Спецпроекты

ПО Софт Безопасность Бизнес Финансовые результаты Маркет

Россия: пираты и бесплатные антивирусы не дают расти Symantec, Eset и «Касперскому»

Рост рынка антивирусов в России в 2009 г. серьезно замедлился. Аналитики связывают это с двумя факторами: частные пользователи переходят на бесплатные антивирусы, а корпоративные используют пиратские программы.

Аналитики Anti-malware подготовили исследование российского антивирусного рынка в 2009 г. В ценах для конечных пользователей общий объем продаж составил $218,7 млн. Хотя этот показатель вырос на 8,7% по сравнению с 2008 г., но это несравнимо с динамикой прошлых лет. Еще год назад, сравнивая 2008 и 2007 гг., те же аналитики говорили о росте продаж антивирусного ПО на 57%. Прогнозы Anti-malware на 2009 г. тогда ограничивались верхней планкой роста выручки. Руководитель проекта Илья Шабанов заявлял CNews, что она не превысит 30%, в чем оказался прав, даже с запасом.

По мнению исследователей сильнее в 2009 г. кризис затронул сегмент персональных пользователей. Рост розничных продаж практически остановился, т.к. такие покупатели стали больше пользоваться бесплатными антивирусами Avast, Avira и Microsoft. Корпоративные клиенты, говорится в исследовании, перестали «обеляться», т.е. заменять пиратские антивирусы лицензионными. Именно такой переход раньше обеспечивал рост рынка на десятки процентов ежегодно. Компании не стали совсем отказываться от лицензионных антивирусов, но вместо обычного продления лицензий требовали от продавцов специальных цен, использовали скидки при переходе с одного продукта на другой и т.д. Госструктуры, госмонополии и предприятия крупного бизнеса названы в исследовании островками стабильности, не сокращавшими серьезно бюджеты на безопасность.

Объемы продаж у первой по этому показателю пятерки компаний в 2009 г. выросли. Выручка от реализации продуктов лидера рынка - «Лаборатории Касперского» (ЛК) - увеличилась на 11,2%, перешагнув рубеж $100 млн. Больше, чем у остальных игроков – на 20,9%, этот показатель вырос у занимающей второе место Eset. Результаты остальных разработчиков скромнее.


Рынок антивирусов заметно консолидируется, доход от продаж продуктов вендоров, не вошедших в Топ-7 рейтинга сократился более чем вдвое (-53,3%), год назад этот показатель также был отрицательным, но на порядок меньше (-5,1%). Тройка лидеров – ЛК, Eset и Symantec - контролируют 84% рынка антивирусного ПО в России (годом ранее - 81%). Рыночные доли лидеров колебались в 2009 г. незначительно. В плюсе здесь оказались только ЛК и Eset.


Исследователи считают, что в 2010 г. рост российского рынка антивирусов по сравнению с предыдущим годом ускорится примерно вдвое и покажет рост на уровне 15-20%. Общий объем продаж в ценах для конечных пользователей составит примерно $250 млн. Потенциал роста игроков из Топ-6 Anti-malware оценивает как низкий (рост объема продаж 0-30%), занимающая 7 место Panda Software получила отрицательный рейтинг (снижение объема продаж). Как считают исследователи, уже в 2010 г. этого игрока оттеснит на 8 место Microsoft, с «умеренно высоким» (30-50%) потенциалом роста объема продаж антивирусного ПО.

По оценке самих компаний-лидеров рейтинга объем сегмента несколько ниже, чем в исследовании, а в ритейле у них ничего страшного не происходило. Валентин Крохин, вице-президент Leta Group (в группу входит дистрибутор продуктов Eset), считает, что ритейл антивирусных продуктов в 2009 г. все-таки вырос. «В целом оценки адекватные, мы с ними практически во всем согласны. Но по нашим собственным оценкам общий объем российского рынка антивирусного ПО в ценах для конечных пользователей был ниже - $195 млн, - заявил он CNews. - Кроме того в исследовании совсем немного завышена доля «Лаборатории Касперского». Как раз этим и объясняется разница между нашей оценкой и результатом аналитиков».

В ЛК напротив утверждают, что ее результаты в 2009 г. были лучше, чем приведенные в исследовании. «Рост объемов продаж «Лаборатории Касперского» в долларах в прошлом году был выше показателей, которые даны в исследовании Anti-Malware, - заявил CNews руководитель отдела стратегического маркетинга компании Олег Гудилин. - Возможно, разница итоговых данных связана с тем, что антивирусный рынок не достаточно прозрачен. Трудности при анализе финансовых результатов также вызывает то, что российские компании продают ПО в одной валюте, а рассчитывают показатели в другой».

С такой оценкой объема рынка и ситуации в ритейле согласилась Анна Александрова, директор по маркетингу российского представительства Eset. «По нашим ощущениям, пользователи заплатили за антивирусы не больше $195-200 млн., - говорит она CNews. - Рынок сохранил свой объем за счет роста лидеров, остальные же компании за время кризиса потеряли свои доли. Рост происходил преимущественно в нижнем сегменте рынка, в ритейле, где на сегодняшний день продукты ЛК и Eset составляют более 80% всех продаж». Александрова добавила, что кризис крайне негативно сказался на сегменте антивирусов, т.к. многие игроки, которые казались перспективными, потеряли возможность инвестировать в канал.

Самой резкой критике подверг исследование технический директор и владелец компании «Доктор Веб» Игорь Данилов. «Глядя на эти результаты «независимых экспертов» мне становится грустно, - заявил он CNews. - И, откровенно говоря, крайне странно, что исследования каких-то заурядных двоечников кто-то цитирует. У меня только один вопрос в связи с этим: «В графе «Доктор Веб» стоят наши расходы за 2009 год?». И даже не буду комментировать цифры Касперского и, особенно, Eset».

Денис Легезо

Короткая ссылка