежны его отношения с ними и насколько выгодны ему их цены".

    Хорошо ли быть "толстым"?

    Таким образом, можно ли утверждать, что интернет-провайдеры и крупные телекоммуникационные операторы, располагающие "толстыми" каналами связи, имеют большое преимущество в предоставлении услуг хостинга перед остальными игроками рынка?

    Дмитрий Степанов, руководитель Хостинг-Центра РБКM:
    "В отдельных аспектах этого бизнеса преимуществом они, конечно же, обладают: стоимость трафика у них ниже, нежели у прочих хостеров, покупающих у них этот трафик. Однако конечная стоимость услуг хостинга складывает не только и не столько из цены на трафик. Есть еще затраты на организацию технической площадки, аренду офиса, разработку и поддержку программного обеспечения хостинга и пр. и пр. Но, пожалуй, основную часть расходов, а, следовательно, и цены хостинга для конечного клиента, занимает маркетинг, а именно продвижение услуг хостера: реклама и PR.

    Хостинг-Центр РБК, являясь частью группы компаний "РосБизнесКонсалтинг", имеет доступ ко всем рекламным площадкам группы, что позволяет нам сократить затраты на рекламу наших услуг практически до нуля, тем самым с одной стороны снизить конечную стоимость наших услуг, а с другой - сосредоточится на качестве самого сервиса".

    Максим Захаренко, руководитель PARKING.RU:
    "И да и нет. Да - по следующим причинам. 1. Услуги хостинга оказываются на практически том же оборудовании (сетевое и серверное). То есть уменьшаются расходы по этой статье. 2. Ликвидация дисбаланса трафика. 3. Самое главное - клиентская база. За услугами хостинга клиент прежде всего обращается к своему провайдеру.

    Нет, потому что сложно организовать хороший уровень сервиса для большого числа клиентов. Видимо поэтому мы сегодня наблюдаем побочность хостингового бизнеса для крупных телекоммуникационных провайдеров. Пока можно говорить только о большом потенциале. Кстати, совсем не обязательно крупному провайдеру самому заниматься предоставлением услуг конечным клиентам. Возможно, удобнее действовать через сеть партнеров-реселлеров".

    Дмитрий Поляков, технический директор DATA FORT:
    "Не стоит этого делать, так как прямой связи тут нет. Отдельному клиенту толщина каналов неинтересна. Интересен опыт комплексных услуг, интеграции, сервисных услуг для прикладных систем. Последнее является проблемой для толстых операторов - у них другой фокус. Но и без их участия трудно - сетевая инфраструктура операторов необходима. Мы видим положительное решение в альянсах сервисных компаний и телеоператоров. Вместе они "накроют" все ниши потребителей услуг".

    Мартин Талбот (Martin Talbot), руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Cable & Wireless CIS:
    "Преимущество телекоммуникационных операторов и интернет-сервис-провайдеров огромно. Это преимущество определяется не только владением каналами связи. По нашему мнению, особенно важен опыт сервис-провайдеров в оказании услуг, наличие соответствующих служб, процедур и т.д. Для клиентов, размещающих на площадках хостинг-провайдеров критически важные для бизнеса приложения, необходимы широкий спектр дополнительных услуг и гарантии уровня предоставления этих услуг. Сервис-провайдеры обладают инфраструктурой и уникальным многолетним опытом поддержки этих услуг и гарантий".

    Александр Шпагин, генеральный директор ЗАО "Арбатек":
    "Все зависит не столько от мощностей оборудования и толщины каналов, сколько от интеллектуальных мощностей и толщины кошельков инвесторов. При прочих равных, я полагаю, что да, преимущество наличествует".

    Игорь Черепанов, генеральный директор ООО "СитИ-М":
    "В настоящее время они еще не имеют сильного преимущества, но через 1 год картина изменится в пользу "толстых".

    Мартин Громов, руководитель хостинга AGAVA:
    "Если речь идет о предоставлении услуг виртуального хостинга, то нельзя так однозначно утверждать. Владельцы каналов - скажем так, оптовики, у них свои задачи и методы работы. Хостинг-провайдеры, предоставляющие виртуальный хостинг, - это уже, скорее, розница. Опт без розницы ничто, равно как и наоборот. Это два разных бизнеса и будут ли ими заниматься два отделения одной компании или две разных компании, на мой взгляд, не очень важно".

    Георгий Георгиевский, генеральный директор компании "Rusonyx":
    "Безусловно, наличие "толстых" каналов способствует успешности данного бизнеса. Однако главным приоритетом сегодня является технология, то есть лидерами сегодняшнего рынка могут стать обладатели отличного ноу-хау".

    Светлана Прозорова, генеральный директор .masterhost:
    "Вообще, продажа частей "толстых каналов" и массовый коммерческий хостинг - это совершенно разные механизмы. Мы не видим никакого антагонизма между разными типами операторов рынка".

    Алексей Резниченко, Евгений Суржиков, компания "Андэк":
    "Мы считаем, что нельзя говорить об автоматическом преимуществе провайдеров, предлагающих "толстые" каналы связи. Эти провайдеры могут получить преимущества только в том случае, если они (или другие компании - разработчики программного обеспечения, ASP-провайдеры) предлагают интересные пользователям новые услуги и приложения, которые смогут эффективно загрузить эти каналы. В противном случае, как мы часто и наблюдаем, эти каналы используются только частично. На наш взгляд, в настоящее время в этом случае (и вообще) участникам рынка хостинга не хватает взаимодействия, сотрудничества ".

    Александр Капралов, системный администратор АПИК "ЭФКО":
    "Да, у них уже создана необходимая инфраструктура, имеется грамотный персонал, продумана идеология".

    Александр Красников, генеральный директор ООО "Бест Хостинг":
    "Да. Несомненно. Толстые каналы говорят о дешевом трафике для провайдера, а ведь именно трафик приносит значительную прибыль крупному провайдеру. К примеру, некоторые провайдеры берут с клиента около $50 за каждый гигабайт входящего международного трафика".

    Михаил Дегтярев, менеджер по специальным проектам Webplus:
    "Да".

    Антон Яковлев, директор ЗАО "Новые информационные технологи (НИТ)":
    "Думаю что в этом бизнесе, как и в любом другом, выигрывает тот, кто держит под контролем финансовые потоки. Эти люди и решают, закупать ли хостинг у "толстых" провайдеров или за рубежом, или еще где-то".

    Михаил Иванченко, менеджер интернет-магазина HFree.ru:
    "Думаю, что да".

    Валерий Зимин, руководитель отдела WWW+Internet компании "Сканер" (г. Казань) :
    "Вероятно, да. Они потенциально могут варьировать цены в более широком диапазоне и предоставлять услуги более качественно".

    Денис Имшенецкий, директор компании "НетХауз":
    "Они имеют преимущество в области привлечения клиентов, все остальное покажет время".

    Артур Еналиев, технический директор ООО "Бест Хостинг":
    "Преимуществом можно считать то, что во-первых, интернет-провайдеры и телекоммуникационные операторы имеют свою клиентскую базу, во-вторых, они уже обладают достаточными техническими мощностями для предоставления такого рода услуг, и в-третьих, их главное преимущество заключается в том, что они именно РАСПОЛАГАЮТ этими "толстыми" каналами, и могут свободно (по более низкой себестоимости) размещать свои сервера на своих площадках.

    При прочих равных условиях других преимуществ нет, т.к. любой другой хостинг-провайдер, разместив своN оборудование у этого крупного провайдера, будет иметь те же "толстые" каналы. Дальше дело рекламы и маркетинга - кто лучше сможет довести до своих клиентов, "какой он хороший".

    Максим Азаров, владелец и президент E-Neverland Network:
    "Конечно, нет. Зачастую для провайдеров доступа предоставление услуг хостинга является непрофильным и цены на него в несколько раз превышают среднерыночные. Кроме того, для провайдера доступа всегда приоритетны его основные клиенты, а развитием хост-базы он занимается в остаточном порядке. В этом плане добросовестные хостинг-провайдеры выигрывают, так как размещение серверов для них - "дело жизни". Что касается "толстых" каналов, то опять же здесь шансы у всех, как мне кажется, равны. Приобрести хороший канал для базы серверов - не такая уж проблема в настоящее время (особенно в США и некоторых странах Европы)".

    Арсений Цаплев из ООО "Веб Стайл":
    "Нет, вряд ли. Каждый желающий может расположить свой сервер в центре данных "толстого оператора" и тем самым сравняться с ним по толщине каналов".

    Жанна Шумкова, менеджер по маркетинговым коммуникациям компании "Интернет Бизнес Бюро":
    "Да, так утверждать можно и это подтверждает практика, у них есть и "толстый" канал, и заработанное годами имя, которому доверяют. Круто сказать, что у тебя хостинг на "Комбелге".

    Сергей Дружинин, маркетолог ISPserver.com:
    "Нет, так утверждать нельзя. Структура предоставления этой услуги такова, что оператор плохо приспособлен для ее оказания. Недаром же рынок сотовых операторов и рынок ТФОП-операторов разделены. Точно так же значительно эффективнее оперировать хостинг-услугами в рамках отдельных компаний".

    Оценив объем всего российского рынка хостинга в $800 тысяч в месяц, г-н Дружинин делает следующие выводы:

    "В силу того, что особых инвестиций на этом рынке не ожидается, а рост рынка напрямую связан с ростом рынка провайдинга и составляет те же самые 60% в год, что и рост рынка провайдинга, вывод следует только один - не ожидается сколько нибудь большого количества новых дата-центров в России, и, соответственно, рынок поставки оборудования для дата-центров не должен сложиться и выделиться из соответствующих рынков (серверов, систем климат-контроля и проч.)".

    Примеры центров данных в России

      Массового наплыва новых дата-центров в России, как справедливо заметил Сергей Дружинин, ожидать не стоит. Отдельные же центры данных в нашей стране продолжают появляться. Пример не так давно открывшегося центра данных - совместный проект компаний IBS и Cable&Wireless под названием DATA FORT. О текущем положении дел мырешили справиться у Дмитрия Комиссарова, коммерческого директора этого проекта.  
    CNews.ru: Как развивается проект DATA FORT с момента своего образования? Какие успехи были достигнуты, с какими трудностями пришлось столкнуться?

    Старт коммерческой эксплуатации совместного проекта IBS и Cable&Wireless - центра данных DATA FORT был объявлен 3 октября прошлого года, спустя 3 месяца его функционирования в тестовом режиме. С момента его запуска одной из наших основных целей было продвижение на российский рынок услуг крупного интернет-дата-центра и, в частности, услуг по аренде приложений. В связи с тем, что этот сегмент только зарождался, мы безусловно сталкивались с проблемами ментального восприятия и доверия к подобным услугам. Однако после более детального знакомства с промышленной инфраструктурой нашей технологической площадки, службами мониторинга и обеспечения работоспособности серверов, системами информационной и физической безопасности все вопросы разрешались сами.

    Среди наших достижений за этот период можно отметить следующие: 1) появление клиентов и первых успешных проектов в сфере ASP; 2) активное развитие технологий дата-центра и предложение крупным коммерческим проектам услуг защищенного хостинга и IT-аутсорсинга; 3) подписание партнерских соглашений с ведущими поставщиками инфраструктуры и разработчиками информационных систем.

    CNews.ru: Кого вы считаете своими ближайшими конкурентами и в чем, по-вашему, состоят главные козыри компании DATA FORT? Насколько вообще серьезна конкуренция на этом сегменте рынка в России?

    В настоящее время услуги по аренде несложных приложений уже оказывает несколько компаний, из которых наиболее известной является "Гарант-Парк-Интернет", предлагающий в рамках проекта Parking.ru продукты компании Microsoft и некоторые собственные разработки. Тем не менее, DATA FORT не рассматривает их в качестве прямых конкурентов, т.к. мы концентрируем свое внимание на комплексных услугах с гарантиями работоспособности для крупных и сложных проектов. К сожалению, многие традиционные хостинг-провайдеры ограничивают свое предложение, предлагая в основном услуги размещения серверов - Colocation - и не беря на себя ответственность за администрирование и управление размещенными системами на уровне приложений.

    Благодаря опыту и клиентской базе IBS, передовым технологиям Cable&Wireless и уникальной технологической площадке (Internet Data Center) DATA FORT сможет удовлетворить любые запросы клиентов, в том числе и те, которые сейчас не могут быть выполнены конкурирующими компаниями.

    CNews.ru: С какими производителями ПО работает компания DATA FORT?

    Партнерские отношения с ведущими западными поставщиками решений и инфраструктуры обеспечивают технологическое лидерство DATA FORT на российском IT-рынке. Мы являемся одним из первых ASP-партнеров компании Microsoft и единственным партнером для компаний Oracle, Navision, ISC, Siebel в России. На уровне технологий и поддержки инфраструктуры мы сотрудничаем с такими известными поставщиками, как Cisco, IBM, Dell, Sun Microsystems, BMC Software, Symantec и т.д.

    CNews.ru: Могли бы вы назвать своих основных клиентов? Как складываются отношения с ними? Какие гарантии имеют клиенты в случае технических сбоев, потери информации и т.п.? Какова ответственность компании в этом случае?

    На сегодняшний день в нашем дата-центре размещены такие крупные ресурсы, как сайты ЗАО "Соник Дуо" - www.megafonmoscow.ru и www.gsmlight.ru, система online-бронирования www.parter.ru, торговая площадка Depo.ru, автоматизированная система бронирования авиабилетов Matisse, служба регистрации shareware-программ softkey.ru, веб-представительства компаний "Терем", Dell, IBS, TimeOnline и т. д.

    Среди крупных ASP-клиентов можно отметить российское представительство немецкого концерна Gedore Werkzuge по производству профессионального инструмента, которое в удаленном режиме использует ERP-систему Navision Attain, и крупнейшего производителя рекламной продукции - Фабрику рекламы "Алексо", использующую online-систему SupportWizard для отслеживания и контроля выполнения своих заказов. Многие системы, размещенные в дата-центре на хостинг, используют базы данных Microsoft SQL и Oracle. Мы дорожим своим именем, поэтому наши отношения с клиентами можно назвать долгосрочными и взаимовыгодными. Мы несем полную ответственность за работоспособность размещенных систем, их безопасность и доступность согласно Соглашению об уровне сервиса (SLA), которое подписывается с каждым заказчиком и где фиксируются величины ключевых параметров функционирования. В случае несоблюдения или непредоставления сервисов надлежащего качества проект DATA FORT выплачивает материальные компенсации.

    CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы развития подобных проектов в России? Насколько востребован ASP-бизнес сейчас?

    На наш взгляд, российский рынок услуг аренды приложений в частности и IT-аутсорсинга в целом находится на начальном этапе своего развития. Мы не ждем новых игроков, т.к. входные барьеры объективно высоки и сопряжены с большими инвестициями в технологии, инфраструктуру и т.д. Однако можно уверенно констатировать, что многие компании стали чаще задумываться о повышении своей эффективности благодаря информационным технологиям. Модель аренды информационных ресурсов и аутсорсинг непрофильных функций все чаще будут задействованы в работу IT-служб. По данным Gartner Group, доля услуг аутсорсинга и обслуживания корпоративных информационных систем в России к 2004 году увеличится до 57% по сравнению с 53% от общего объема услуг в сфере информационных технологий, оказанных в 2000 году. В связи с этим DATA FORT разработал и предлагает расширенный пакет услуг в области аутсорсинга информационных систем на базе дата-центра:

     
    1) Аутсорсинг файловых сервисов/Хранилища данных - комплексная услуга DATA FORT, адресованная корпоративным клиентам и заключающаяся в одновременном предоставлении в пользование компаниям технических ресурсов DATA FORT и профессионального опыта для их полной поддержки и управления. Услуга заключается в аренде (или заказном строительстве) серверного ядра, хранилищ данных и прикладных программ, сетевых средств в Центре Обработки Данных DATA FORT и использовании этих ресурсов для выполнения основных профильных задач клиента.

     
    2) Disaster Recovery Center (DRC) в DATA FORT - обеспечение непрерывности бизнес-процессов клиента при возникновении аварийной ситуации, вызванной природными и техногенными причинами, воздействием человеческого фактора, критическими сбоями программного/аппаратного обеспечения или иными непредвиденными обстоятельствами. Сервисы DRC DATA FORT предусматривают хранение и восстановление критически важной информации клиента, своевременное развертывание резервного офиса и обеспечение всех необходимых условий для продолжения деловой активности в случае возникновения аварийной ситуации в постоянном офисе клиента. Фокус услуг направлен на оперативное возобновление критических сервисов и IT-процессов клиента.

    Другой пример - недавно холдинг "РосБизнесКонсалтинг" объявил об открытии собственного хостинг-центра и начале предоставления услуг хостинга. По словам вице-президента РБК по информационным технологиям Алексея Кузовкина, "лучшей демонстрацией качества и надежности услуг нашего хостинг-центра является бесперебойная круглосуточная работа самого сайта РБК, выдерживающего пиковые нагрузки до миллиона посетителей в день".

     
    Открываете свой сайт в интернете? Разместите его в хостинг-центре "РосБизнесКонсалтинга".

    Хостинг-центр РБК располагается на собственной технологической площадке холдинга, в специальной гермозоне, оборудованной системами бесперебойного питания и климатического контроля.

    РБК также разработал автоматическую систему администрирования хостинга, с помощью которой клиенты могут заказывать и оплачивать услуги хостинг-центра, а также управлять своими проектами.

    Сегодня хостинг от РБК - это:

      - Регистрация доменов в зонах com, net, org, biz, info, ru, nu, bz, сс, ws, tv;
      - Поддержка баз данных, PHP, CGI, SSI, Perl, Cron, SSL и пр.;
      - Доступ к почте через веб-интерфейс, POP3, SMTP, IMAP;
      - Электронные SSL-сертификаты;
      - Веб-интерфейс управления сайтом;
      - Круглосуточная служба поддержки;
      - Система резервного копирования (back-up);
      - Широкий выбор тарифных планов: от $6 до $30 в месяц;
      - Дополнительные услуги от РБК-Софт: ASP-сервисы, Altavista Search Engine, Siebel, IBM WebSphere, BEA WebLogic и др.;
      - Хостинг для VIP-клиентов от $200 в месяц.

    Клиентам предлагается широкий выбор способов оплаты услуг хостинг-центра: наличными в офисах РБК в Москве и Санкт-Петербурге, кредитной картой, банковским переводом, через сберкассу. Кроме того, РБК обладает собственной курьерской службой, курьеры которой при необходимости могут выехать к клиенту для оформления договора и приема оплаты.

    РБК является авторизованным дилером Ru-Center, а также Europe Premier-партнером компании VeriSign, крупнейшего в мире регистратора доменов. В настоящее время на хостинг-площадке РБК уже размещены сайты ГУМа, РОСНО, Honda, Большого театра и др.

    Выбрать тарифный план, зарезервировать и оплатить хостинг можно на сайте hosting.rbc.ru или в офисах РБК.

    Телефоны офисов компании:
    в Москве: (095) 363-0309,
    в Санкт-Петербурге: (812) 371-9890.

    Поддержим отечественного хостера?

    На Западе крупный интернет-бизнес склонен не экономить на хостинге и выбирать именитых поставщиков этих услуг. Так, торговая интернет-площадка eBay, следуя своей стратегии диверсификации веб-хостинга, недавно выбрала компанию Intel Online Services для обслуживания части своих ресурсов. Последняя через свою сеть центров обработки данных предоставляет корпоративным клиентам во всем мире веб-услуги и услуги управляемого хостинга, а также ряд услуг хостинга инфраструктуры и приложений.

    Очевидно, что стоимость услуг и перечень предоставляемых услуг стоят не на последних местах в выборе хостинговой компании. Но существует еще и такая проблема: у кого лучше размещать сервер - у российского или, к примеру, у американского хостера? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно, прежде всего, знать, в чем состоят их основные различия.

    По мнению Мартина Талбота, руководителя отдела по работе с корпоративными клиентами Cable & Wireless CIS, различия между российскими и западными хостерами определяются разными уровнями развития рынков хостинга в России и западных странах:

    "В России большинство клиентов располагают в хостинг-центрах свои веб-узлы. Для их поддержки требуется определенный, достаточно ограниченный набор услуг, которые могут быть предоставлены, в том числе, и небольшими компаниями, не обладающими опытом и инфраструктурой. От западных хостеров, таких, как Cable & Wireless, требуется более широкий спектр услуг (мониторинг, архивирование, обеспечение безопасности и т.д.), поддержка SLA. Все это необходимо при размещении в хостинг-центрах приложений, критически важных для бизнеса".

    Максим Захаренко, руководитель PARKING.RU:
    "С точки зрения клиента, основное отличие - в движении денег (ежемесячной оплате). Если вы пробовали платить за границу со счета вашей компании и оформляли эти сделки, то вам должны быть знакомы огромное количество проблем: согласование в валютном отделе банка, согласование в налоговой инспекции, освобождение от двойного налогообложения и т.д. Да и скорость отклика сайта, по-прежнему, небольшая, но проблема. Все-таки, пропускная способность международных каналов провайдеров существенно меньше внутрироссийской.

    С точки зрения бизнеса самого хостинг-провайдера, у иностранного провайдера доступ к инфраструктуре бизнеса, включающей каналы, дата-центры, биллинговыесистемы, минимальные проблемы с проведением микроплатежей, финансовые инструменты в виде, например, лизинга, существенно лучше. Да и общее развитие экономики дает на порядки больший спрос. Однако, и на порядки большую конкуренцию. В этом смысле сложнее им там. Надо очень много баннеров, чтобы тебя заметили".

    Дмитрий Поляков, технический директор DATA FORT:
    "У американского хостера опыт нескольких лет развития отрасли. Более крупные дата-центры. Лучше финансовые условия на приобретение оборудования. Но самое главное - у него намного больше потенциальных клиентов, на порядки больше. Отметим, что и конкуренция жестче настолько же. Есть еще нечисловой аспект - у американских компаний другая ментальность. Они достаточно "безруки", чтобы делать всN своими руками, и уже приучены передавать обслуживание себя на сторону (от доставки обедов до приема звонков клиентов, Call-центры тому пример). Компьютерные "штучки" сам Бог велел аутсорсить, что они и делают. Далее, они полностью согласны, что за сервис и услуги надо платить, и может быть, даже дорого. У нас же рынок услуг (не продаж) только начинает формироваться в самодостаточное направление".

    Георгий Георгиевский, генеральный директор компании "Rusonyx":
    "Различия между ними прослеживаются во многом. Это связано и с вопросами лицензирования деятельности, и с принципами построения финансовой деятельности компании. Тем не менее, принципиальное их отличие друг от друга заключается в том, что в России нельзя строить бизнес по-американски, в то время как в Америке по-русски его строить можно! Единственное, что может объединять хостинг-провайдеров этих стран, - это наличие при создании хостинговой компании профессиональных менеджеров, способных строить и развивать бизнес, обладающих техническими и экономическими знаниями, имеющих, при этом, опыт успешных продаж. Ведь построить сегодня успешный бизнес без соответствующего опыта и знаний практически невозможно".

    Сергей Дружинин, маркетолог ISPserver.com:
    "В том, что в России отдельно выделяется внутренний и международный трафик. В том, что себестоимость хостинга в России и США состоит из разных статей и считается по-разному. В том, что клиент, как правило, ищет наиболее дешевый вариант вместо наиболее эффективного".

    Максим Азаров, владелец и президент E-Neverland Network:
    "В отношении к клиентам, а также в правовых особенностях работы хостера. В американских и европейских компаниях никто не посмеет нагрубить клиенту, но в то же время в американских компаниях существует четкая субординация хостера по отношению к клиенту. Также во всех западных странах отношения провайдера и клиента четко регламентированы законом, чего у нас пока не предвидится.

    Мы приняли европейскую модель построения работы с клиентами у нас, в ENELIS, когда отношения провайдер-клиент строятся на принципах уважения к клиенту и взаимодействия с ним, но в то же время ставка в работе делается не на всю массу клиентов (как в США), а на каждого в отдельности. Таким образом нам удается поддерживать высокий уровень доверия клиентов к нам и, соответственно, снижать отток клиентов (за последние месяцы от нас по различным причинам ушло всего 2 клиента; я не считаю тех, кто не оплатил услуг по продлению, а их пять)".

    Арсений Цаплев из ООО "Веб Стайл":
    "Деятельность американского хостера, на мой взгляд, значительно более автоматизирована. В США распространена услуга регистрации доменов как отдельный бизнес. У нас чаще все же стараются и регистрировать домен, и покупать хостинг в одном месте".

    Александр Шпагин, генеральный директор ЗАО "Арбатек":
    "Основные различия в том, что если вашего клиента интересует прежде всего заокеанская аудитория, то и сайт свой ему выгоднее размещать на американских площадках, так как время отклика сервера немного отличается от московских. С другой стороны, есть и определенные издержки - слишком далека кнопка Reset!

    Самое оптимальное в этом смысле - иметь серверы как в Москве (и не только в Москве, но вообще - по России), так и в Штатах: на выбор клиенту. То есть опять мы должны отталкиваться от спроса, именно он порождает предложение. Именно так это реализовано в нашей компании. Но чисто американским хостинг быть не должен - слишком специфичны особенности услуг".

    Максим Ходосевич, менеджер по маркетингу "МАСТАК.РУ":
    "Истоки всех основных отличий между типичным российским и американским оператором рынка веб-хостинга лежат в той конкурентной среде, в которой оператору приходится работать. Известно, что американский рынок хостинга давно достиг стадии перенасыщения. Уровень конкуренции адекватен уровню развития интернет-рынка в целом. Всем известны следствия: пользователи предъявляют повышенные требования к качеству существующих сервисов, а выигрывает, выживает и развивается в итоге та компания, которая способна предложить клиентам пакет услуг, принципиально отличающийся от услуг конкурентов по параметрам новизны, широты и комплексности. Под комплексностью подразумевается, что хостинг-провайдер должен предоставлять услуги интеграции, веб-девелопмента, консультационные услуги и т.д. Таким образом, произошла значительная трансформация спроса. В России, естественно, о массовости такого подхода говорить еще рано. О неразвитости рынка свидетельствует множество индикаторов. Наиболее значительный из них - чрезмерно интенсивное использование операторами рычагов ценовой конкуренции, в том числе и в крайних формах (демпинг, системы привлечения клиентов, построенные по пирамидальному типу). Однако очевидно, что российский рынок с каждым годом становится все более и более цивилизованным, все большее число операторов начинают ориентироваться на получение выгод в долгосрочном периоде, и, как следствие, сосредотачивают усилия на обеспечении качества услуг. Нам представляется, что американская модель дает представление о том, какиммы сможем увидеть российский рынок хостинга в ближайшем будущем".

    Александр Красников, генеральный директор ООО "Бест Хостинг" основное различие между американским и российским хостером видит в "привязке" последнего к месту своего расположения. Причины этого, по его мнению, состоят в том, что, во-первых, зарубежные провайдеры более 80% платежей клиентов принимают онлайн по кредитным картам, а в России более популярна оплата через Сбербанк или в офисе провайдера; во-вторых, зарубежные провайдеры могут иметь бесплатные для пользователей телефоны службы технической поддержки, например, из любого конца США можно позвонить по некоторому номеру БЕСПЛАТНО и получить консультацию специалиста.

    Среди других различий Александр Красников назвал большую по сравнению с американцами "гибкость" отечественных провайдеров хостинга (причина этого, по его мнению, кроется в меньшей платежеспособности российских клиентов) и несравненно лучшие каналы связи за рубежом.

    Между тем, как считает Михаил Зеленский, руководитель отдела HTML в компании The Web Production, технических различий между хостерами, разделенными океаном, не существует. Различия, по его мнению, выражаются в маркетинге и методах продаж. Но в первую очередь следует знать отличия рынков:

    "Американский рынок, как и западный вообще, перенасыщен услугами хостинга, тем более, что хостингом можно заниматься и не имея "центра", а просто арендуя сервер. В отличие от российского ненасыщенного и растущего рынка".

    Михаил Дегтярев, менеджер по специальным проектам Webplus, считает, что различий для хостеров одинаковой весовой категории вообще не существует. Денис Имшенецкий, директор компании "НетХауз", сетует на дорогой российский трафик и, как следствие, более высокие цены на хостинг в России, а Антон Яковлев, директор ЗАО "Новые информационные технологи (НИТ)", считает, что "российские хостеры пока не готовы реально решать проблемы клиента в реальном времени".

    Итак, мы привели мнения о том, чем различаются отечественный и американский хостер. А где лучше размещать свой сервер - в Америке или в России - решать вам.

    Еженедельные обозрения на CNews.ru

    Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

    • Рынок корпоративного ПО
    • Информационная безопасность
    • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
    • Рынок телекоммуникаций;
    • Неделя в Сети (интернет-бизнес).

    Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.

    Короткая ссылка