Спецпроекты

Телеком Безопасность Бизнес Цифровизация Инфраструктура ИТ в госсекторе

CNews FORUM 2008: рост в условиях кризиса

В конце октября состоялся второй CNews FORUM. ИТ-директоры ведущих компаний российской экономики и руководители крупнейших отечественных и международных поставщиков ИТ-решений обсудили тенденции российского ИКТ-рынка, перспективы его развития в нынешних непростых условиях и главные направления повышения конкурентоспособности отечественных высокотехнологичных отраслей.

В свою очередь, по мнению Алена Озана, вице-президента по технологиям компании Oracle в регионе Восточной Европы и СНГ, "в ИТ, казалось бы, ничего не меняется: они по-прежнему выполняют три главные задачи – сбор, обработку и хранение информации. Но есть важные отличия: благодаря инновациям сбор данных осуществляется проще, обработка – быстрее, а хранение – в больших объемах".

Как считает Ренат Юсупов, первый заместитель генерального директора Kraftway: "Если отвлечься от кризиса и оценить сегодняшнее состояние ИТ, то можно прийти к выводу, что отрасль находится на пороге перемен. Последние несколько лет производители клиентских устройств лихорадочно ищут новые ниши. В ближайшем будущем персональные вычислительные устройства станут компактнее, бесшумнее и существенно эргономичнее. Они начнут отыгрывать позиции у ноутбуков. Это связано с тем, что ноутбук – внутренне противоречивый продукт. Его мобильность страдает от улучшения средств визуализации: невозможно в компактном приборе реализовать большой хороший экран. При революционной модели развития ПК будет представлять собой небольшое персональное устройство, предназначенное для хранения данных, паролей и включающее в себя средства аутентификации. Это устройство будет обладать возможностями беспроводного подключения к мониторам и экранам. Своего дисплея в нем не будет: уже сейчас наше окружение насыщено устройствами отображения, которых вполне достаточно для работы подобного компьютера".

Банки

Российский банковский сектор в начале этого года отличался очень быстрым ростом, активно открывались новые филиалы, вводились новые услуги, и почти вся прибыль инвестировалась в дальнейшее развитие. В 2007 году банки направляли на ИТ в среднем около 6% от прибыли. Однако с наступлением кризиса финансовый сектор рискует пострадать наиболее сильно. Собственно, банки и финансовые компании сами являются "очагом" кризиса. Следствием этих неблагоприятных событий неизбежно станет сокращение всех непрофильных расходов, снижение объема свободных средств (которые могли идти в том числе и на ИТ), а, следовательно, и пересмотр всей ИТ-политики. В то же время, как напомнил Алексей Широких, вице-президент "Газпромбанка", хотя в период кризиса ИТ-бюджеты сокращаются, задачи, стоящие перед компаниями, от этого не уменьшаются. А, значит, инвестиции должны быть направлены на решения, позволяющие серьезно минимизировать издержки и повысить эффективность всей работы банка.

Ольга Ковалева, Energy Consulting: Чтобы не отставать от высоких темпов развития бизнеса, банки продолжают инвестировать в развитие. Модернизация инфраструктуры, применение новых сервисов требуют адекватной ИТ-поддержки, что предполагает значительные вложения в аппаратные и программные средства.

Полный текст интервью

По утверждению Андрея Князева из Fujitsu Siemens Computers, для интеграции или модернизации рассредоточенных на значительных пространствах инфраструктур с множеством распределенных приложений, какими сегодня обладают многие российские банки, требуется нечто большее, чем простая установка аппаратного обеспечения. В частности, компания Fujitsu Siemens предлагает своим заказчикам сервисы управления, то есть использование селективных процессов в рамках ИТ-инфраструктуры и управление этими процессами в целях снижения затрат. "Недостаток классической модели аутсорсинга в том, что она негибкая и статичная. В то же время сервисы управления растут вместе с требованиями клиента", – подчеркнул Андрей Князев.

Андрей Кузьмин, директор по специальным проектам компании Energy Consulting, напомнил о проблеме корректного представления данных о клиентах. Из-за ошибок при вводе данных как клиентами, так и сотрудниками банка, изменениях в системах финансового института и т.д. возникают многочисленные "узкие места". Это отсутствие единого стандарта представления данных о клиенте, дублирование записей, нехватка или избыточность информации и т.д. Некорректные данные, в свою очередь, ведут к снижению эффективности работы всего банка. Андрей Кузьмин рассказал об ИТ-решениях, которые позволяют привести данные о клиентах к единому стандарту и удалить дублирующие записи.

Госсектор

В ходе секции госсектора Алексей Домрачев, советник департамента Минкомсвязи России, поднял вопрос о проблемах электронного документооборота при предоставлении государственных услуг. По словам Домрачева, правовые процессы хорошо поддаются анализу на основе информационных процессов и могут быть легко автоматизированы с помощью ИТ и с использованием ЭЦП. Универсальной конструкцией для построения правовой основы для электронного документооборота могут служить реестры, которые будут базироваться на общей информационно-технологической инфраструктуре. Эти реестры должны регламентировано вестись уполномоченными лицами, госорганами и компаниями. Электронные документы, зафиксированные реестрами, должны иметь юридическую силу и могут приниматься на рассмотрение судами.

Олег Жуков, Dell: Сегодня мы наблюдаем стремительное развитие глобальной ИT-инфраструктуры. В этом контексте мы рассматриваем технологию виртуализации как ключевой тренд в российской и мировой ИT-индустрии.

Полный текст интервью

Другой участник секции, Роман Калина начальник Управления информационных ресурсов и технологий Росстата, выступил с предложением о создании единого электронного регистра населения Российской Федерации. В скандинавских странах, подчеркнул в своем выступлении Калина, давно уже действуют подобные электронные системы. В то же время в России, как, впрочем, и в США, учет населения ведется методами времен Царя Гороха – при помощи переписи. При этом перепись – весьма дорогостоящее мероприятие. Так, в России последняя перепись обошлась примерно в 1 долл. на каждого учтенного человека. В США этот показатель значительно больше – 15 долл. на человека. Если умножить эту цифру на численность населения станет ясно, что государство, а в конечном итоге налогоплательщики выкладывают из своих карманов миллионы долларов на примитивные методы учета самих себя.

О примере автоматизации процесса управления государственным имуществом в рамках одного субъекта федерации в ходе секционного заседания рассказал Александр Фишер, генеральный директор компании "ИНЭК — Автоматизированные системы". Его предприятие создало межведомственную ИС контрольной и аналитической информации об объектах собственности Москвы (МАИС). По словам Александра Фишера, построение подобной системы должно включать в себя как документоориентированный, так и процессно-ориентированный подход. С технической точки зрения обеспечивается прозрачность и модифицируемость. Исполнитель получает более четкое представление о своих задачах, а руководитель — возможность лучше контролировать сроки и ход выполнения работ.

О перспективах развития ИТ-аутсорсинга в госсекторе рассказала Наталья Плотникова, менеджер по развитию сервиса компании "Открытые технологии". По мнению специалистов ОТ, есть целый ряд предпосылок для более широкого использования ИТ-аутсорсинга в государственных органах. Это, во-первых, необходимость оперативного и более качественного обслуживания большого парка оборудования и ПО, которым сегодня обладает госсектор. Во-вторых, отсутствие у ведомств штата высококвалифицированных специалистов. В-третьих, увеличение ИТ-бюджетов госорганов, что позволяет использовать передовые инструменты для поддержки "непрофильных" для чиновников функций. В-четвертых, единый подход к управлению, обусловленный централизацией госвласти, требует предоставления одинаково высококачественных ИТ-сервисов для всех ведомств независимо от отрасли или географии.

Выступивший на секции Олег Изумрудов, генеральный директор "ЕТегро Текнолоджис" отметил, что его компания изменила свою стратегию с учетом меняющихся реалий рынка. Руководство "ЕТегро" приняло решение перейти от поставок оборудования к предоставлению комплексных услуг. Как подчеркнул Изумрудов, несмотря на то, что в условиях финансового кризиса спрос на услуги может упасть, пока сектор ИТ-сервисов растет на 45% ежегодно.

ТЭК

На секции топливно-энергетического комплекса было отмечено, что по итогам предыдущего года затраты ТЭК на информатизацию составили внушительные 19 млрд руб. И предпосылки для активного использования ИТ были достаточно вескими. В добывающей промышленности это разветвленная холдинговая структура компаний ТЭК, сложная цепь поставок внутри них, необходимость соответствовать мировым стандартам, потребность в новых методах мониторинга запасов и разведки ископаемых, комплексной оценке состояния месторождений и т.д. В энергетике эти причины связаны главным образом с результатами реформы РАО "ЕЭС": потребность в создании единого информационно-технологического пространства на фоне реструктуризации отрасли, ориентация на открытый рынок и привлечение инвесторов (в том числе иностранных) и т.д.

Андрей Гребнев, НЦИТ "Интертех": В 2009 году предприятия ТЭК будут решать задачи, связанные с интеграцией своих корпоративных приложений.

Полный текст интервью

Однако наступивший кризис привел к радикальному пересмотру политики всех расходов. Следствием этого могут стать следующие тенденции. Во-первых, снижение мотивации внедрять ИТ как инструмент наращивания конкурентных преимуществ (в условиях кризиса меняется структура ключевых компетенций компаний). Во-вторых, смещение от доминирования инновационных расходов к экономии и концентрации средств (нефтегазовая отрасль с учетом наличия базовой ИТ-инфраструктуры может отказаться от плановых проектов в области информатизации без потери конкурентоспособности). И, в-третьих, исчезновение "имиджевых" внедрений. Как вариант инвестиции могут быть направлены на иные решения, которые позволяют существенно экономить, оптимизировать издержки и повышать эффективность. Среди них – управление фондами (EAM), оптимизация вычислительных мощностей (GRID, виртуализация), унификация ИКТ, более широкое использование видеоконференцсвязи и мобильных офисов, ГИС.

Василий Бабинцев, Directum: В условиях кризиса следует внимательно подходить к вопросам экономии на стратегических вложениях — тех, что дают компании конкурентные преимущества и повышают эффективность бизнеса.

Полный текст интервью

По данным Сергея Клыпы, руководителя направления компании Energy Consulting, одно из слабых мест ТЭК – большая доля физически и морально устаревшего оборудования (например, 20% производственных фондов в электроэнергетике исчерпали ресурс и требуют реконструкции или замены). Исходя из этого, а также необходимости в реализации масштабных проектов в ТЭК, потребности комплекса в инвестициях на период до 2020 года оцениваются в 710-900 млрд долл., а ежегодно ему необходимы вложения в объеме не менее 20-25 млрд долл. При таких объемах инвестиций, вопросы управления жизненным циклом основных фондов, становятся еще более актуальными. И автоматизация этих процессов, особенно в части управления инвестиционными проектами, будут решаться в первую очередь. – Развитие этой тенденции уже видна - по резко выросшему, именно в последние месяцы, интересу со стороны предприятий ТЭК к ИТ-решениям именно в этой области (EAM)

В рамках секциии Юлия Обаляева, заместитель генерального директора ETC, рассказала о преимуществах использования электронных площадок для проведения закупок государственными заказчиками. По ее словам, процедура проведения открытых аукционов в электронной форме - регламентированный инструмент действительного снижения цен при закупках продукции.

Внедрение ИТ на предприятии ТЭК было рассмотрено на примере автоматизации документооборота нормативной базы контрактования (НБК) компании ТНК-ВР. Среди сложностей этого проекта отмечались следующие: большой объем бумажного документооборота (10,5 тыс. договоров за один только 2007 год), множество уровней согласования, большое число контрольных процедур, осуществляемых вручную, большое количество и сложность корпоративных регулирующих документов, неоднозначность трактовки НБК исполнителями, сложность требуемой аналитики и т.д. Рекомендованной платформой для осуществления автоматизации документооборота стал продукт DIRECTUM. На основе этой платформы было создано единое шаблонное решение, благодаря которому удалось добиться следующих преимуществ: единообразного подхода к работе с договорами во всех подразделениях, единой отчетности для контроля в корпоративном центре, единой поддержки шаблонного решения одной командой и быстрого тиражирования решения.

Сергей Филимонов / CNews

Короткая ссылка