Спецпроекты

Безопасность

Защиты от спама не будет

За прошедшие пару лет анонсировались разнообразные «чудодейственные» средства аутентификации отправителей и расширения почтовых протоколов. Но спам остается нерешенной проблемой, а спамеры по-прежнему зарабатывают миллионы своим темным ремеслом.

Счастье для всех и сразу

Одной из предпосылок того, что спам получил столь широкое распространение, послужила открытая архитектура почтового протокола SMTP. Так, например, для спамеров не представляет никакой сложности подделать заголовок письма «From:», что в совокупности с другими факторами делает отправителя мусора почти полностью анонимным.

С 2003 разрабатывались самые разные технологии аутентификации отправителя, которые по замыслу своих авторов должны были бы существенно помочь в деле выявления спамеров. Открытое сообщество ведет разработку расширения протокола SMTP – SPF, Sender Policy Framework. Microsoft пыталась в технологии SenderID объединить SPF со своей технологией CallerID, чтобы установить собственный стандарт в области почтовых протоколов – что ей не удалось, и рабочая группа по SenderID была распущена. Отметился на этом поле и Yahoo! со технологией аутентификации DomainKeys.

Сами по себе эти разработки не были задуманы как «убийцы» спама, однако прозрачность информации об отправителе вкупе с развитием антиспам-законодательства в США и Европе значительно затруднили бы жизнь спамерам, одновременно облегчив задачу фильтрации спамерского трафика. В итоге все забуксовало, когда стало ясно, что в одночасье внести изменения в глобальный почтовый протокол в масштабах всего интернета, на десятках и сотнях тысяч независимых серверов, не представляется возможным. Последний удар надеждам интернет-сообщества победить спам с помощью SPF и его собратьев нанес отчет Yahoo!, из которого следовало, что не более 3% входящих писем на Yahoo.Mail содержат SPF-метки, причем более 90% из них... являются спамом! Таким образом, стало ясно что никакой «серебряной пули» против спама не существует, а пророчество Гейтса образца 2003-го оказалось ошибочным.

Методы борьбы со спамом

Несмотря на столь апокалиптическую картину, снизить до приемлемого уровня количество мусора в собственном почтовом ящике все же можно. На рынке существует достаточное количество ПО антиспам-фильтрации – для домашних пользователей, компаний, интернет-провайдеров. Современные фильтры позволяют блокировать до 90-95% непрошенных массовых сообщений.

Все контентные фильтры используют в целом схожие методы определения спама в общем потоке почты – разбор технических атрибутов сообщения (заголовков, модификаций полей адресатов и отправителей, HTML-кода), поиск характерных для спама терминов, фраз и их сочетаний, а также проверенный сигнатурный метод, когда обнаруженная «свежая» рассылка блокируется на стороне пользователя еще до того, как она была окончательно разослана. Классическими примерами таких продуктов являются Symantec Brightmail Anti-Spam или Kaspersky Anti-Spam.

Другая группа антиспам-инструментов представлена «черными списками» спамерских IP-адресов - DNSBL (DNS-based Blackhole List). Особенно широко такие системы распространены у провайдеров. Используют чаще всего в совокупности с контентным фильтром. Как коммерческие сервисы, DNSBL представлены в лице Trend Micro RBL+, Spamhaus и других.

Тренинг по теме "Защита корпоративной информации."

Еще один подход основан на анализе массовости того или иного сообщения в Сети. В России его используют для защиты пользователей "Яндекс.Почты", а в США он широко используется в продуктах компании Commtouch.

На 100% отфильтровать спам сегодня невозможно. Для этого понадобилась бы система искусственного интеллекта, способная, как и человек, безошибочно реагировать на спам. Гораздо важнее отлова всех до единого спамерских сообщений безусловная сохранность обычной, не спамерской корреспонденции. За яркими лозунгами антиспам-вендоров, чьи декларируемые уровни детектирования достигают 99,99% можно не заметить опасности потерять важное письмо от клиента, руководителя, партнера. Поэтому основным приоритетом при выборе ПО должен быть минимальный процент false positives, ложных срабатываний спам-фильтра. У лучших представителей он не превышает нескольких писем (как правило, также рекламных, но не спамерских) на сотню тысяч сообщений.

Спам в конце тоннеля?

Участники прошедшей в Москве в декабре 3-й национальной конференции «Проблема спама и ее решения», констатировали, что решение проблемы спама в рамках отдельного провайдера или отдельной компании вполне достижимо. На рынке представлено достаточное количество средств противостояния электронному мусору и тем убыткам, - потерям времени, вирусным рассылкам, перегрузкам инфраструктуры – которые он несет за собой.

Однако на горизонте не наблюдается коренного решения проблемы спама в рамках Интернета в целом. Достигнут весьма неустойчивый баланс, когда спамеры существуют в условиях попадания лишь небольшой части их творений в цель, а вендоры – в перманентной борьбе за доли процента в уровне детектирования, каждый из которых дается все труднее. Какой-либо существенный технологический прорыв со стороны первых (тем более, что основные спамерские технологии не менялись уже почти 2 года) – и проблема может вновь принять ту остроту, которой она характеризовалась в 2003-м, когда старые средства уже не действовали и не было понятно, как защититься от напасти.

Тем более, что спамеры осваивают новые для себя каналы распространения – SMS и IM-пейджеры. И если SMS-спам теоретически может быть искоренен с помощью жесткого контроля со стороны сотовых операторов за своими шлюзами (что сейчас и происходит, например, в Китае, где SMS-спам приобрел масштабы стихийного бедствия), то пользователей ICQ, AOL и прочих пока попросту некому защитить, так как эти программы бесплатны, и их пользователи не готовы платить за антиспам-защиту. А значит, миллионы пользователей будут в раздражении давить клавишу Delete , отправляя очередную порцию спама в корзину.

Виктор Дронов

Короткая ссылка