e-MBA — Америка, Европа, Россия

Рынки еМВА Северной Америки и Европы во многом схожи — наряду с жесткой конкуренцией бизнес-школ характерным для них является достаточно жесткое регулирование процесса обучения: стандартизация, совершенствование методик  и наращивание информационной базы. В отличие от них, российский рынок eMBA еще не сформирован, а информация о нем малодоступна и противоречива.

Западный рынок еМВА: штрихи к портрету

Европейский и американский рынки уже достаточно давно демонстрируют тенденцию к конвергенции образовательных стандартов, в том числе, и в сфере дистанционного обучения,  имеющиеся на сегодня различия аналитики отрасли склонны объяснять разностью подходов к ведению бизнеса в целом. Все более значимой для западных бизнес-школ является ориентация на внешнее потребление. Так, согласно статистике aubaedu.com, в некоторых американских учебных заведениях число иностранных студентов может доходить до 50%, что обусловлено как экономическими, так и демографическими факторами. В европейских учебных заведениях процент иностранных студентов также достаточно высок и составляет 35-40% от общего числа слушателей.  Однако, и это отмечают представители бизнес-школ, процент иностранных студентов мог бы быть еще выше, — в силу ряда факторов число слушателей традиционных вариантов программ гораздо ниже числа поступивших. Выходом в данной ситуации становятся программы дистанционного обучения МВА, которые позволяют таким образом восполнить нехватку студентов.

Крупнейшие западные бизнес-школы

Школа Страна Название программы Число слушателей Аккредитация Регионы, где программа доступна
1 University of Phoenix UK MBA 40 тыс. AACSB, Amba, Equis Все
2 Edinburgh Business School, Heriot-Watt University UK MBA 8922 AACSB, Amba, Equis Северная и Южная Америка, Европа, Азия, Африка
3 Henley Management College UK Henley MBA /Henley Project Management MBA 5136 AACSB, Amba, Equis Африка, Азия, Австралия, Европа и Карибы
4 Open University Business School UK MBA (Open) 3799 AACSB, Amba, Equis Европа и Америка
      MBA (Technology Management)     Европа и Африка
      MBA (Life Sciences)     Европа
5 Tecnologico de Monterrey UK MBA 2500 Центральная и Латинская Америка, Европа, Азия
6 University of Liverpool Singapore MBA, MBA (marketing), MBA (finance and accounting) 1738 EFMD-Cel Все
7 U21 Global US MBA 1550 Все
8 Walden University UK MBA 1430 Amba, Equis Все
9 Durham Business School UK Distance Learning MBA 1300 Amba, Equis Все
10 Bradford University School of Management US Distance Learning MBA 1245 AACSB, Equis Азия
11 Thunderbird: Garvin UK Global MBA for Latin American Managers 971 AACSB, Equis Северная, Центральная и Южная Америка
      Global MBA On-Demand     Все
12 Imperial College London: Tanaka US MBA in Distance Learning 407 Все
13 University of Florida US Internet MBA (one and two year programmes) 321 AACSB Все
14 Babson College US Fast Track MBA 280 Северная Америка
15 Cardean University US MBA 256 AACSB Все
16 George Washington University School of Business UK Healthcare MBA 195 AACSB Северная Америка
17 Drexel University UK MBA in Pharmaceutical Management 145 AACSB Северная Америка
18 Aston Business School UK MBA in Distance Learning 143 AACSB, Amba, Equis Европа
19 Euro MBA Consortium Belgium, France, Netherlands, Spain Euro MBA 135 AACSB, Equis Все
20 Simon Fraser University: Segal Canada Management of Technology MBA 108 AACSB Северная Америка

Источник: distancelearn.about.com

еМВА: российская практика

Появление в России бизнес-образования принято датировать 1988 годом, когда по указу Совета министров были созданы сразу две коммерческих школы: при Министерстве внешнеэкономических связей и при Академии народного хозяйства (позже переименована в Высшую школу международного бизнеса — ВШМБ). С открытием этих школ в Россию официально пришла и степень МВА, которая сегодня активно тиражируется не одним десятком ВУЗов и бизнес-школ самого разного калибра.

Первые онлайн-программы МВА появились гораздо позже «традиционных» версий и первоначально строились в соответствии с принципами дистанционного обучения, принятыми в российской образовательной практике. Чаще всего курсы eMBA представляли собой лишь один из вариантов взаимодействия студентов и преподавателей, используемый на вечерних и сокращенных формах обучения, таких как Executive MBA, самостоятельных программ просто не существовало. Однако, по мере накопления отечественного опыта обучения МВА, многие участники рынка — как ВУЗы, так и реальные и потенциальные слушатели курсов — начали постепенно осознавать, что традиционная схема дистанционного обучения применительно к МВА требует активного развития и доработки. Это привело к появлению ряда специальных онлайн-программ МВА и ряда других степеней в сфере делового администрирования, как например, Master of Arts (MA), а также отдельных тематических модулей, входящих в структуру Full-Time-программ.

Сегодня дистанционное обучение предлагают практически все российские учебные заведения,   осуществляющие обучение по программам МВА, — государственные и частные университеты, институты и бизнес-школы. При этом государственную аккредитацию на сегодня имеют только 34 ВУЗа, практически все из них — государственные. Число ВУЗов, аккредитованных одной из ассоциаций бизнес-школ, еще ниже.

География бизнес-школ в регионах России

География  бизнес-школ в регионах России

Источник: Begin Group, 2006

Хотя формально обучение МВА регулируется рядом нормативных актов Министерства образования, программы учебных заведений могут разительно отличаться — от количества академических часов курсов до структуры материала и используемых средств интерактивного обмена. Участники рынка признают, что большинство программ онлайн-МВА, представленных на российском рынке, не удовлетворяют необходимым критериям, это же применимо и к онлан-программам.

Помочь исправить ситуацию могло бы принятие официальных стандартов МВА на государственном уровне, в том числе и стандартов, регулирующих дистанционные программы. Но перспектив в этом отношении, похоже, в ближайшее время не намечается, — сегодня регулирование российской МВА сферы базируется на «Основных требованиях к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)» Министерства образования, принятых в 2003 году. Использование лишь «Требований»  в качестве базового нормативного документа позволяет многим ВУЗам под соусом МВА продвигать самые разные программы, в том числе, и наспех перелицованные из базовых курсов учебных заведений. Однако, в случае с дистанционными программами МВА ситуация выглядит особенно катастрофично — формирование дистанционных курсов даже в известных отечественных ВУЗах, как правило, производится «по остаточному принципу», при этом, общий уровень качества дистанционных программ остается крайне низким.  В отличие от западных бизнес-школ, российские ВУЗы пока не слишком заботит собственная репутация — не первом плане пока минимизация затрат, в том числе и затрат на информационное обеспечение онлайн-программ.

Выбор в пользу еМВА — процесс, не терпящий спонтанных решений, ведь даже несмотря на наличие у школы аккредитации и первых мест в рейтингах, выпускнику с «дистанционным» дипломом МВА найти работу оказывается достаточно сложно. Причина кроется в том, что на рынке пока не сформировалось единого общественного мнения относительно статуса дистанционной формы МВА, пусть даже полученного в известных бизнес-школах. Общая тенденция в настоящее время такова, что рынку катастрофически не хватает информации, как относительно имеющихся программ МВА, так и относительно официально аккредитованных отечественных бизнес-школ. Именно поэтому в западные школы в виде оплаты программ дистанционного обучения ежегодно утекают миллионы долларов, причем, этот объем продолжает расти — в унисон со всеобщим убеждением, что в России невозможно, — да и негде — получить качественное бизнес-образование.  

Ликвидировать сложившийся информационный вакуум призваны специализированные порталы, посвященные тематике МВА, однако, чаще всего, освещение проблематики еМВА на отечественном рынке сводится, за редким исключением, к одной-двум обзорным статьям. Рейтинги ВУЗов деловых изданий также практически не включают описаний дистанционных курсов. Надежда остается лишь на интернет-сайты учебных заведений, которые наряду с  другими информационными материалами содержат описание онлайн-программ.

Общее состояние отечественного рынка еМВА сегодня, в целом, созвучно состоянию рынка «традиционных форм» МВА — здесь царит та же неразбериха, хаос и спонтанность. Возможно, для других областей такая ситуация и является нормой, но в столь затратной и стратегически важной для государства области она просто недопустима — последствия могут быть самыми непоправимыми.

Юлия Граванова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS