Спецпроекты

Спам - на мыло!

Интернет Безопасность Интеграция Бизнес-приложения Веб-сервисы

Спам (или, иначе говоря, письма рекламного содержания, забивающие ваш ящик электронной почты) в последнее время стал главной "головной болью" большинства активных пользователей e-mail. По некоторым прогнозам, к 2005 году средний пользователь интернета в развитых странах будет получать 1600 рекламных писем в год, т.е. 4 письма в день, что составит примерно четверть всей корреспонденции. Проблема спама признана настолько серьезной, что уже неоднократно становилась предметом законотворческой деятельности в США. Одно из последних решений по данному вопросу сводится к тому, что спамеры обязаны помещать в начале строки с темой письма специальную пометку "ADV:", которая показывает, что это письмо рекламного характера, также рекламное письмо обязательно должно содержать обратный адрес. За нарушение этого закона предусмотрен штраф до 500$ за одно посланное письмо.

Когда пользователь получает 1-2 рекламных письма в неделю, он может их прочитать или просто удалить - это не проблема, но когда ежедневно приходят несколько писем, содержащих ненужную информацию, то это уже серьезно мешает работе.

Во-первых, это трата драгоценного времени, во-вторых, за потоком мусора можно пропустить действительно необходимую информацию, и, в-третьих, многие пользователи на территории СНГ пользуются плохими телефонными линиями, на которых часто рвется связь, почта с сервера скачивается за несколько соединений, а лишние байты информации только увеличивает время ее получения. Многие пользователи имеют почтовые ящики бесплатных почтовых служб, где размер ящика жестко ограничен (обычно 2-5 Мб), и спам может привести к переполнению ящика, а в результате важные и долгожданные письма не дойдут до адресата. И, наконец, по статистике, 5-7% спама содержит вирусы.

Как же спамеры находят адреса электронной почты своих "жертв"? Даже новичок в этом деле может быстро научиться засорять тысячи почтовых ящиков. В интернете можно найти много программ, собирающих адреса людей, пишущих в различные телеконференции и группы новостей. Этот метод, благодаря своей простоте, является одним из самых распространенных.

Все большее распространение получают программы, сканирующие web-страницы. Эти программные роботы, реагируя на надписи MAILTO и значок @, находят e-mail, который используется для обратной связи между авторами и посетителями сетевого ресурса.

Некоторые профессиональные спамеры даже продают CD с базами данных адресов электронной почты. Излишне объяснять, что этот "бизнес" является противозаконным: нарушается принцип неприкосновенности частной жизни.

Порой вы, сами того не ведая, можете "сдать" свой или чужой адрес спамерам при посещении на первый взгляд солидного сайта. Порой бывает, что новому посетителю сайта предлагается зарегистрироваться для получения доступа к основным ресурсам. Регистрация может сводиться или к банальному заполнению анкет, или, применительно к интернет-магазинам, виртуальным казино и другим сайтам, занимающимися финансовыми операциями, к заполнению формы с указанием точного адреса проживания (это необходимо для денежных переводов). И очень часто в одном из пунктов регистрационных форм просится указать e-mail одного или нескольких ваших знакомых. Как нетрудно догадаться, заполнив эти пункты, вы становитесь виновником испорченного настроения своих друзей. Часто за внесение новых адресов регистрирующемуся человеку могут быть предоставлены незначительные скидки (1-2%) на товары и услуги этого ресурса или другие "поощрения": начисление каких-либо баллов или очков, высылка бесплатных CD (как правило, с совершенно ненужной информацией), каталоги продукции и т.п.

К счастью, спам еще не успел стать серьезной "головной болью" для большинства российских пользователей. Основной объем сетевой рекламы в российской части Сети сейчас приходится на баннерную рекламу, а рассылка рекламных сообщений еще не прижилась. Чтобы пресечь это зло на корню, достаточно знать несколько простых и необременительных способов закрыть "мусору" доступ в свой ящик.

Самым распространенным средством против спама является наличие автоматического фильтра на почтовом сервере или почтовой программе. Существует два пути выявления ненужных сообщений.

Сообщения могут отбираться на основе списка адресов отправителей. Т.е. пользователь получив одно рекламное письмо, в дальнейшем может блокировать получение сообщений из этого источника путем занесения обратного адреса в "черный список". Это достаточно удобно, но спамеры могут послать сообщение с другого ящика, и оно отфильтровано не будет.

Поэтому на современных фильтрах отбор производят, исходя из "Темы" ("Subject") сообщения и его содержания. Фильтр ведет поиск фраз, наиболее типичных для рекламы. Например, поле "Тема" содержит следующие слова и знаки: "$", "$$", "free", "advertisement", "бесплатно". По этим признакам можно определить, что это послание рекламного содержания. На это может указывать и анализ текста на такие распространенные словосочетания: "for free!", "special promotion", "order today", "extra income", "removal instructions", и, конечно, "$$", "$$$".

Многие фирмы выпускают фильтры и обновления к ним. В них приводятся самые актуальные списки отправителей коммерческой рекламы и сообщений сомнительного содержания. На многих почтовых службах за обновление фильтров взимается небольшая плата, но эта услуга остается популярной и ею пользуются очень активно.

Во многих почтовых службах применяется функция автоматической пересылки всех входящих сообщений на другой почтовый ящик. Это позволяет иметь один "главный" ящик и много "второстепенных". Во всех анкетах, регистрациях, запросах человек указывает один из "второстепенных" ящиков. Если через некоторое время во "второстепенный" ящик начинает приходить большое количество спама, то его можно просто закрыть. Но адрес "главного" ящика, используемого для важной переписки, остается неприкосновенным, что очень важно при постоянной переписке с друзьями, родственниками, деловыми партнерами.

Не рекомендуется отвечать на письма спамеров, так как это только им дает понять, что ваш адрес реально существует и почтовый ящик регулярно проверяется. Ни к чему не приведут послания в адрес спамера различного мусора, оскорблений, угроз и т.д., так как спамер, почти наверняка, при отправке поставил несуществующий, или, еще хуже - чужой, адрес электронной почты.

Оставлять свой основной адрес электронной почты стоит только на проверенных и авторитетных сайтах. Службы поддержки этих серверов не допустят проникновения этой информации к спамерам.

Спам - это одна из "болезней роста" Сети. Благодаря саморегуляции интернета этот инструмент маркетинговой политики рано или поздно перейдет в цивилизованное русло. От этого выиграют все: и рекламодатели, и потребители рекламы. А пока простые правила осторожности при пользовании электронной почтой помогут избежать потраченного впустую времени и испорченных нервов.

Тема месяца

Обзор: Облачные сервисы 2019

Рейтинги CNews

Крупнейшие поставщики услуг IaaS и SaaS

Вгляд месяца

Уже сегодня можно перейти на онлайн-контроль бизнеса госорганами

Ольга Макрецкая

директор по учету и финконтролю «Газпром нефти»