Спецпроекты

Интернет Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: Единство и борьба противоположностей

Роза Иванова

Среди обилия новостей, на которые и эта неделя оказалась достаточно щедра, практически одновременно поступили две новости, чем-то связанные. Точнее, не просто чем-то, а общей темой. Одна из них хорошая, другая - плохая. С какой начнем?

С хорошей. Состоялся запуск нового информационного проекта: сайта медиасообщества Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-западного региона - Lenizdat.ru. Объем предоставляемой информации велик - здесь и публикации региональных газет, и мониторинг TV-программ и бумажной прессы, и анонсы, и слухи, и... это только начало. Сайт обещает стать настоящей находкой не только для журналистов, но и для всех, кто хочет быть в курсе происходящих в северной столице и вокруг нее событий.

"Все еще только начинается, - сообщила руководитель проекта Татьяна Калистратова. - В ближайшее время будет запущено много рубрик, предоставляющих информацию, часть из которой до сих пор не была столь доступна в Сети. Это, например, раздел "СМИ СПб - юридические лица": банк данных по СМИ Петербурга и области, в котором указаны все координаты средств массовой информации, а также рабочие телефоны, e-mail, факсы, расчетные счета, фамилии первых лиц и "реальных" владельцев того или иного СМИ. Рубрики "Кадровые ресурсы" и "Портфолио профессионалов" помогут журналистам в трудоустройстве. В разделе "Право" будут публиковаться материалы, посвященные законодательству, а также судебным процессам, связанным с журналистами. "Архив публикаций" формируется из самых актуальных и интересных материалов ведущих СМИ, причем большая часть статей будет появляться одновременно с выходом в свет источников. "Сводка" оперативно освещает основные события Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В ежедневный обзор газет Санкт-Петербурга включен даже мониторинг петербургских полос московских изданий. Не останутся без внимания и местные телепрограммы в рамках их обзора в специальной рубрике. Наша цель - создать единую информационную среду для региональных медиасообществ, заявляющих о себе по отдельности, разрозненно и потому доносящих информацию до меньшей, чем это возможно, аудитории".

Вобщем, журналисты северо-запада, объединяйтесь! Давно пора и... пока не поздно. Начав за здравие, заканчивать приходится за упокой: переходим ко второй, плохой новости. Стало известно, что в планах министерства печати - задушить половину СМИ. На всероссийском совещании главных редакторов, проводимом партией "Единая Россия", глава Министерства печати РФ Михаил Лесин выступил с комментариями текущего состояния рынка средств массовой информации. В рамках своего обзора г-н Лесин, в частности, заявил, что рынок переполнен: по его данным, в России функционируют 6,5 тысяч электронных СМИ, а в каждом городе издается по 10-12 общеполитических газет. По мнению главы Минпечати, электронные СМИ могли бы быть сокращены в два раза, что касается печатных средств массовой информации, "необходимо всего 4 газеты: две - общеполитических и две - тематических".

Хорошо, однако, сказано! И нетрудно предугадать следующие шаги. Во-первых, это - определение четкой тематики для последнего типа изданий. От себя могу предложить, скажем, издание о бабочках (раз) и о вязании крючком (два). И не возражайте. Видов бабочек известно около 150 тысяч. Одни только чешуекрылые насчитывают около 70 различных семейств. Способов вязания крючком, конечно, не в пример меньше: десятки, сотни... Но зато тут, в отличие от бабочек, всегда можно изобрести что-то новое. Вот вам и плюрализм, и разнообразие, и есть о чем поговорить в каждом номере. Читателю скучно не будет. Опять же, допустим, если темами одного города будут крючки и бабочки; то другого - цветы (которых тоже насчитывается тысячи видов) и, например, машины (комментарии излишни); а третьего - косметика и спорт, и так далее. Таким образом, духовный голод россиян легко восполним: указом министра будет дан огромный толчок к теснейшему сотрудничеству между всеми регионами нашей необъятной страны; неизмеримо вырастут тиражи отдельно взятых двух на каждый город газет; и потекут во все стороны ручейки увлекательных печатных изданий - в Омск про бабочек, зато в Томск, ответно, про косметику... И все довольны! А такой щекотливый момент, как закрепление тематики за каждым городом? Конечно, каждый захочет освещать пользующуюся широким, что греха таить, спросом тему "эротика", и мало кто - познавательную, но незаслуженно непопулярную тему "кролиководство". Но тут уж все должна решить аргументация сторон. Очевидно, что наиболее весомым будет свободно конвертируемый аргумент, эдакая пухлая пачка аргументов, и пусть неудачник плачет!

Нет, идея поистине восхитительна, а претвори ее еще с умом, так, глядишь, и экономика наша в одночасье воспрянет ото сна... и все такое.

Во вторых, шаги в направлении изданий о политике. Хотя тут, пожалуй, советовать не стану - министрам сверху политическая ситуация вырисовывается одна, нам снизу - другая... Им виднее; они и решат, о чем будет писать одно политическое издание, а о чем - другое. А что решат - можно не сомневаться.

Что касается проблемы электронных СМИ, то цифра, приведенная г-ном Лесиным, выглядит неубедительно. В Рунете вполне могут функционировать 6,5 тысяч и даже более ресурсов, обновляющихся на регулярной основе, однако совершенно очевидно, что подавляющее большинство из них не могут, да и не претендуют на то, чтобы называться СМИ. Да и те, что могут, - они-то чем помешали главе Министерства печати? Слишком много, трудно контролировать? Мало ли, что напишут, пока цензура спит? Тем не менее, эта идея далеко не нова. Еще на предыдущей неделе разгорелись страсти по поводу ограничения СМИ и интернета в Турции. И, несмотря на все протесты провайдеров и пользователей, закон все-таки был принят. Теперь турецкий интернет поставлен под контроль Верховного совета по телевидению и радиовещанию страны. Согласно новому положению, интернет-сайты могут подлежать официальной регистрации, а копии публикуемых на них материалов должны посылаться властям. Все последствия этого акта еще предстоит оценить как с гуманитарной, общечеловеческой точки зрения, так и с технической стороны. Но то, что стимула развитию Сети это не дает - однозначно. По-видимому (по мнению министра), и в России интернет развивать незачем. И пускай 48% родителей детей школьного возраста считают, что интернет является одним из важнейших образовательных ресурсов, а 45% заявляют, что Сеть предоставляет больше возможностей для обучения, нежели телевидение. У министров - собственное мнение.

"И как узнать, что владычество партии не будет вечным? Ответом встали перед его глазами три лозунга на белом фасаде министерства правды: Война - это мир; Свобода - это рабство; Незнание - сила". Джордж Оруэлл. "1984 год".

Впрочем, на общем фоне событий прошедшей недели это сообщение сколь одиозно, столь и одиноко. В целом, интернет у нас хороший: молодой, растущий, подающий надежды, и правая его рука явно не ведает, что делает левая. Пока один министр ратует за сокращение, другой призывает к росту. По крайней мере, за развитие информационных технологий и увеличение числа пользователей Рунета можно не беспокоиться: на нашей стороне министр РФ по связи и информации Леонид Рейман, а это дорогого стоит.

И тут наши маленькие победы налицо. Компания "СвязьИнформ" запустила услугу "интернет в конверте" для жителей Сызрани - сервис, способствующий привлечению большего числа пользователей в интернет. В Москве, видимо, привлекать уже некого - зато пора обеспечить оперативную связь мэра с народом. Во Владивостоке открывается центр Федерации интернет-образования. В Саратове презентован единый банковский портал. В Новосибирске появилась новая возможность оплаты коммунальных и прочих услуг в банкомате благодаря интеграции платежной системы "Золотая Корона" и Системы "Город". А российских заключенных будет ждать "интенсивный надзор с применением электронного мониторинга", иначе говоря, - электронные кандалы. Сразу почему-то вспоминаются мрачноватые голливудские боевики, где подобные "кандалы" представляли из себя хитрый ошейник, а шаг влево - шаг вправо заставлял его взрываться, снося буквально все вокруг в радиусе... в разных фильмах - по-разному. Надеемся, что и у нас будет "по-разному", а интенсивный надзор - все же погуманнее. Хотя технологии - вещь такая, увлечешься - не отпустит, дай ей палец (в случае с заключенными - пока предлагается лодыжка) - так вообще всю конечность отхватит...

Но прочь панические настроения. Есть все же и праздники на наших виртуальных улицах. Согласно данным исследования, проведенного компанией Global Reach, число пользователей интернета, не говорящих по-английски, превышает число англоговорящих пользователей. Первых - около 60%, и эта цифра должна только увеличиваться: в США и им подобных странах уже, пожалуй, не найдешь не охваченного интернетом человека, тогда как в десятках других государств Сеть еще делает первые робкие шаги, утрамбовывая дорожку для тысяч будущих пользователей, в числе которых - и дорогие россияне, за привлечение которых так ратует наш министр по связи и информации. Следующие, ставшие известными на минувшей неделе, результаты исследования гласят, что к 2005 г. число пользователей интернета в Японии достигнет 100 млн. человек, то есть доступ к Сети получит 86% населения страны. А в Европе по числу пользователей лидирует Германия. Du hast в полный рост.

Кроме того, установлено, что по понедельникам в интернет выходит наибольшее количество пользователей. А в выходные, что совсем не удивительно, - наименьшее. Это может объясняться, с одной стороны, тем, что многие используют Сеть на своих рабочих местах в личных целях, либо, с другой стороны, тем, что в выходные у людей находятся более интересные занятия, нежели путешествия по интернету.

Вообще же вопрос о пользователях, их привычках, демографии, психографии настолько интересен, что заслужил очередного - но особого - исследования. Как легко заметить, в результатах Global Reach, Jupiter MMX, других западных компаний россияне как-то фигурируют мало. Страшно далеки эти компании от народа. И потому пришла пора восполнить пробел. За это благое дело взялась компания MASMI, осуществившая проект "Интернет-монитор", в ходе которого было опрошено более 400 тыс. пользователей Сети во всем мире. В России это первый проект подобного рода: никогда прежде аудитория русскоговорящего интернета не оценивалась столь тонкими методами.

А другой интересный исследовательский проект еще только набирает обороты, но его результаты, бесспорно, внесут ощутимую лепту в теорию Сети, и, возможно, что-то изменят в лучшую сторону. Впервые в России Стокгольмская Школа Экономики в Санкт-Петербурге при информационной поддержке издания CNews.ru начинает инновационный научный проект, посвященный изучению рынка дистанционной работы в России.

Изучение телеработы и ее применение становится сейчас одним из наиболее актуальных направлений современных бизнес-исследований. В современном западном мире внедрение телеработы является источником важного конкурентного преимущества компании, поэтому необходимо изучение данного феномена применительно к российским условиям.

"История концепции телеработы насчитывает почти три десятилетия, - сообщила ассистент научно-исследовательского отдела Школы Экономики Марина Либо. - В 1972 году Джоном Ниллесом был изобретен термин "Telecommuting", после чего автор начал вести небольшой проект по анализу использования удаленной работы на базе рабочей группы Университета Южной Калифорнии. Он был президентом самой известной в настоящее время общественной организации США по телеработе ITAC - Telework Association and Council. В настоящее время Джон Ниллес является признанным экспертом по телеработе в Европе и Америке.

Его последователями справедливо считают Фрэнка Скиффа, который ввел термин "гибкое рабочее место" (flexiplace) и опубликовал в "Washington Post" статью "Работа из дома экономит безнин", и Джила Гордона, который организовал первую конференцию по телеработе в США в 1984 году.

На сегодняшний день телеработа является самой прогрессивной организационной формой рынка интеллектуального труда. Почти половина американских предприятий и практически все научные центры внедрили у себя телеработу. Полностью или частично телеработой заняты 32 миллиона, или 24% всех работающих американцев. Выполняется широкая государственная программа по обязательному внедрению телеработы в государственных учреждениях. Синонимами телеработы являются термины "работа на дому", "теледоступ", "гибкая работа", "телецентр", "телекоттедж", "офшорная телеработа".

Основные выгоды для работодателей - существенное сокращение затрат на помещение, офисные издержки и на персонал, увеличение производительности до 40%), возрастающая мотивация вследствие присущего телеработе более независимого стиля и положения сотрудников, гибкость организации и штата к изменениям рынка, быстрое реагирование в кризисных ситуациях, улучшение экологической ситуации ("зеленые компании"), решение транспортных проблем, повышение занятости, доступ к лучшим специалистам.

Основные выгоды для сотрудников - улучшение условий труда, работа в оптимальное время, уменьшение проблем в семейной жизни, связанных с временным балансом "семья-работа", работа для людей с ограниченными физическими возможностями.

Основные недостатки - затраты на организацию рабочего места, изоляция сотрудников, недостаток доверия, высокий уровень текучести персонала, особенности личности и характера, а также темпы развития информационных технологий, неразработанность законодательства."

При всех минусах, очевидно, плюсов неизмеримо больше, и все прогрессивное человечество мало-помалу отдает свою дань уважения этому виду занятости. Так, в последние годы руководители многих малых и средних компаний в Великобритании вынуждены переводить своих сотрудников на режим удаленной работы ввиду очевидной выгоды; США раскачиваются медленно, но и там процесс пошел. Как с этим вопросом обстоит дело в России - узнаем из результатов исследования Стокгольмской Школы Экономики.

Поступило на минувшей неделе и несколько географически связанных новостей. Уступая позиции в языковом представительстве в Сети, Великобритания стремится покорять другие рубежи: теперь она намерена стать европейским лидером в развитии IT и e-commerce. Кроме того, ведущий интернет-банк на британском рынке Egg инвестирует $74 млн. в экспансию на французский рынок. Видно, пора британским банкам предпринимать и не такие решительные шаги. Согласно данным исследования компании Forrester Research, британские интернет-банки потеряли 1 млн. клиентов. Главной причиной отказа от банковских веб-сервисов, по заявлению большинства опрошенных, является отсутствие уверенности в достаточной защищенности операций.

Ситуацию на российском рынке онлайнового банкинга прокомментировал директор департамента расчетов и дистанционного обслуживания, вице-президент ЗАО "КБ "ГУТА-БАНК" А.С. Ванин.

"Основная разница - это то, что, в отличие от Великобритании, где услугами банков пользуются практически все жители (за исключением, может, откровенных люмпенов), в России услуги банков распространены, мягко скажем, не так широко. Причем, не стоит брать в расчет зарплатные проекты - речь идет о комплексном обслуживании клиентов, самостоятельно приходящих в банк, что называется, с улицы. В системе "Телебанк" "Гута-Банка" в настоящее время свыше 4500 клиентов. Она рассчитана на широкую аудиторию - это пользователи интернета, услуг связи, держатели пластиковых карт, физические лица, ценящие свое время и не чуждые технического прогресса. Причем эта аудитория постоянно расширяется в связи с экономическим ростом в стране: люди уже думают о качестве жизни, а не только о выживании.

"Гута-Банк" предоставляет качественный и недорогой сервис: возможность совершать платежи и управлять счетами в любое время, независимо от местонахождения, по трем каналам удаленного доступа: интернет, телефон, WAP. Наибольшим спросом в 2001 г. пользовались операции по оплате коммунальных услуг (28,7% от общего числа операций), по оплате услуг коммерческих провайдеров (23%), операции с пластиковыми картами (22%), покупка-продажа валюты (9,7%) переводы средств (9,6%). Обороты системы - около $3,5 млн. в месяц, остатки на счетах и вкладах составляют свыше $1 млн.

За прошлый год количество активных клиентов системы "Телебанк" увеличилось на 1200 человек. Конечно же, бывает и так, что клиент, сначала оформившись, потом не использует систему. Но в целом, это не является основной тенденцией. То есть тех, кто продолжает пользоваться услугами дистанционного обслуживания, на порядок больше, чем тех, кто прекращает. В случае с британским банком, на наш взгляд, речь не идет об общем сокращении количества пользователей интернет-банкинга в Великобритании как о тенденции, а лишь о том, что "отказники" составляют где-то 25% из числа новых клиентов за означенный период. У нас этот уровень не превышает 5%. Разница станет понятной, если учесть, что к нам клиент уже осознанно приходит на эту услугу (даже без интенсивной рекламы), а в Британии клиенты, помимо осознанной необходимости, приобретают эту услугу под воздействием моды и мощной рекламной обработки; соответственно, и "отсев" больше. По данным исследования British bank Nationwide, 11% британцев пользовались в 2001 году интернет-банкингом по сравнению с 5% в 2000 году. Это означает, что 4,3 млн. британцев проводят банковские операции через интернет. Из этого числа только интернетом пользуются 17%, помимо интернета используют телефон - 62% и около 80% по старинке также захаживают в отделение своего банка.

Причины "смуты" в умах пользователей онлайн-банкинга в Великобритании нельзя проецировать на Россию: сравните количество пользователей у них и у нас. Кроме того, мы учли опыт зарубежных банков с точки зрения возможной компрометации этой системы. Например, для удобства клиентов доступ к системам дистанционного обслуживания западных банков и процедура идентификации значительно упрощены. Традиционно используется защищенное SSL-соединение, логин и пароль. За последнее время было много случаев - главным образом, в Великобритании, - когда логин и пароль клиентов похищались с помощью троянских программ. Доступ к информации и операциям в системе "Телебанк" имеет многоуровневую систему безопасности. Специально в качестве защиты от троянских программ используются разовые коды, нанесенные на специальную карту, которая выдается клиенту. Также в системе "Телебанк" реализовано несколько "пакетов" защиты транзакций - от простых и доступных всем (пароли, переменные коды) до продвинутых (электронная подпись), освоение которых требует от клиента определенных усилий, но и обеспечивает максимально возможный на сегодняшний день уровень защиты. Клиенты выбирают ту степень защищенности, которая им кажется необходимой. Также добавлю, что прецедентов взлома системы не было.

Что же касается преимуществ онлайн-банкинга, то они весьма обширны. Онлайн-банкинг значительно экономит время клиентов, поскольку им нет необходимости посещать офис банка для проведения операции. Время проведения операции занимает не более 1-2 минут. Например, находясь в другом городе или за границей, можно пополнить пластиковую карту со счета в системе "Телебанк" по телефону или зайдя в интернет-кафе, а затем снять средства в любом банкомате. Система "Телебанк" выручит клиента, если ему необходимо срочно пополнить счет сотового оператора или интернет-провайдера. Клиенту системы "Телебанк" не нужно заботиться о проведении периодических платежей: он может оформить распоряжение банку о проведении, например, операций по оплате коммунальных услуг, по погашению кредита и т.д. по определенному графику. Если средств на счете недостаточно, распоряжение будет исполнено в режиме "отложенного платежа" после поступления средств на счет клиента. В любое время можно получить квитанцию об оплате по факсу, послать ее на любой факс или распечатать из интернета. Кроме того, производя оплату через систему "Телебанк", клиенты экономят на налоге с продаж (в Москве, например, он составляет 5%),в отличие от наличной оплаты и оплаты с помощью пластиковых карт.

Система "Телебанк" проектировалась как многоканальная система, дополняющая, а не заменяющая традиционные формы обслуживания клиентов. Такой подход позволил охватить более широкий круг клиентов, в том числе и тех, кто не пользуется интернетом".

Вот как: снова у нас все развивается по-своему, и, что отрадно, в лучшую, сравнительно с Западом, сторону.

Завершим наш беглый экскурс по событиям минувшей недели в Сети еще несколькими блоками новостей: здесь и хорошие, и плохие. В числе первых - генеральный прокурор Нью-Йорка Элиот Спицер сообщил о намерении привлечь к суду компанию MonsterHut.com, обвиняемую в регулярном осуществлении массовых почтовых рассылок, иначе говоря, спама. Поделом! В числе же вторых - временно осиротеет Интернет-корпорация по присвоению имен и номеров (ICANN): ее президент и исполнительный директор Стюарт Линн, а также вице-президент и директор по развитию Эндрю Маклафлин объявили о намерении подать в отставку. К хорошим новостям можно отнести подъем NASDAQ несколько дней назад вследствие серьезного роста акций биотехнологических компаний, 3M и Oracle, а также повышения числа заказов на товары длительного пользования в апреле. К плохим - очередное, но уже недавнее, снижение фондовых индексов.

Но, все-таки, хороших новостей больше. Пережив трудный 2001 год, рынок IT-услуг начинает возрождаться. И хотя по итогам 2002 года рост будет несущественным, к 2006 году рынок увеличится на 12,4%, превысив $626 млрд. Доходы от онлайновой рекламы медленно, но верно растут. И еще. "Отцы-основатели" интернета Тим Бернерс-Ли, Ларри Робертс, Винтон Серф и Роберт Кэн награждены премией принца Астурийского в области технических исследований за 2002 г. Эта премия присуждена за высокие заслуги исследователей в открытии нового средства коммуникации, которым сегодня пользуется около 600 млн. человек во всем мире.

И величием этого изобретения еще предстоит восхищаться не одному грядущему поколению.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок корпоративного ПО
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес)

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.

Короткая ссылка