Россия: Бесплатные антивирусы наступают

Безопасность Бизнес Новости поставщиков
мобильная версия
, Текст: Надежда Генина
Бесплатные антивирусы показали наилучшую динамику на российском рынке — как в домашнем, так и в корпоративном секторе. Лидер рынка при этом остался прежним — свою позицию удержала «Лаборатория Касперского». Но вот наибольшей лояльностью пользователей ее продукты не пользуются.

Согласно данным нового исследования «Ромир» (проведенного по заказу компании Eset), самым популярным в России остается «Антивирус Касперского». Его доля среди антивирусов, установленных на каком-либо из домашних компьютеров (в случае, если у пользователя их несколько), составила 35%. По сравнению с предыдущим опросом «Ромира» (за февраль этого года), доля «Антивируса Касперского» осталась неизменной (за исключением сегмента пользователей, у которых антивирус установлен на единственном или основном ПК — там доля «ЛК» снизилась на 4%). При этом доля Eset NOD32 составила 32% (+4%), у Avast — 20% (+6%), у Dr.Web — 17% (+5%), у Norton Antivirus от Symantec — 8% (+2%).

Исследователи «Ромир» также оценили степень лояльности пользователей к марке используемого антивируса (считается как разница между процентом пользователей, которые довольны используемым продуктом и готовы рекомендовать его своим знакомым, и теми, кто им недоволен). «Разница в лояльности к основным лидерам антивирусного рынка не является статистически значимой, — отмечают в „Ромир“. — Но в целом у пользователей антивируса NOD32 наиболее высокий уровень лояльности — 60%». Второе место занимает Avast (58%), третье — «Антивирус Касперского» (56)%. При этом пользователи «Антивируса Касперского» чаще говорят о его надежности (56%), а пользователи Eset NOD 32 — о том, что их антивирусная программа не тормозит работу компьютера (12%). Наиболее низкий уровень лояльности оказался у антивируса Norton Antivirus (27%).

На рынке отчет «Ромир» не вызвали энтузиазма. В «Лаборатории Касперского» отмечают расхождения в цифрах по сравнению с данными глобального исследования TGI от «Комкон». Так, по оценкам «Комкон», доля продуктов «ЛК» в России составляет 40%, Eset — 23% (вместо 35% и 32% соответственно). «По ощущению, основанному на нашей информации по ритейловым сетям, ситуация, скорее, ближе к цифрам, полученным компанией „Комкон“, — рассказал CNews Олег Гудилин, руководитель отдела стратегического маркетинга „Лаборатории“. — Разумно объяснить такую разницу можно лишь различиями в методиках исследований и размером выборок». Действительно, выборка в исследовании «Ромира» — 1769 интернет-пользователей старше 16 лет, а в «Комконе» утверждают, что полученные данные репрезентативны для 62,5 млн человек, или 23 млн домохозяйств России (всё взрослое население в городах с более 100 тыс. жителей и даже дети 10–15 лет).

Антивирусы, инсталлированные на российских ПК

Отчет «Ромир»,
декабрь 2009
(домашние/рабочие ПК), %
Отчет «Ромир»,
февраль 2009
(домашние/рабочие ПК), %
Отчет «Комкон»,
декабрь 2009
(домашние ПК), %
Антивирус Касперского 35/38 35/38 40 
Nod32 (Eset) 32/26 28/20 23 
Avast 20/13 14/7 11 
DrWeb 17/12 12/11 17 
Norton Antivirus (Symantec) 6/6 4/6
Другие 6/3 Нет данных 17
Антивирус не установлен 2/2 2/5 32

Источники: «Ромир» и «Комкон»

«Ромир» в декабре и феврале 2009 г. проводил исследования по заказу Eset, «Комкон» — в рамках глобального исследования.

В «Доктор Веб» также усомнились в правомерности масштабирования результатов опроса «Ромира» на весь рынок ИБ. «При сообщениях об исследованиях такого рода хорошим тоном является указание структуры выборки. Тот факт, что Eset это не делает — уже не удивляет, — говорят в пресс-службе компании. — Неясно, кто были эти опрошенные респонденты (кроме того, что они старше 16 лет), насколько такая выборка репрезентативна. Во-вторых, онлайн-опрос — не лучшая методика для выявления таких сложных предпочтений в отношении программного обеспечения. Большинство вопросов можно составить таким образом, чтобы ответы прогнозировались».

Илья Шабанов, руководитель проекта Anti-Malware.ru, в свою очередь, отмечает, что результаты исследования показывают лишь объемы инсталляционной базы (популярности) того или иного антивирусного вендора, но не позволяют делать оценки долей рынка в сегменте персональных пользователей. Тем не менее, Шабанов отмечает, что в целом данные «Ромира» похожи на правду, за исключением отсутствия в рейтинге антивируса Avira, который, как и Avast, имеет множество поклонников в нашей стране.

В корпоративном секторе, по данным «Ромир», у 38% опрошенных установлен «Антивирус Касперского», у 26% — Eset NOD32, у 13% — Avast. Доля бесплатного антивируса на рабочих ПК, как и на домашних, выросла на 6% с февраля этого года. «Данный тренд может объясняться попыткой пользователей сэкономить на антивирусной защите в условиях кризиса», — комментируют в Eset. Доля Dr.Web при этом составила 12% (+1%), у Norton Antivirus — 6%, еще у 3% — у других антивирусов.

По сравнению с данными, полученными «Ромир» в начале 2009 г., доля «Антивируса Касперского» в корпоративном секторе не изменилась, Eset NOD32 — выросла с 20% до 26%. На этот факт Eset делает особый акцент в своем пресс-релизе, посвященном исследованию «Ромир», что вызвало особые нарекания у других участников рынка.

"Eset уже не первый раз неуклюже пытается уверить всех в росте популярности в корпоративном сегменте, — комментируют в «Доктор Веб». — Видимо, после неудачи с темой сертификации (имеется в виду вызвавшее резонанс заявление, сделанное Eset при получении в конце октября сертификата ФСТЭК по 4-му уровню контроля для NOD32 Platinum Pack 4.0, — что только организации, выбравшие продукты Eset, могут быть уверены в законности используемой антивирусной защиты согласно ФЗ-152, — прим. CNews) они решили сделать акцент на подобных опросах. Добиться успехов среди бизнес-клиентов они смогут, только предложив им многолетние бесплатные ключи". В «Доктор Веб» также не преминули отметить, что бывшие пользователи Eset, перешедшие на Dr.Web, нередко говорят о недостаточной эффективности ПО словацкого разработчика в детектировании вредоносных объектов.

«Что касается замеров «Ромир» по использованию антивирусов на рабочих компьютерах, то есть сомнения, что подобными опросами простых пользователей можно выявить реальную ситуацию на корпоративном рынке», - подтверждают в «ЛК». Илья Шабанов также считает, что попытка оценить популярность антивирусов в корпоративном сегменте не выдерживает никакой критики. «В списке используемых решений отсутствуют корпоративные решения от Symantec (Norton Antivirus — решение для домашних пользователей) и Trend Micro, — говорит он. — Кроме этого, серьезные антивирусные решения позволяют скрывать свое присутствие на рабочих станциях, включая значок в системном трее».