Cистема управления и мониторинга ИТ-ресурсов Правительства Москвы

Компания Kraftway приступила к реализации проекта по созданию системы управления и мониторинга ИТ-ресурсов Правительства Москвы. К моменту старта проекта Kraftway представил собственное решение для мониторинга оборудования Management Pack для Microsoft Operations Manager. Схожие с Management Pack системы управления есть у HP и Dell, но это решение качественно отличается от них тем, что оно инвариантно к платформам. Это означает, что оно способно объединить почти весь парк эксплуатируемой в Правительстве техники.

Диагностика ситуации и постановка задачи
Выбор исполнителя
Этапы работ
Полученные результаты

Диагностика ситуации и постановка задачи

На сегодняшний день в Правительстве Москвы эксплуатируется порядка трехсот серверов, предоставляющих различные ИТ-сервисы 15 тысячам пользователей. Кроме того, используется несколько сотен информационных систем, которые были созданы в разное время и зачастую с использованием несовместимых друг с другом решений.

Отвечает за стабильную работу всех информационных ресурсов Управление информатизации Правительства Москвы. В его составе функционируют: отдел программно-технического обеспечения, работающий преимущественно с пользователями и занимающийся подготовкой рабочих мест и сопровождением оборудования; отдел эксплуатации информационных систем, обслуживающий серверы, серверное оборудование и занимающийся различными сервисами; отдел развития информационных систем, сопровождающий сетевую инфраструктуру, следящий за ее функционированием, связью с внешним миром (почтовая система, интернет), сетевой защитой.

На поддержание ИТ-инфраструктуры Правительства Москвы  в рабочем состоянии тратится много средств. В тоже время, Управлению информатизации пришлось столкнуться с рядом задач, для решения которых потребовался комплексный проект.

Прежде всего, проблемой являлось то, что информационные ресурсы эксплуатируются на различном оборудовании и разных операционных системах. В Правительстве старые серверы Intel с операционной системой Novell использовались наряду с более современными Windows, Linux, AIX и Sun-платформами. Novell NetWare, как правило, используется для хранения данных, также в различных подразделениях можно найти изолированные друг от друга каталоги этой системы, не связанные между собой.

Другой проблемой представлялась децентрализация информационных систем. Существовало множество центров управления, что значительно усложняло работу системы, так как из многих точек могли подаваться различные, зачастую противоречащие друг другу сигналы. В результате Управлению информатизации в целом было сложно отслеживать работу информационных систем. Решением должна была стать система контроля, которая осуществляла бы мониторинг сети и ее отдельных узлов, чтобы регулировать нагрузку на ИТ-инфраструктуру, а также отслеживала ее работоспособность.

Определенные неудобства создавала неудобная процедура разрешения инцидентов. Каждому из отделов Управления информатизации приходилось в той или иной мере сталкиваться с поддержкой работы отдельных пользователей. Если возникали какие-либо проблемы, пользователь наугад звонил в разные отделы, не в силах самостоятельно определить, в чьей зоне ответственности находится его поломка. Когда же проблема разрешалась, об этом не оставалось никаких данных, так как не велось никакой отчетности. Решить эту задачу была призвана система класса Service Desk.

В целом, в условиях, когда количество пользователей постоянно росло, росли и размеры ИТ-инфраструктуры Правительства, усиливая нагрузку на службы поддержки и сопровождения. Чтобы поддерживать все ресурсы в работоспособном состоянии, Управлению требовались новые сотрудники и больший ИТ-бюджет. Однако постоянно увеличивать бюджет — не выход. «Мы не можем бесконечно увеличивать расходы на ИТ, — заявил Сергей Байбаков, заместитель начальника Управления информатизации Правительства Москвы. — Нам необходимо подробно отчитаться о расходах и обосновать бюджет на следующий год. В тоже время сложность сложившейся инфраструктуры и многочисленность используемых систем не позволяла нам составить четкую картину того, что происходит, насколько загружены различные ресурсы и т.д.»

Обдумывая будущий проект, Управление информатизации Правительства Москвы приняло решение отказаться от использования Novell NetWare по ряду причин. Одной из целей нового проекта является обеспечение полноценного мониторинга не только программных сервисов, но и аппаратной части. Платформа Novell NetWare практически не реализует данную возможность, средний возраст серверов, работающих на платформе NetWare, достигает 7-10 лет. «Большинство наших серверов фактически выработало свой ресурс. Более того, нормальное функционирование новых серверов в существующей ИТ-инфраструктуре может быть поставлено под угрозу, поэтому новый проект вызван также нашим желанием избежать проблем в недалеком будущем за счет построения новой, надежной системы, — отметил Сергей Байбаков. — Были случаи, когда серверы просто выходили из строя, а поскольку ими постоянно пользуется большое количество сотрудников, иногда работа отдельных департаментов была фактически парализована».

Выбор исполнителя

Решать все копившиеся годами проблемы в результате тендера была выбрана компания Kraftway. Компания достаточно давно работает с Правительством Москвы, поставляет туда различное оборудование, как серверное, так и персональные компьютеры. К моменту старта проекта Kraftway представил собственное решение для мониторинга оборудования Management Pack для Microsoft Operations Manager.

Решение Kraftway Management Pack расширяет функциональность программного продукта Microsoft Operations Manager в части мониторинга и управления серверным оборудованием. Пакет состоит из набора исполняемых приложений, средств отображения информации и базы знаний. Management Pack предназначен для контроля состояния аппаратных компонентов серверов и оповещения администраторов в случае возникновения нештатных или ошибочных ситуаций. Результатом обработки и анализа собираемых данных является предоставление информации о состоянии отдельных компонентов и сводной информации о системе в целом. Это позволяет системному администратору более эффективно осуществлять управление сложной разветвленной гетерогенной IT-инфраструктурой предприятия.

Пакеты управления, схожие с Kraftway Management Pack, доступны и от других производителей оборудования, но, как правило, подобные решения жестко связаны с аппаратной платформой конкретного производителя. Решение Крафтвэй качественно отличается от них тем, что оно инвариантно к платформам различных производителей. Это означает, что оно способно объединить почти весь парк эксплуатируемой в Правительстве техники.

В проекте, помимо Kraftway, выступающей генеральным подрядчиком, участвует также департамент консалтинга Microsoft (их продукты использованы в проекте), компания Naumen (отечественный производитель системы Service Desk) и NVision Group, отвечающая за сетевую инфраструктуру.

Проект начался с обследования ИТ-инфраструктуры. И помимо прочих проблем, проведенное обследование состояния сети показало, что, несмотря на развитые средства защиты от вторжения извне, работа пользователей в сети практически никак не контролировалась. Это создавало угрозу системе безопасности изнутри.

Этапы работ

В целом в рамках проекта предполагавшиеся работы можно поделить на несколько уровней. Первый уровень — это принципиальное построение информационной инфраструктуры заказчика, создание службы единого каталога на базе продукта Microsoft Active Directory. Функционирование любой информационной системы уровня предприятия фактически невозможно без единого каталога ИТ-ресурсов. Поэтому проектированию и внедрению службы каталога было уделено много внимания, поскольку очевидно, что зависимость всей системы от надежности и стабильности ее основы очень велика. При этом, как уже упоминалось, информационное поле Правительства Москвы было по сути набором различных систем в количестве, измеряемом сотнями. Без централизованной системы единого каталога ресурсов сети всем этим невозможно было управлять. Так что приведение всего имеющегося к единому знаменателю стало одной из главных задач проекта.

Второй уровень проекта составляют две информационные системы. Во-первых, это система мониторинга серверного оборудования и информационных систем на основе Microsoft Operations Manager. Вторая — система централизованного управления конфигурациями рабочих станций на базе продукта Microsoft System Management Server.

Модуль Kraftway Management Pack для Microsoft Operations Manager стал одним из основных компонентов новой технологии. Этот модуль был разработан в рамках большого проекта по созданию системы управления ИТ-инфраструктурой Kraftway Enterprise Management. Kraftway Management Pack предназначен для дистанционного отслеживания состояния аппаратного обеспечения отдельных систем. С его помощью администратор может получить мгновенный снимок состояния аппаратного обеспечения, основанный на показаниях датчиков, а также вывести графики изменения любых параметров, относящихся как к «здоровью» отдельных компонентов системы, так и к производительности системы в целом. Модуль позволяет администратору осуществлять контроль состояния всех серверов сети, используя единую консоль управления, производить дистанционную диагностику неисправных систем и предупреждать выход из строя компонентов, основываясь на показаниях датчиков аппаратного мониторинга. Отличительной особенностью Kraftway Management Pack является его универсальность, позволяющая без доработок интегрироваться в целый комплекс серверов.

Разработка Kraftway Management Pack началась в компании чуть меньше двух лет назад, в середине 2005 года. Сегодня продукт уже применяется, являясь неотъемлемой частью оборудования Kraftway. Если говорить о продукте с точки зрения архитектуры, Kraftway Management Pack является средством управления оборудованием с использованием программного продукта Microsoft Operations Manager. Если компания-заказчик планирует или уже использует систему управления инфраструктурой на основе MOM, то она может этим же средством управлять и оборудованием Kraftway.

Производя постоянный мониторинг оборудования, решение Kraftway может предсказать возможные сбои, а следовательно, помочь предотвратить проблемы. Таким образом, конечной целью использования Kraftway Management Pack является повышение уровня стабильности системы, увеличение ее безотказности.

Третий уровень — непосредственно видимый, в отличие от предыдущих двух, которые можно отнести к технологической платформе. На видимом же, третьем уровне, заказчику доступна аналитическая система, предназначенная для руководящего состава. Она предоставляет консолидированную информацию по использованию имеющихся в Правительстве Москвы информационных систем. На основании этих данных имеется возможность оценить востребованность имеющихся систем и спланировать затраты на их модернизацию и техническую поддержку. Таким образом, речь идет в целом о более эффективном использовании средств, выделяемых на эксплуатацию и поддержку информационной структуры Правительства Москвы.

Вторая видимая часть уровня — это единая информационная система для организации службы технической поддержки и сопровождения, то есть система класса Service Desk. Это решение, позволяющее регистрировать заявки, обрабатывать их, в ней зафиксированы регламенты обработки разных типов заявок — системы такого класса сейчас хорошо известны, широко внедряются на разных предприятиях.  В данном проекте была реализована интеграция Service Desk с системами Microsoft Operations Manager и Microsoft SMS, которые теперь автоматически поставляют информацию в Service Desk. Это значит, что если вдруг происходит какая-либо поломка на одном из наблюдаемых объектов, например, на сервере, система автоматически детектирует это, а информация об инциденте тут же передается в Service Desk, где уже проблема передается в обработку. Условно говоря, Service Desk является единой точкой входа для службы сопровождения и поддержки, специалистам не нужно иметь пять разных консолей, чтобы наблюдать за разнородными объектами.

Полученные результаты

Сегодня завершено проектирование системы в целом на всех трех уровнях. В прошлом году работы по внедрению систем производились на пяти крупных площадках, в число которых вошли здания Мэрии и Правительства Москвы на Тверской и на Новом Арбате. Это был пилотный проект, на котором отрабатывались все возможные сложности до того, как будет продолжено подключение к единой системе мониторинга IT-инфраструктуры других организаций московского правительства. Сейчас работы идут параллельно по двум направлениям — это внедрение систем единого каталога по всем подразделениям Правительства Москвы и подключение информационных систем к системе мониторинга. По аналитической системе работы уже практически завершены, она получает данные для работы от низлежащих систем. Набор отчетов уже сформирован — растет список систем, по которым аналитика уже доступна.

Что касается системы Service Desk, ее первоначальное внедрение также завершено. Проводится плотная работа с заказчиком для тонкой настройки регламентов по разным типам заявок.

Изначально проект был рассчитан на два года — 2006 и 2007. Реализация сегодня идет с небольшим запозданием, что связано со сложностью подключения информационных систем к системе мониторинга. Архитектура MOM такова, что это некий конструктор, к которому в принципе можно присоединять любую сущность. Для подключения каждой системы приходится фактически разрабатывать отдельный модуль. До начала проекта не были известны все данные об используемых в Правительстве Москвы информационных системах — они выявились лишь по ходу реализации проекта. И оказалось, что различных типов систем больше, чем предполагалось, а соответственно, больше времени потребуется на их подключение к мониторингу.

Проект в большей степени предназначен для оптимизации использования ИТ-ресурсов Правительства Москвы, однако и для конечных пользователей он представляет ценность. Например, в отсутствие единой системы управления конфигурациями рабочих станций, которую реализует SMS, неизвестно было, что происходит на компьютере пользователя, какое программное обеспечение у него установлено, насколько оно актуально. Сегодня заказчик очень страдает от вирусных атак — и это несмотря на наличие антивирусных средств в корпоративной сети. Это происходит из-за того, что «заплатки», обновления вовремя не устанавливаются. Как минимум эту задачу для пользователя проект решит. С другой стороны, появится единая точка входа для решения конкретных проблем пользователей — в частности, Service Desk. Сотрудник сможет просто зарегистрировать заявку и забыть о ней. Его проблема должна будет решиться за отведенное регламентом время.

По оценкам специалистов Kraftway, большая часть работ по проекту будет завершена в этом году. Правительство Москвы получит четкую картину состояния собственной ИТ-инфраструктуры, сможет предотвращать аварии, получит представление о том, насколько востребованы те или иные информационные системы. Это позволит более эффективно расходовать средства на развитие и оптимизировать управление информационными ресурсами в целом.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS