Спецпроекты

Интернет Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: Электронная Россия бурлит

Роза Иванова

"Огонь погас, а в ручейке вода нагрелась, забурлила, закипела..." Это - Шекспир. Актуальный как никогда, если под "огнем" подразумеваем переживающий не самые легкие времена рынок интернет-бизнеса, под "ручейком" - Рунет, а с закипевшей водой смело сравним интернет-общественность. Прошедшая неделя принесла несколько на редкость громких событий, вызвавших широкий резонанс в Сети.

Во-первых, Россия окончательно и бесповоротно стала электронной: 29 января премьер-министр РФ Михаил Касьянов подписал федеральную целевую программу "Электронная Россия" (2002-2010 гг.). Выполнение этой программы уже было предусмотрено в бюджете на этот год, задержка произошла из-за устранения правовой коллизии, а именно - процесса ее согласования между Минэкономики и Минсвязи. Теперь дело - за созданием координационного органа: межведомственной комиссии, которая будет осуществлять комплексную реализацию программы в соответствии с государственной политикой в области информационных технологий, распределять и контролировать расходование выделенных ассигнований.

Как уже сообщалось, незадолго до этого Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) приняло новую редакцию ГОСТа на ЭЦП, но, похоже, на этом наше движение в электронное будущее несколько приостановилось. Принятый в декабре 2001 года и уже на днях должный было вступить в силу закон о возможности предоставления налоговых деклараций в электронном виде наткнулся на решительный отпор со стороны соответствующих служб. Министерство РФ по налогам и сборам официально заявило, что нынешняя декларационная кампания не будет предусматривать подачи деклараций в электронной форме. В первую очередь, МНС ссылается на техническую неготовность. Вторым оправданием стало утверждение, что порядок исполнения закона должно готовить не столько МНС, сколько ведомства, отвечающие за безопасность. И здесь следует отсылка к ФАПСИ, которое пока еще готовит - но не приготовило же! - ГОСТы. В общем, шаг вперед - два шага назад.

Во-вторых, в тот же день, 29 января, общественность немало переполошилась поступившим от агентства "Вечерняя Москва" со ссылкой на Госстандарт России известием о введении единого стандарта на электронные СМИ и документы. Претенциозный заголовок "Электронную прессу причешут под одну гребенку" сам по себе навевал какие-то невеселые ассоциации, где-то в подсознании вырисовывались тени сталинско-старорежимных времен, а сторонники плюрализма, демократии и гласности уже доставали из шкафов подзапылившиеся от долгой ненадобности мечи и орала. Но напрасно: парой дней позже выяснилось, что всё вовсе не так страшно. Когда стали доступны не такие эмоциональные подробности и сухие факты, стало ясно, что речь идет исключительно о защите прав потребителя, имеющего право знать, кто, где, когда и зачем выпустил любимое (или нелюбимое) издание. Весьма достойная цель и уважаемые права. Другой вопрос, что до сих пор нет четкого определения того, что в реальной практике будет считаться "электронным изданием", а что - нет: в ГОСТе дается очень обтекаемая формулировка. Но, в любом случае, если и стоит махать мечами ради свободы слова - то только не в этом случае: тревога оказалась ложной.

И в третьих, говоря о главных событиях недели: как ни забавно, но все в тот же день, 29 января, было объявлено сразу о двух крупных слияниях на российском рынке интернет-рекламы. О "полном и равноправном объединении своих компаний" заявили Internet Media House Russia (IMHO) и агентство ClickVI, входящее в Группу компаний "Видео Интернешнл". Объединенная компания, которая будет называться IMHO VI, начинает работу с 1 февраля 2002 года. В тот же день группа компаний "Видео Интернешнл" объявила об объединении агентства iVI (Video International Interactive) и агентства интернет-рекламы System.ru. Новое агентство будет называться iVI.System.

По словам президента IMHO VI Арсена Ревазова, к этому шагу обе компании пришли со временем, взвесив и проанализировав все возможные аспекты сотрудничества и найдя взаимовыгодные пути совместного развития.

"Целесообразность заключается в объединении экспертизы IMHO в области онлайновой рекламы с влиянием и экспертизой "Видео Интернешнл" в оффлайновой области. Если для "Видео Интернешнл" объединение - это уже проложенный путь в лидерство на рынке интернет-рекламы, то для IMHO это - возможность более эффективно взаимодействовать с рекламными агентствами, обслуживающими традиционных оффлайновых рекламодателей. У нас есть большие надежды и на объединение технологической мощи наших компаний. Теперь мы располагаем двумя инструментами от DoubleClick: DART for Advertisers - для эффективного планирования, размещения и анализа, а также AdServer - для эффективного медиаселлинга и более экономичного управления рекламными кампаниями", - сообщил А. Ревазов в интервью CNews.ru.

Объединения компаний - события, в той или иной степени очевидные и уже свершившиеся; их можно только констатировать. А вот что касается последствий - мнения в кругах профессионалов категорически разделились. На вопрос, способно ли это слияние кардинально повлиять на российский рынок интернет-рекламы в будущем, ответы звучали самые разные: от "Ничего не изменится" (Кирилл Шиденко, A.M.PR./AdVerso; Тимофей Бокарев, Promo.Ru) до "Передел рынка и приход в интернет большого количества клиентов с крупными бюджетами" (Дмитрий Ашманов, "Город-Инфо"). Сам Арсен Ревазов также уверен в грядущем серьезном притоке денежных средств в Сеть, что способно увеличить рост рынка интернет-рекламы на 30-40%.

"Изменения на рынке отечественной интернет-рекламы возможны, - считает зам. гендиректора РБК по интернет-маркетингу Никита Корзун. - У "Видео Интернешнл" большая клиентская база, и при этом никогда не было профессиональных кадров, разбирающихся в специфике интернет-рекламы. Именно с этим связаны достаточно скромные успехи Click VI за прошедший год. В результате слияния, с этой клиентской базой будут работать профессионалы, что, безусловно, скажется на увеличении объемов рекламы в интернете. Думаю, что уже в этом году".

По мнению Григоря Шанаева, директора агентства интернет-маркетинга A-Net, "кардинальных изменений не предвидится. Произойдет следующее - новая структура будет пытаться добраться-таки до известных крупных брендов, вовсю используя доставшееся ей имя "Видео Интернешнл". При этом, на самом деле "Видак" на рынке интернет-рекламы не смог за год работы хоть как-нибудь показать себя. Но часть клиентов, не разобравшись, все же клюнут на это имя. Точно также представители новой структуры будут ходить по сайтам и пытаться получить максимальные скидки за счет имени и обещаний привести всех клиентов "Видака" в интернет. Но нельзя забывать, что самые разумные игроки рынка уже переболели "лихорадкой брендов" и не клюют на пустые обещания, которыми славились обе интернет-структуры до объединения".

"В политике лицензирования технологий на рынке ничего не произойдет, - считает г-н Шанаев. - Просто не будет прецедента. Даже если новая структура попытается получить патент на старые и общедоступные технологии, то патент будет оспорен. Невозможно получить патент "на табуретку". Даже если он и будет получен, что крайне маловероятно в силу высокой компетентности Федерального Института Промышленной Собственности, он будет оспариваться.

Доказано, что широкое использование и публикация этой технологии не дают возможности патентования. Из-за этой истории, думаю, у всех отпадет желание даже делать попытки лицензирования уже существующих общедоступных технологий. Обострение конкурентной борьбы если и произойдет, то будет не сильным. На рынке и без новой структуры есть немало профессиональных компаний, которые не используют пустые обещания и громкие имена и при этом работают с крупными рекламодателями, а бюджеты этих кампаний составляют очень ощутимую долю рынка".

Любой бизнес только выигрывает от притока новых денежных средств. Не секрет, что зарубежный рынок онлайновой рекламы пережил за последний год если не агонию, то уж коматозное состояние точно. Только к концу года наметились небольшие сдвиги, слегка намекающие на некоторое возрождение. Например, в США надежды на восстановления объемов рекламного рынка возлагаются на зимнюю олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, а также серию местных выборов. Но и с учетом этого временного подъема, подобные темпы роста не позволят рекламному рынку вернуться даже на уровень 2000 г. В Рунете дела обстояли далеко не так плохо - но ведь отечественная Сеть появилась и развивается с заметным опозданием относительно западной. Нет никаких гарантий - тем более, в условиях нашей нестабильной экономики - на вечный расцвет и подъем. Так что, если обмен огромного бюджета "Видео Интернешнл" на огромную же клиентскую "интернетовскую" базу действительно состоится, и в Сеть вольется "свежая кровь", - это действительно праздник на улицах Рунета.

Остальные произошедшие события плавно расположились по всем прочим дням недели. Корпорация Verisign, ведущий регистратор имен в доменных зонах, объявила о том, что темпы роста регистраций доменных имен в зонах .com, .net и .org резко упали. Связывается это с тем, что в трех традиционных доменных зонах уже заняты практически все наиболее привлекательные имена, что лишает основы бизнес киберсквоттеров. Кроме того, появление других новых доменных зон снижает уровень интереса к традиционным зонам. На днях началась регистрация доменов в новой доменной зоне .coop, предназначенной только для веб-ресурсов кооперативов и связанных с ними организаций, что приведет к небольшому, но все же оттоку пользователей из общих доменных зон.

Или, например, доменная зона .biz, запущенная в эксплуатацию в ноябре, неожиданно обрела большую популярность среди европейских компаний, на долю которых сегодня приходится свыше 35% всех зарегистрированных в данной зоне доменных имен. Кстати, в той же зоне .biz компанией Neulevel было отозвано 39 000 доменных имен: период предварительной регистрации, введенный с целью противостоять захвату популярных доменных имен киберсквоттерами, снова оказался неэффективным - киберсквоттерам это нисколько не помешало, и теперь один за одним возбуждаются судебные иски за право владения доменом.

Вырос на минувшей неделе NASDAQ, еще недавно всё падавший и падавший. На торгах 30 января американскому фондовому рынку удалось отыграть потери. Неожиданные данные о росте ВВП США в четвертом квартале 2001 года на 0,2%, а также позитивные комментарии главы ФРС Алана Гринспена (Alan Greenspan) относительно состояния американской экономики, сопровождавшие решение о сохранении текущего значения учетной ставки, переломили негативные настроения участников рынка и обеспечили успешное завершение торгов.

Продолжают поступать финансовые результаты прошлого года. Чистые убытки одного из лидеров электронной коммерции США, корпорации America-OnLine, составили $1,8 млрд. Приблизительно этого AOL и ожидала, месяц назад объявив о пересмотре прогнозов на четвертый квартал в сторону уменьшения прибыли и увеличения расходов. Впрочем, из структуры баланса были исключены $106,2 млрд., затраченные корпорацией на процесс слияния с Time Warner, так что, в целом, реальное положение платежного баланса корпорации существенно улучшилось, а кроме того, позитивным фактором является то, что значительная часть кредиторской задолженности AOL приходится на долю других компаний, составляющих AOL/TimeWarner.

Подвела итоги российская платежная система CYBERPLAT.COM. Оборот системы в 2001 году составил 1,68 миллиардов рублей (57,4 миллиона долларов), что в 8 раз больше, чем в 2000 году. Количество покупателей составило 600 тысяч человек, что в два раза больше прошлых показателей. Успехи неудивительны: на рынке онлайновых карточных интернет-платежей доля CYBERPLAT.COM, по ее собственной оценке, - 90-95%, а при таком размахе шагать менее широкими шагами даже как-то и несолидно.

Взрывной рост оборотов онлайновой торговли биржевыми инструментами отмечен в Китае; и даже представители самого пострадавшего от трагедии 11 сентября бизнеса - туристического - вошли в новый год с гордо поднятой головой. По результатам деятельности за четвертый квартал, корпорация Expedia, ведущий онлайновый туроператор, не отметила снижения доходов, что, по мнению менеджеров, связано с эффективностью ее бизнес-модели.

Успешным оказался год для сетевых коммерсантов США: согласно данным исследовательской компании Forrester Research, совокупный объем В2С-продаж в этой стране в 2001 г. вырос на 12%. Налицо рост e-commerce в Нидерландах: в целом, голландские пользователи Сети в минувшем году потратили в онлайне 888 млн. евро, что более чем вдвое превышает аналогичный показатель за 2000 г. Как ожидается, к 2005 г. совокупный объем затрат голландцев в интернете возрастет еще почти в 10 раз, составив 9,5 млрд. евро. Надежды связываются с тем, что на настоящий момент только 20% голландцев из числа имеющих выход в Сеть совершают в ней покупки, так что здесь активная борьба за пользователя еще впереди. Среди британцев 60% не решаются доверить свои деньги интернету из соображений безопасности, что, в свою очередь, негативно повлияло на британский онлайн-банкинг. Но и тут есть хорошие перспективы: согласно исследованию компании Oftel, число только домашних пользователей Сети в Великобритании выросло за год на 15%, и это - не предел.

Прогнозируется неуклонное - до 26 млн. к 2010 г. - пополнение и в рядах наших соотечественников в Сети. Правда, эти цифры - все равно капля в море. Конечно, можно надеяться на резкий технологический рывок в ближайшие 8 лет, но это, скорее, из области веры; на настоящий же момент факты удручают: как оказалось, подавляющее большинство наших сограждан никогда даже не пользовалось компьютерами. Со ссылкой на Всероссийский Центр по изучению общественного мнения, интернет-издание Ananova приводит следующие цифры: всего лишь 16% россиян пользуются компьютерами регулярно, 9% - ежедневно, 4% - раз в неделю, и 1% - раз в месяц. Ничего удивительного, что в результатах исследования компании Global Reach на тему популярности языков в Сети русский даже не упоминается. Лидирует, разумеется, английский - 43% пользователей, а последнее место - 2,6% - в этом кратком списке занимает португальский. И скучно, и грустно, и некому руку подать...

Но как бы то ни было - мы были, есть и будем. Рунет продолжает развиваться, несмотря на исследования и списки (или, наоборот, стремясь туда попасть).

Компания Russ Portal и издательство "Весь Мир" представили пилотную версию совместного проекта, в ходе реализации которого на сайте будут размещены электронные версии целого ряда словарей и справочных изданий, выпущенных издательством "Весь Мир". Mabi.ru презентовал информационный сервис для пользователей КПК.

Открылся новый единый русскоязычный ресурс GotDotNet.ru, ориентированный на программистов, работающих на платформе Microsoft.NET. Для студентов и школьников запущен новый ресурс РБК 5ballov.ru, содержащий буквально все, что те хотели знать об образовании. Даже Русская Православная Церковь, успехи которой в освоении виртуальных просторов мы отмечали в прошлом выпуске, успела настолько внедриться в интернет, что в отдельно взятом случае была от него отключена за спам.

В зарубежной Сети тоже есть чем похвалиться. Портал Tripod серьезно пересмотрел свою бизнес-модель, вследствие чего сильно сократил объем бесплатных услуг за счет, разумеется, платных. Та же зарубежная Сеть всего за неделю внесла немалую лепту в искусство: объявил о смене интерфейса и пополнении своих каталогов Pressplay; появился подписной Р2Р-сервис классической музыки; а компания Universal Music обнародовала свой "богатейший в мире" демонстрационный каталог МР3-файлов. И тут дискриминация дорогих россиян снова налицо: скажем, U2 в каталоге - аж 14 альбомов, а, например, про Би2 они даже не слышали.

Что ж, Universal Music есть куда расти!

Короткая ссылка