Спецпроекты

Интернет Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Революционер Napster. Часть 2

Звукозаписывающие компании предлагают ограничить использование цифровых записей в интернете путем жесткой защиты от копирования, введения «электронных ключей», а также установки счетчиков, которые будут определять, сколько раз была прослушана та или иная композиция (и в соответствии с этим будет определяться, сколько денег должен заплатить пользователь). Их противники утверждают, что эти меры не в состоянии предотвратить надвигающуюся революцию в музыкальной индустрии. В качестве подтверждения своих тезисов ими приводятся попытки ряда университетов отключить своих студентов от сервиса Napster. Все старания администраций американских учебных заведений перекрыть доступ к Napster окончились плачевно: пользователи очень быстро находили лазейки в защите, и все начиналось снова. Однако не стоит думать, что революция, о которой так долго говорят адепты Napster, приведет к абсолютно свободному распространению музыкальных записей. Никто из музыкантов не будет работать бесплатно. Впрочем, пока мнения тех, чьи композиции попали в каталоги Napster, относительно службы бесплатного обмена МР3-файлами расходятся. Некоторые (в основном известные музыканты) категорически против Napster, другие (те, кто не получают больших прибылей от продаж альбомов) только приветствуют распространение их записей в интернете.

Сложно сказать, насколько бесплатное распространение музыки в онлайне будет способствовать оффлайновым продажам. На данный момент Napster никак не влияет на уровень продаж компакт-дисков. Однако, есть и другие примеры: так, издательства отмечают существенный рост продаж своих книг после того, как их выкладывали в свободном доступе в Сети. По мнению некоторых аналитиков, можно ожидать роста оффлайновых продаж музыкальных записей лишь после того, как серьезно упадут цены на компакт-диски. Но когда это произойдет, сказать сложно. Другой выход, который может устроить обе стороны, предложила компания Sony (владелец одного из брэндов звукозаписи). Она предложила использовать такой формат МР3, который автоматически уничтожается после определенного количества прослушиваний (или по истечении определенного времени). Таким образом, пользователи смогут скачивать МР3-файлы только для пробного прослушивания, а для постоянного использования им необходимо будет покупать компакт-диски. Однако, пока идет судебное разбирательство между RIAA и Napster, и непонятно, кто одержит верх, ситуация останется прежней.

Но, хотя Napster привлекает к себе внимание в основном благодаря судебным тяжбам, гораздо интереснее в деятельности этой компании другое. Главная изюминка в работе Napster — децентрализация доступа к ресурсам, то есть, центральный сервер не участвует в процессе обмена файлами между пользователями. Реализованный компанией прнцип можно применять не только для обмена музыкой. Вместо сайта в интернете, на котором посетители обмениваются информацией или получают доступ к совместным ресурсам, можно создать программу, которую каждый желающий может установить на своем компьютере. Эта программа будет выполнять роль своеобразного агента, самостоятельно отбирающего нужную пользователю информацию, причем поиск будет вестись не только в интернете, но и на компьютерах других пользователей, у которых установлена эта программа. Представьте себе, что вместо того, чтобы заходить на онлайновый аукцион, будет можно просто напрямую найти пользователей, которые “вывесили” на своих компьютерах (с помощью специальной программы) объявления о продаже нужной Вам вещи.

С одной стороны, широкое производство разнообразного программного обеспечения, работающего по принципу децентрализации, может привести к гибели ряда процветающих сейчас сайтов. К примеру, компания Infrasearch разработала поисковую машину, которая не индексирует содержание сайтов, а внедряет на них своего агента, который и отвечает на запрос пользователя. Таким образом, посетители Сети всегда смогут найти оперативную и актуальную информациюи будут избавлены от «мертвых» ссылок.

Понятно, что применить этот принцип можно далеко не во всех областях. Однако в любом случае можно говорить о том, что появление и широкое распространение Napster является революционным этапом в развитии интернета.

Короткая ссылка