Спецпроекты

Безопасность Бизнес Техника

Сегодня в мире заблокировали 127 спам-серверов

Борьба за «чистоту» интернета продолжается и обретает реальное содержание. Сегодня Китай1, благодаря усилиям национального интернет-общества2, заблокировал 127 серверов служб рассылок по всему миру в рамках борьбы со спамом. Эта акция стала первой крупномасштабной блокировкой спама3, начатой китайской интернет-индустрией4. Подобные возможности есть и в России, но пока они остаются в основном теоретическими в силу разобщенности профессионального сообщества, действующей договорной практики между провайдерами и пользователями, а также из-за неэффективного законодательства в области интернета. Большинство заблокированных серверов (90) находятся на Тайване, 8 - на основной территории Китая, 29 - в других регионах. В то же время «черный список» (составлен в августе с.г.) китайского интернет-общества насчитывает 225 спам-серверов5, расположенных по всему миру. Подобные действия вполне могут быть предприняты и в России и, в первую очередь, зависят от договоров между провайдерами интернета и клиентами.

Провайдеры и клиенты

Поскольку эффективное законодательство в области интернета в России отсутствует, наиболее яркие примеры определения отношений в области приватности дает саморегулирование. Обеспечение информационных прав клиента во многом зависит от добросовестности и разумности действий провайдеров (компаний, предоставляющих доступ к Интернету) 6. Здесь мы ограничились анализом отношений между провайдерами и их клиентами. Мы просмотрели 88 договоров на предоставление таких услуг в разных городах России.

Из общего числа документов 2/3 вообще не содержит упоминаний о конфиденциальности данных клиентов. Там же, где такие гарантии присутствуют, чаще всего имеется оговорка: «…кроме случаев, предусмотренных законодательством». Лишь один провайдер («Дэйта форс ай пи») недвусмысленно говорит об обязательности судебного решения. В других договорах если и есть ссылки на третьи лица, которые могут получить доступ к информации клиентов, то весьма неопределенные: «уполномоченные органы» («Россия онлайн»), «соответствующие компетентные организации и лица» («Бюро телекоммуникационных услуг») и т.п.

Закрытие сервера не предусмотрено?

Основанием для прекращения доступа к сети считаются самые разные действия клиента7, например «угроза безопасности и обороноспособности государства, здоровью и безопасности людей» (упоминается в 7 договорах), «передача информации, оскорбляющей честь и достоинство» (в 6 договорах), спам, жалобы других клиентов провайдера и т.д. Изредка встречаются дополнения такого рода: «Любое действие абонента, вызывающее сомнения в его правомерности, может быть взято под контроль администрацией провайдера». Дальше всех пошла фирма из Тольятти, которая оставила за собой «право отказать в пересылке или удалить со своих серверов любую информацию или материалы», если они с ее точки зрения являются «неприемлемыми» или «нежелательными».

В 12 договорах провайдеры закрепляют за собой право вводить фильтрацию или блокировку адресного пространства и/или прекращать клиентам доступ к тем или иным услугам и ресурсам Интернета.

Межрегиональная группа «Правозащитная сеть»

Материал предоставлен составителями пилотного обзора «Приватность (право на неприкосновенность частной жизни) в российском Интернете». Обзор проводился летом-осенью 2002 года силами сотрудников Межрегиональной группы «Правозащитная сеть» при финансовой поддержке Фонда Форда.

Тема обзора — оценка состояния приватности (права на неприкосновенность частной жизни) в российском Интернете. Эти проблемы редко освещаются в средствах массовой информации и специальной литературе. В Обзоре описаны законодательная база, некоторые законотворческие инициативы, позиция и роль государственных структур и общественных объединений. Большое внимание уделено саморегулированию — рассматриваются взаимоотношения между провайдерами и владельцами информационных ресурсов, с одной стороны, и клиентами (пользователями Интернета) — с другой стороны. Так же содержится обзор персональных программных средств защиты приватности, используемых в российском интернете.

Редактор-составитель Обзора — С. А. Смирнов. Авторский коллектив — С. А. Смирнов, О. Н. Кочева, А. Ю. Блинушов, Ф. В. Шведовский, Г. В. Лысенко; консультант по юридическим вопросам — В. Б. Наумов.


    1По количеству пользователей интернета Китай занимает второе место в мире после США. В Поднебесной насчитывается 68 млн. интернет-пользователей, а в США - 165 млн.
    2По сообщению Информационного центра интернет Китая (China Internet Network Information Center), первую конференцию, посвященную вопросам защиты от спама, китайское интернет-сообщество провело 27 февраля с.г. По информации COMPUTER.TRADESHOW со ссылкой на китайскую версию China.com.
    2На первой конференции (27 февраля 2003 г.) китайского интернет-сообщества, посвященной вопросам защиты от спама, были рассмотрены вопросы о применении санкций к отправителям нежелательных рассылок. Здесь так же обсуждались возможности внедрения платных почтовых интернет-услуг.
    По сообщению организаторов конференции, пользователям интернета было рекомендовано активнее применять противоспамовые фильтры, а также системы уведомления интернет-сообщества о нежелательных рассылках, позволяющие выявлять источники спама.
    Своих представителей на конференцию направили Государственное управление почтовой связи КНР (China Post), Информационный центр интернет Китая (China Internet Network Information Center), телекоммуникационные компании China Teleсom и China Mobilе, китайский провайдер услуг IP-телефонной связи China Netcom Corporation, крупнейшие информационные порталы Китая www.263.com, www.sina.com и другие, всего - более 23 организации и компании.По информации COMPUTER.TRADESHOW со ссылкой на китайскую версию China.com.
    4Эти санкции могут быть сняты после того, как в течение трех месяцев серверы не будут отправлять рекламные сообщения. Мероприятия по пресечению распространения спама проводятся на фоне многочисленных жалоб пользователей Интернета в Китае, по словам которых ежедневно их переписка заваливается сотнями рекламных сообщений, передает РБК со ссылкой на «Синьхуа».
    5По данным статистики (на начало марта 2003 г.) Информационного центра интернет Китая (China Internet Network Information Center), еженедельно каждый китайский пользователь Сети в среднем получает 16 электронных сообщений, 8 из которых являются спамом, т.е. на данный момент нежелательные рассылки достигают половины получаемой корреспонденции. По информации COMPUTER.TRADESHOW со ссылкой на китайскую версию China.com.
    6Подробнее см. статью Виктора Наумова «Проблема ответственности информационных провайдеров».
    7Об ответственности провайдеров см. статью Виктора Наумова здесь

Ознакомиться с полным списком учебных курсов Школы CNews можно здесь.

Ближайшие учебные курсы:

Расследование компьютерных инцидентов   Расследование компьютерных инцидентов

Организация системы защиты коммерческой тайны на предприятии  Организация системы защиты коммерческой тайны на предприятии

Персонал — как основной фактор риска экономической безопасности предприятия  Персонал — как основной фактор риска экономической безопасности предприятия

Короткая ссылка