Спецпроекты

Интернет Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Весенние обострения

Неделя в Сети: весенние обострения
Роза Иванова

Пришла весна. Ни с одним другим временем года не связывается столько надежд. Весна - это символ возрождения, подсознательно ожидаемый ветер перемен и уж непременно свежее дыхание... Но не обходится весной и без других крайностей - так сказать, весеннего обострения. Как мусор из-под подтаявших сугробов, все четче вырисовываются и уже не дают о себе забыть разного рода проблемы. Вот с них и начнем обзор минувших дней.

По итогам февраля, NASDAQ потерял 10,5%, что стало самым большим месячным падением индекса с сентября прошлого года. Сразу вслед за тем слабые признаки улучшения ситуации в производственном секторе вызвали энтузиазм у участников торгов 1 марта и инициировали "ралли", по результатам которого NASDAQ вырос на 4,1%. Повышательные настроения сохранились на рынке и 4 марта. Ободренные надеждами на укрепление американской экономики инвесторы начали активную скупку акций. Но хорошего - понемножку. "Ралли" прервалось на торгах 5 марта, так как участники перешли к фиксации полученных прибылей, а поступавшая на рынок информация носила отнюдь не вдохновляющий характер. И если рост акций полупроводниковых компаний обеспечил хоть и скромное, но все же продвижение роста NASDAQ, то слабость розничного и авиационного секторов привела к падению Dow на 1,45%. На ближайшие дни прогнозируется откат: у NASDAQ есть все шансы догнать и перегнать Dow в стремлении вниз. По мнению аналитиков, пока не начнет улучшаться ситуация с корпоративными прибылями, инвестиционные фонды будут выжидать и вкладывать на рынок лишь незначительные средства. И никакой подъем экономики - не указ: он еще слишком незначителен, неясен, больше из области прогнозов, чем реальных достижений.

В судебных хрониках продолжает мелькать уже подзабытое в иных контекстах слово Napster. Все-то ему никак не получается договориться с "большой пятеркой" звукозаписывающих компаний. Решением окружного судьи был назначенновый срок для завершения переговоров, так что тем, кто с нетерпением ожидал запуска платного подписного музыкального сервиса, придется подождать еще.

А были ли такие? Верится с трудом. Согласно результатам исследования Ipsos-Reid, за музыку в Сети готовы платить лишь 8% американцев. А уж их в интернете - большинство, причем, весьма платежеспособное большинство. Что ж тогда ожидать от других пользователей? Так что простой платного Napstera трагедией не назовешь никак.

Заметной потерей минувшей недели стало закрытие сетевого издания "Нетоскоп". Отныне по этому адресу останется только архив прошлых выпусков.

Другим в очередной раз обострившимся вопросом стало годовой давности противостояние между французскими судебными властями и Yahoo!. Юридическое преследование этой американской компании во Франции началось после исков французских антифашистских организаций, которые требовали запретить продажу товаров, содержащих нацистскую атрибутику. Полумеры - удаление подобных лотов исключительно с французской версии сайта - истцов не удовлетворили, и антифашисты подали новую жалобу в суд Парижа, который поддержал их требования. При этом решением американского суда все обвинения с Yahoo! были сняты. Новые слушания намечены на 7 мая. В случае признания вины ответчикам грозит лишение свободы сроком на пять лет и штраф в $39800, однако...

Однако, странная это вещь - суды, их решения, преступления и наказания... Грозит ли, на самом-то деле? Еще до изобретения интернета поговорка "закон - что дышло, куда повернешь - туда и вышло" никого не могла удивить. А уж сейчас несовершенство законодательной базы в столкновении с цифровыми проблемами как никогда очевидно. Яркой иллюстрацией к этому может стать заявление юриста Джозефа Бартона (Joseph Burton), сделанное на состоявшихся на днях слушаниях по делу компании "Элкомсофт". Как ни прискорбно было узнать представителям США с их всемирно известными амбициями, но, по мнению юриста, в интернете американское законодательство не действует. Господин Бартон очень здраво провел границу между предоставлением (или не предоставлением) доступа к программам на территории США и размещением оных в интернете - пусть даже на американских серверах. Все равно очевидно: это вовсе не одно и то же. "Интернет - это международная информационная среда, следовательно, он находится одновременно и везде и нигде. Потому американские законы в данном случае неприменимы", - уверенно заявил юрист.

Слушания по этому делу продолжатся 1 апреля; дело же повернулось настолько неожиданно, что никто не решается прогнозировать победу ни одной из сторон. Даже в случае проигрыша этой версии, адвокаты компании собираются апеллировать к конституции США, с которой вразрез, будто бы, идет пресловутый закон о цифровом авторском праве (Digital Millennium Copyright Act). Возвращаясь же к нашим баранам - то есть онлайн-бизнесменам от фашизма - стоит заметить: если им удастся подавить национальную гордость и признать, что американские законы могут не работать в виртуальном пространстве, - дело с Францией будет выиграно. Уж тогда-то парижские решения точно никого волновать не будут. Мало ли стран, понимаете ли, с населением, способным потеряться в одном отдельно взятом американском мегаполисе... И каждая будет свои законы переносить на цифровые рельсы? Отказать!

Конечно, какая-нибудь объединенная конституция для Сети сейчас пришлась бы в самый раз. Но это уже - из области утопии: в нынешней напряженной мировой обстановке трудно себе представить единодушный консенсус между странами, явно или тайно ненавидящими друг друга. А коли так - долго еще виться разного рода судебным веревочкам, а воз так с места и не сдвинется.

Но и это - не последний судебный прецедент минувших дней. Наживается в Сети кто на чем горазд. Впрочем, и возмущаться этим никому не запретишь. И вот вам новый повод для юридического недовольства. Главным прокурором Нью-Йорка в адрес компании eBay направлено письмо с заявлением о недопустимости получения прибыли из торговли вещами, связанными с трагедией 11 сентября. Наверное, майки с символикой подразделения пожарной охраны Нью-Йорка следовало не продавать, а дарить, - тогда бы прокурор не возмутился? А если кому-то и впрямь понадобится пара запекшихся в пыли ботинок, в которых якобы кто-то был на месте трагедии - так это, скорее, к другому "прокурору". Который в шестой палате.

И мало того. В эти же дни подан иск к компании AOL Time Warner Inc. от лица нескольких бывших пользователей ее сервисов. По их заявлению, навязчивость рекламы AOL, вкупе с последними технологическими достижениями в этой области, привели к тому, что с их счетов безо всякого на то разрешения снимались деньги, а затем им доставлялись совершенно не нужные им товары. Ответчик, отрицая свою вину, тем не менее готов компенсировать убытки. Так что этот процесс, очевидно, пройдет достаточно мирно, зато в истории e-сommerce написана новая глава, внесшая некоторое разнообразие в бодрые и одинаковые отчеты.

Статистики рапортуют: в 4 квартале 2001 г. объем продаж интернет-магазинов США превысил $10 млрд. Доля электронной торговли в общем объеме национальной розничной торговли США поднялась до рекордной цифры в 1,2%. Бюджеты e-commerce растут. И даже японский рынок вырос на 58,4%. Ан вот что кроется за всеми этими цифрами! Подумаешь, за ненужный товар придется вернуть деньги - это уже вопрос второй. Главное - сделка имела место быть, деньги свое путешествие туда и обратно совершили, внеся свою лепту в сводки и графики...

Впрочем, таких неприятных для доверчивого покупателя казусов, конечно, пока еще немного, и это радует. Но своя ложка дегтя найдется едва ли не на любую бочку меда. Одной из важных (и до сих пор толком не решенных) проблем была и остается проблема безопасности онлайн-платежей. Согласно исследованию Gartner, каждый двадцатый держатель кредитных карт в США становился жертвой мошенников, а каждый пятидесятый подвергся краже персональных данных. Подобные способы мошенничества оказывают негативный эффект на развитие электронной коммерции: более 1% от всех онлайн-операций являются жульничеством, а 7% операций на крупных сайтах e-commerce не проводятся из-за подозрений в мошенничестве, что выражается в значительном снижении продаж. Если же предъявляющие к AOL претензии пользователи докажут свою правоту в суде - на e-commerce ляжет очередное пятно.

Еще одним интересным событием - и не надо к гадалке ходить, также, наверняка, должным вызвать интерес мошенников - является запуск нового веб-сервиса, который позволит пересылать деньги при помощи e-mail. В свете всех проблем с безопасностью почтового сервиса от Microsoft специалистам придется серьезно поработать над решением задачи конфиденциальности и защищенности почтовых денежных переводов в онлайне.

Между тем, конфиденциальность все понимают по-разному. Скажем, eBay объявила об изменениях в пользовательском соглашении для участников своего аукциона. Теперь компании доступна личная информация пользователей; она получает возможность закрыть доступ некоторых своих участников к торгам, а также становится вправе передавать личную информацию о пользователе любому лицу либо организации. Инициатива почему-то не вызвала бурных восторгов пользователей, но их, в общем-то, никто и не спрашивал, просто поставив перед фактом.

В России и масштабы e-commerce пока другие, и число владельцев кредитных карт неизмеримо меньше - но они есть, а коли так - есть и проблемы. Как уже сообщалось, в борьбе с сетевыми мошенниками интернет-магазины Санкт-Петербурга объединяются и готовят "черный список" онлайн-жуликов. За комментариями по поводу всех аспектов этой ситуации мы обратились к руководителю проекта, PR-менеджеру интернет-агентства "Molinos" Асе Житнюк:

"Использование номеров чужих кредитных карт - наиболее популярное занятие среди мошенников. И это легко объяснимо: например, чтобы перехватить шифрованный сигнал, который передает платежная система, а потом подобрать к шифру ключ, мощному компьютеру надо потратить не одну сотню лет. Одна известная компания, занимающаяся производством таких шифрованных ключей, объявила конкурс для программистов по всему миру и пообещала приз в 10 тысяч долларов той команде, которая сможет-таки подобрать ключ и вскрыть шифр, сделанный этой компанией. Претендентам предоставлены специальные программы-клиенты, которые круглосуточно обсчитывают миллионы вариантов, причем пакеты вариантов распределены - у всех разные, так как одному компьютеру для обсчитывания потребовалось бы порядка 800 лет. Неплохая рекламная акция. Пока победителей не было.

Кредитные карты подделать гораздо легче. В прошлом году лондонский суд приговорил двух граждан России к четырем годам тюремного заключения за подделку кредитных карточек. Их сообщники, работавшие в ресторанах и отелях, копировали магнитные данные с кредитных карточек клиентов, а затем переносили эти данные на изготовлявшиеся поддельные кредитки. Или еще проще: на компьютере подбираются номера валидных кредиток. Но надо знать еще несколько параметров - срок действия карты, имя и фамилию владельца и т.д. Кстати, именно поэтому многие мошенники и "погорают": в нашем "Континенте" оператор сразу замечает подбор номеров кредиток - сработает, не сработает. Иногда доходит до комичного: мы определяем мошенника по явно нестандартному продуктовому заказу, например, 5 кг сервелата. Согласитесь, довольно странный выбор. Однако все это отнимает время, внимание и нервы работников. Не говоря уже о том, что приходится возвращать денежные средства владельцам.

Проблема сетевого мошенничества, конечно, касается не только интернет-магазинов; тем более, что большинство крупных сайтов, занимающихся e-commerce, хорошо защищены. Рано или поздно с мошенничеством сталкиваются все, кто ведет бизнес в интернете. Ведь может быть подделана не только кредитка, но и банковское платежное поручение или взломаны счета.

Об оригинальном способе мошенничества на днях поведала компания Topman.Ru. Сетевой мошенник, не мудрствуя лукаво, просто создал фальшивые сайты интернет-магазина. На "зеркале" сайта были полностью воспроизведены дизайн интернет-магазина и база товаров, скопирована практически вся доступная текстовая и - частично - графическая информация, генерируемые скриптами страницы были весьма остроумно заменены статическими, организована оригинальная система получения заказов от клиентов, продумана схема доставки товаров по России и СНГ службами экспресс-почты. Вместо координат компании "Топмэн" на фальшивых веб-страницах были указаны номер телефона в городе Ижевске и расчетный счет физического лица. Это уже действительно изощренное мошенничество.

Конечно, наиболее эффективным способом борьбы с мошенничеством остается ОБЭП. Но, какпоказывает практика, часто для передачи дела в правоохранительные органы не хватает масштаба мошенничества. Предметом серьезного разговора с судом может стать обман на сумму около двухсот МРОТ, а заказы, как правило, небольшие - 1-1,5 тысячи рублей. К тому же, многие интернет-магазины предпочитают не связываться с мошенниками, так как для их задержания надо задействовать, как минимум, четырех человек: директора, сотрудника магазина и двух сотрудников ОБЭП. Ну и, конечно, личное время.

Так что наш проект "Сетевые мошенники" - наиболее безболезненный и оперативный способ борьбы с теми, кто мешает нормально работать. Статистика показывает, что проект пользуется популярностью: за 3 недели его посетило уже более полутора тысяч пользователей и присоединились 5 интернет-магазинов".

В определенном смысле путем в борьбе за безопасность данных и альтернативой онлайн-платежам по кредитным картам можно назвать виртуальные карты e-port. Эта система успешно работает как на Западе, так и у нас. С комментариями на эту тему выступили представители ЗАО "Автокард-холдинг" Борис Ким, председатель совета директоров, и Егор Ушаков, директор по маркетингу и рекламе.

По словам господина Ушакова, "если рассматривать вопрос с точки зрения безопасности как для продавцов, так и для покупателей, то, безусловно, единая карта e-port и другие аналогичные технологии являются самой реальной альтернативой кредитным карточкам. Для продавцов важнейшее преимущество - принципиальная невозможность chargebacks, т.е. отказа от платежа, что является серьезной проблемой и ограничением применения кредитных карт в расчетах через интернет. Для покупателей преимущества в сфере безопасности также очевидны: единая карта e-port не содержит информации о владельце и не привязана к банковскому или иному счету, поэтому пользователь карты e-port всегда остается анонимным; безопасность обеспечивается не только обезличенностью единой карты, но и ее дебетовым характером, а также использованием современных методов передачи, хранения и защиты информации.

PIN-код единой карты e-port известен только ее владельцу и может быть им в любой момент изменен. В этом проявляется существенное преимущество единой карты по сравнению с кредитными картами и прочими платежными инструментами.

Что же касается рыночной альтернативы, то здесь, пожалуй, на сегодняшний день отвечать следует отрицательно. Повсеместное распространение в мире кредитных карт, которые используются также и для оффлайновых покупок, грандиозная инфраструктура, поддерживающая применение кредитных карт - все это пока не дает оснований говорить о реальной альтернативе. Однако, единая карта e-port и другие аналогичные продукты могут сегодня рассматриваться как дополнение к традиционным средствам платежей для использования в интернете при покупках специфических, так называемых цифровых товаров (PIN-кодов и паролей), не требующих физической доставки покупателю, и при оплате различных услуг. Следует так же отметить, что в России перспективы подобных инструментов для платежей более благоприятны из-за низкой обеспеченности населения кредитными картами и сохраняющемуся недоверию к банкам.

В долгосрочной же перспективе альтернативные средства платежей в интернете, безусловно, должны заменить кредитные карты, которые в силу своих свойств не могут быть признаны удовлетворительным инструментом для использования в сфере электронной коммерции."

Отвечая на вопрос, насколько успешно подобные системы расчетов действуют и сколь надежно защищены от мошенничества, господин Ким сказал: "На Западе действует довольно большое количество электронных платежных систем. С идеологической (но не правовой) точки зрения мы ближе всего стоим к самой популярной в США системе PayPal. Абсолютной защиты от мошенничества не существует, доказательством этого является тот факт, что совсем недавно к той же PayPal был предъявлен иск касательно системы безопасности расчетов. Однако не вызывает сомнений, что электронные системы расчетов защищены гораздо лучше, чем системы, построенные на кредитных картах. И дело тут не в каком-то особом техническом know how. Вопросы безопасности - это не только (и даже не столько) вопросы технологий, но и вопрос права и вопрос организации работы системы. Поясню свою мысль. Кредитные карты не были созданы для расчетов в интернете, и по сей день обороты по ним в Сети несравнимы с оборотом в оффлайне. Они универсальны, и с этим связаны неразрешимые правовые проблемы безопасности. Все сделки в интернете по кредитным картам относятся к так называемым MOTO-транзакциям (mail order, telergraph order), которые являются частным случаем транзакций CNP (Costomer Not Present) - в отсутствие клиентов. Для совершения транзакции достаточно сведений, которые находятся на самой кредитной карте: номера, фамилии и имени держателя, срока действия. Некоторые дополнительные реквизиты, которые вводятся с целью повышения безопасности - адрес, CVV2 для карт VISA, - пока серьезным образом не изменили ситуацию с безопасностью к лучшему. Поэтому CNP-транзакцию очень легко оспорить: ведь клиент не вводил PIN-код, не подписывал чек. Отсюда "головная боль" всех продавцов в интернете: chargebacks. Кстати, вопреки распространенному мнению, страдают от сетевого мошенничества как раз в большей степени продавцы, а не клиенты. Покупатели, как правило, возвращают свои деньги через chargebacks, а страдает, в конце концов, продавец, либо (реже) - банк. Именно поэтому в Рунете так мало возможностей заплатить за услуги по кредитной карте.

Итак, по моему мнению, проблема безопасности платежей по кредитным картам в интернете лежит не в технологической плоскости (хотя это тоже важно), а в правовой. В системах электронных расчетов эта проблема решается проще: правила устанавливают сами организаторы систем, и в этих правилах обычно прописывается, что chargebacks невозможен, если клиент ввел PIN-код, подписал платеж своей цифровой подписью и т.д. Это ключевое отличие, которое делает системы электронных платежей безопаснее, чем расчеты по кредитным картам. Можно сказать, что системы электронных платежей в правовом плане более четко определяют права и обязанности покупателя, продавца и организатора системы и распределяют ответственность сторон. Другой важный фактор - уже из области технологий. Электронные платежные системы, как правило, совмещают в одном лице эмиссионный, авторизационный и процессинговый центр. Поэтому вероятность компрометации ключей доступа к счетам клиентов существенно меньше, чем в случае платежей по кредитным картам, где действует большое число эмитентов и процессинговых компаний, каждая из которых хранит реквизиты кредитных карт покупателей".

И еще из новостей онлайновых платежей: единые карты e-port теперь можно пополнять при помощи системы CyberPlat.com. "Эта новость как раз хорошо иллюстрирует политику группы e-port, - заявил Б. Ким. - Мы стремимся максимально расширить возможности для пополнения карты e-port при сохранении высоких стандартов безопасности. В частности, продукт компании Cyberplat.com - CyberCheck, предназначенный для управления банковским счетом, является весьма удобным и безопасным способом пополнения карты e-port, особенно для корпоративных клиентов. Другой пример: карта е-port является единственным платежным инструментом Рунета, который можно напрямую пополнить с помощью кредитной карты. Однако сама транзакция совершается в банкомате (терминале самообслуживания) и относится, таким образом, к АТМ-транзакциям, по которым chargebacks невозможен".

Как видим, цифровое будущее все ближе и привычнее. За прошедшие со времени нашего последнего отчета дни Россия сделала новые шаги в сторону высоких технологий. Отечественным предприятиям разрешили сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде. Назначен первый замминистра связи РФ, который, скорее всего, будет заниматься вопросами развития интернета в России и реализации программы "Электронная Россия". Стало известно, что с 1997 г. более 400 российских школ подключены к интернету. Microsoft и СПС откроют интернет-центр для инвалидов. А отечественный онлайн-бизнес продемонстрировал очередные успешно взятые рубежи. Состоялся третий Всероссийский интернет-конкурс "Золотой Сайт - 2001", и в номинации "Электронная коммерция, товары и услуги" по Центральному федеральному округу победителем стал онлайн-супермаркет "М.ВИДЕО". Вот что рассказал о путях к успеху руководитель отдела интернет-проектов компании Андрей Верещагин.

"Первый сайт компания "М.ВИДЕО" открыла в августе 1998 года. Уже тогда, по сравнению с существующими сайтами, это был передовой проект - на нем всегда можно было узнать все не только о самой компании, но и получить полную информацию о ее ассортименте (на то время порядка 8000 позиций), ценах, наличии в конкретном магазине - причем вся эта информация обновлялась ежедневно; к тому же был предусмотрен поиск по каталогу товаров.

Летом 2000 года "М.ВИДЕО" открыла интернет-магазин www.homeshop.ru. "Домашний магазин" - это было название журнала, издаваемого в тот момент компанией. С первых же месяцев работы магазин полностью окупил свое создание и начал приносить прибыль, а новогодние продажи показали, что эта услуга становится популярной среди наших покупателей.

По итогам 2-го полугодия 2000 года интернет-магазин "М.ВИДЕО" получил оценку "A" в рейтинге российских интернет-магазинов рейтингового агентства "Эксперт РА", который был напечатан в журнале "Эксперт" от 12 марта 2001 г. Согласно классификации агентства, "A" - элита российской интернет-коммерции. Магазины этой группы демонстрируют высокие результаты, имеют продуманные и функциональные электронные витрины, предлагают обширный ассортимент товаров и услуг, используют онлайновые платежные системы и эффективные службы доставки. Осенью 2001 года интернет-магазин www.homeshop.ru окончательно становится частью корпоративного сайта www.mvideo.ru (ранее на сайте www.mvideo.ru покупатель тоже мог сделать заказ товара, но с использованием интерфейса и корзины www.homeshop.ru).

Теперь каждый посетитель сайта "М.ВИДЕО" может не только узнать характеристики, цены и наличие товаров в обычных, оффлайновых магазинах компании, но и заказать понравившуюся ему модель через интернет или по телефону с доставкой на дом. Благодаря Сети, компания расширила круг своих клиентов и теперь стала доставлять покупки не только по Москве и Московской области, но и в регионы. Помимо конкурса "Золотой сайт 2001", сайт компании "М.ВИДЕО" занял первое место на конкурсе "Бизнес-сайт 2001" в номинации "Электронная коммерция". Этот конкурс проводился в рамках фестиваля "Интернить 2001". Кроме того, на выставке Hi-Fi Show & Home theatre 2002 "М.ВИДЕО" получила приз "За лучший корпоративный сайт".

Интернет-проект "М.ВИДЕО" является уникальным по интегрированности в бизнес компании. Для интернет-покупателей действуют все те же скидки, рекламные акции и дисконтные карты, что и в ее обычных магазинах. Расширяя ассортимент предлагаемых товаров и услуг, компания "М.ВИДЕО" одной из первых начала продавать бытовую электронику в кредит и в онлайне.

Общее впечатление о проведении конкурса - хорошее. Атмосфера конкурса была очень теплой и дружественной - и в этом большая заслуга организаторов. Очень приятно было видеть среди победителей компании, для которых Сеть не является основной составляющей бизнеса. Это показывает, что российский интернет активно расширяется за пределы "закрытой тусовки для своих" и постепенно входит в бизнес каждой крупной компании."

Больше победителей, разных - но одинаково хороших! А конкурсов на всех хватит. На днях Российская академия интернета подвела итоги первого этапа национальной интернет-премии за 2002 год. Стоит отметить кардинальное изменение, касающееся премии: мероприятие получило государственную поддержку. При этом информационные спонсоры акции, компании "РосБизнесКонсалтинг", Lycos, Mail.ru, Rambler, Яndex и проект Internet.ru приняли решение добровольно снять с конкурса "Веб Выбирает Вас" свои ресурсы, ставшие номинантами. Шаг, сделанный совместно руководителями всех вышеуказанных компаний, призван обеспечить корректность сетевого голосования по призу зрительских симпатий, которым и является номинация "Веб Выбирает Вас". Каким-то весенним теплом и радостью веет от обеих этих черт нынешнего конкурса!

Тем временем рекламодатели все чаще переходят на новые форматы, и все большей популярностью пользуются баннеры крупного формата: их использование за год выросло на 185%. За онлайн-развлечениями же и вовсе дело не станет: несмотря на экономический спад, сайты, предлагающие азартные игры в интернете, за прошедший год превратились в серьезный и прибыльный бизнес. "Интернет-казино конкурируют сейчас за рекламное пространство с такими индустриями, как розничная продажа, финансовые услуги и туризм", - говорит представитель компании Jupiter Media Metrix Чарльз Бучволтер. Если уже в текущем году совокупный объем доходов индустрии азартных игровых онлайн-ресурсов, согласно прогнозам, превысит $3,81 млрд., то к 2006 г. этот показатель достигнет $14,52 млрд., полагают аналитики Informa Media Group.

В числе других приоритетных интересов - экономика и финансы. Согласно результатам исследования Nielsen/NetRatings, больше всего времени пользователи интернета проводят на финансовых сайтах. Впрочем, и те, и другие показатели, как обычно, выведены на Западе и говорят о Западе. Например, не знающий себе равных в Рунете по посещаемости сайт "РосБизнесКонсалтинг" привлекает посетителей не одними финансами. По мнению директора по маркетингу РИА "РосБизнесКонсалтинг" Никиты Корзуна, "эти данные характерны для западной аудитории с высокоразвитым институтом частных инвестиций. Маловероятно, чтобы подобные тенденции в обозримом будущем наблюдались бы и в России. Популярность РБК объясняется не только тем, что это - финансовый портал, но и тем, что РБК предоставляет качественную и оперативную новостную ленту".

Ну да расхождением в цифрах между "нами" и "ими" никого не удивишь. В то время, как американцы не представляют свою жизнь без интернета, число регулярных пользователей Сети в России в конце 2001 г. оценивалось в 4,3 млн. человек, что для одной пятой части суши не так уж много. При этом 50% наших веб-серферов используют интернет для получения информации, 38,8% - для поиска информации, 35,7% - для общения, 23,7% - для развлечения и игр и только 8,8% пользователей совершают покупки в Сети. Зато тем более отрадно отметить в эти весенние праздничные дни тот факт, что более 40% российских интернетчиков - женщины. Прогнозы, впрочем, настораживают: говорят, наблюдающаяся тенденция к возрастанию доли женщин в Сети не исключает возможность того, что через несколько лет население российского интернета станет преимущественно женским. Это уж, извините, как-то слишком. Может, еще и не сбудется?

Говоря о сетевых интересах прекрасной половины человечества, исследователи отмечают определенные трудности в поиске полноценной информации о реальных проблемах. Мол, женщинам нужны серьезные, образовательные материалы, а они натыкаются лишь на чаты да косметику. "Ищите и обрящете", - сказано давно и до сих пор актуально. Плохо, значит, искали. Взять хоть наши страницы, сплошь наполненные интересными, познавательными ссылками! Новости образования можно почерпнуть с новостной ленты Informer.ru и 5баллов.ru. Англо-русский лингвострановедческий словарь "Американа" доступен на сайте Rubricon.ru. Представлены в Сети и рукописи одного из основателей классической британской литературы Джеффри Чосера, и тысячи работ великого импрессиониста Уильяма Тернера, бывших недоступными для широкой публики аж с XIX века. Кстати, "Тернер-онлайн" - это лишь часть проекта под названием Insight, целью которого является разместить все, что хранится в запасниках лондонской галереи "Тейт", в интернете. А уникальная разработка в сфере высоких технологий, представленная в Париже, позволит не только посмотреть и послушать, но и... понюхать дивный букет вин Бургундии. А вы говорите - "чаты"...

Впрочем, всегда найдутся и недовольные интернетом, как найдутся и тормоза к его развитию.

О первых (из упомянутых): представителями пресс-службы Ватикана опубликованы два документа, в которых прямо говорится об опасностях, подстерегающих тех, кто ищет духовности в виртуальном мире. Потребительское отношение к религиозным ценностям провоцируется изобилием выбора конфессий, предлагаемых в онлайне, так что верующий может уподобиться покупателю, подбирающему то, что ему по вкусу, - сказано в документах. Узнать врага в лицо, назвать проблему - уже полдела сделано. В остальном - нравится это кому-то или нет, но выбор - за пользователем.

А вторые (из упомянутых же) - это очередные законодательные палки в колеса. Благодаря новым предложениям Комитета по охране авторских прав и защите отчислений, большинство сетевых радиостанций может оказаться за чертой рентабельности. На российском онлайн-вещании, правда, это не особенно отразится. Не секрет, что экономический эффект от радиовещания через интернет в современной России и без того отсутствует. Но, несмотря на все сложности, наше радио руки опускать не собирается. "Наше" во всех смыслах. "При стечении определенных удачных обстоятельств "НАШЕ Радио" и "Радио-ULTRA" могут появиться в 2002 году в Сети с онлайн-вещанием. Затраты на него будут выражены только в поддержке раздачи потока. Также рассматривается и "подписной" вариант прослушивания радиостанций. Причем с двух позиций: подписку обеспечивают пользователи, либо заинтересованные рекламодатели", - поделился планами Вадим Мамотин, продюсер программ компании Ultra Production.

Так что и тут не все так плохо, и будущее какие-то обещания - хоть смутные, но дает. А чего еще ожидать от весны? Все в тающей дымке, неясно; вот-вот распустится - но не сейчас... Поживем - по осени посчитаем.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция CNews.ru готова рассмотреть к публикации материалы (статьи), подготовленные специалистами вашей компании, по следующим темам:

  • Рынок корпоративного ПО;
  • Сеть и безопасность (информационная безопасность);
  • Digital Life (цифровые устройства);
  • Рынок телекоммуникаций;
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес).

Авторство и указание компании будет сохранено.

Ждем Ваши предложения и заявки по адресу marketing@cnews.ru.

Короткая ссылка