Спецпроекты

Телеком Интернет Безопасность Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: расцвет пиратства, упадок моды, домены наступают и выигрывают

Роза Иванова

"Статистика знает все", — провозгласили И. Ильф и Е. Петров, и в чем-то были правы. Статистика нам строить и жить помогает, и отмахиваться от нее негоже. Разного рода статистическими данными на редкость богата оказалась минувшая неделя. Таким образом, если "все" об интернете мы не знаем (да и не узнаем никогда), то хоть немного приблизимся к прояснению вопроса и нанесем новые мазки к портрету Сети, отразив все последние ее изменения и движения.

Согласно прогнозу исследовательской фирмы Computer Economics, к 2005 г. в мире будет свыше 830 млн. пользователей интернета. Сейчас их тоже немало — около 560 млн. Правда, доля россиян среди них столь ничтожно мала, что упомянута будет только ради патриотизма. "В настоящее время на 100 наших соотечественников приходится лишь 7,5 компьютеров, а число россиян — активных пользователей интернета — в 2001 году достигло 12 млн.", — такими сведениями располагает в министр РФ по связи и информации Леонид Рейман. Несколько другие данные приводит РИА "Новости", сообщая, что Россия занимает 15-е место в мире по числу интернетчиков, а всего у нас насчитывается 8 млн. пользователей, из которых 4 млн. 300 тыс. — постоянные.

Тем не менее, сколько бы нас в Сети ни было, именно вместе с нами к обещанной дате Европа должна, согласно прогнозам, занять третье (240,6 млн.) место в мире по числу охваченных интернетом граждан. Чем черт не шутит — может быть, наша доля в этом показателе серьезно вырастет, и на 100 россиян когда-нибудь будет приходиться 8, 9 или даже 10 с половиной компьютеров? Вот тогда-то мы всем покажем!

Да и сейчас уже весь мир содрогается от нашего присутствия — в какой форме оно бы ни происходило. Не исключением является и виртуальный мир, где словосочетание "русские хакеры" так же привычно, как "русская мафия" в реальном. Впрочем, в последнее время намечаются положительные тенденции. Ассоциация Business Software Alliance выпустила очередное исследование объемов компьютерного пиратства в странах мира. Коммерческое ПО из Сети загружают около 50% всех пользователей. При этом 81% из них не платят за дополнительные копии программы. Около 75% тех, кто скачивает программы из интернета, заявили, что они редко или никогда не покупают лицензионную версию программы, а 12% сами признали, что являются пиратами. Аналитики BSA в своем исследовании назвали общемировую ситуацию с воровством программного обеспечения тревожной. Согласно статистике, уровень пиратства в глобальном масштабе растет уже второй год подряд, и пятерка стран-лидеров по использованию нелегального ПО по сравнению с прошлым годом осталась неизменной. Лидеры хит-парада BSA: Вьетнам, где 94% программ — пиратские; Китай — 92%, Индонезия — 88%, СНГ и Россия — 87%. Так вот при всем при этом страны бывшего СССР показали небольшой, но отрадный прогресс! Или, точнее говоря, регресс, ведь в прошлом году количество нелицензионного программного обеспечения в России составляло 88, а в Украине — 89%. Принято считать, что пиратство как явление — результат нестабильной, больной экономики. Хочется надеяться, что наше робкое движение в цивилизованную сторону свидетельствует о некоторых (говорим шепотом, чтобы не сглазить) улучшениях в экономическом развитии нашей страны.

Что касается музыкального пиратства, то здесь мы тоже — пусть не на первых, но и не на последних местах. В течение 2001 года количество проданных во всем мире пиратских музыкальных компакт-дисков выросло на 950 миллионов штук (это почти 50-процентный рост за год) и достигло рекордной за всю историю отметки в 1,9 миллиарда. В 25 странах число пиратских дисков превышает количество легальных. Хуже всего обстоят дела в Китае, России, Бразилии, Индонезии и Мексике. При этом объем продаж законных музыкальных компакт-дисков сократился. Такие данные приводятся в докладе Международной федерации фонографической промышленности. Звучат призывы к правительствам всех стран объявить борьбу незаконному копированию музыкальных носителей и ужесточить соответствующее законодательство... Звучать-то звучат, но, по крайней мере, на минувшей неделе никаких боевых законодательных действий на этом фронте не наблюдалось.

Но спасение утопающих — дело рук известно кого. Вооружившись лозунгом "Помоги себе сам", звукозаписывающие магнаты продолжают наступление на пиратство самостоятельно, кто как умеет. Вслед за Pressplay и MusicNet в Сети появился еще один платный музыкальный проект — Lycos Rhapsody, запущенный Terra Lycos совместно с Listen.com. На настоящий момент Lycos Rhapsody представляет собой всего лишь платную интернет-радиостанцию, а в будущем добавится возможность скачивать музыку и записывать ее на CD. Пока стоимость подписки на полный пакет услуг (а это 50 радиостанций с CD-качеством звучания) — около 10 долларов в месяц. При этом Listen.com ведет переговоры с крупными лейблами о лицензии на скачивание, что и предвещало бы сервису большое будущее... наверное... Возможно... Но определенно сказать трудно. Несмотря на все усилия звукозаписывающих компаний, активно борющихся с нелегальным распространением музыки в Сети, "пиратские" файлообменные системы по-прежнему существуют, и интернетчики продолжают и продолжают активно скачивать музыкальные композиции безвозмездно, то есть даром. Затянулся и старт обновленного "легального" Napster, теперь уже не способного противостоять сумевшим занять некоторые позиции на рынке конкурентам — Pressplay и MusicNet. Правда, что именно эти конкуренты, вкупе с новорожденным Lycos Rhapsody, собираются делать на рынке — остается гадать. Разве что переманивать друг у друга жалкое количество законопослушных американцев — аж 8% от общего числа пользователей! Ведь как ни бьются обладатели авторских прав, а дело на лад не идет, и тут не стоит обвинять привыкших к "халяве" россиян — стоит вспомнить, сколько нас в интернете, чтобы перестать списывать только на нас все эти колоссальные убытки монстров звукозаписи. Нам столько не потянуть. Но мы не одиноки. Помимо 92% жителей США , не готовых платить за музыку в Сети, с нами весь мир. В частности, Страна Восходящего Солнца. Согласно результатам исследования Ассоциации по защите авторских прав на компьютерное ПО и Ассоциации звукозаписывающих компаний Японии, около 1,45 млн. их пользователей имеют опыт использования Р2Р-сети для обмена файлами, а общее количество музыкальных файлов, незаконно скачанных с помощью подобных сетей, составило 75 млн. В прошлом же году число пользователей файлообменных сетей было около 1 млн., то есть рост пиратства налицо. А вы говорите — экономика... Йо-хо-хо и бутылка рому (водки, виски, сакэ, возможны варианты)!

Ознаменовалась неделя и рядом других скандальных или просто громких событий. Хакеры взломали серверы ВМФ США; ошибка в адресе электронной почты привела к распространению конфиденциальной информации о принце Чарльзе; новые платные сервисы вводит Hotmail; в Сети выявлена очередная мошенническая схема по продажам несуществующих доменов; еще один регистратор доменных имен VeriSign обвиняется в обмане клиентов. Зато, опять-таки, говоря о доменах: на прошедшей неделе было отобрано доменное имя у одного недобросовестного владельца и торжественно передано, надо полагать, добросовестному владельцу. Ведь, как ни крути, какой латиницей ни набирай, но слово "yandex" никак не ассоциируется с адвокатским бюро "АрбитражСудПраво". Центр арбитража и разрешения споров ВОИС (WIPO Arbitration and Mediation Center) справедливо рассудил: не идентично оно с зарегистрированным товарным знаком адвокатского бюро; нет у оного прав или законных интересов, связанных с данным доменным именем; нет такой буквы в этом слове. А если с кем и идентично — то ему и флаг в руки. Таким образом и произошел, очевидно, первый случай решения ВОИС по передаче домена в зоне .COM российской компании, по ходу уличивший другую российскую же компанию в киберсквоттерстве.

И еще одна новость из мира доменов: регистрация в зоне .SU может быть возобновлена уже этим летом. В течение июня Фонд Развития Интернет, осуществляющий по соглашению с РосНИИРОС проект развития домена .SU, предполагает рассмотреть этот вопрос.

Бурно развиваются и события в деловом мире. На фоне неуклонно падающих котировок акций AOL/TimeWarner акционеры вовсю от них избавляются; достигнув восьмимесячного минимума, NASDAQ заставил в ужасе замереть сердца заинтересованных сторон, чтобы затем взять, да и подняться, преодолев психологически важную отметку в 1500 пунктов; системные администраторы разорившегося провайдера на баррикадах отстаивают стабильность Cети; наконец, колоссальные сокращения штатов постигли интернет-компании в мае 2002 года. С учетом же того, что большая часть вакансий не появляется на кадровых порталах, нелегко придется вышеупомянутым сокращенным 2078 сотрудникам доткомов...

В российской части Сети ничего столь же трагического отмечено не было, события развивались своим чередом. Группа e-port представила систему приема платежей e-POS lite 2.0; интернет-магазин "24х7" подключился к платежной системе "КредитПилот"; американская компания RSA Security первой в России объявила о встраивании в свою систему ЭЦП отечественного криптоалгоритма компании "КриптоПРО", сертифицированного ФАПСИ; Informer.ru представил новые сервисы; запущен портал о лесной промышленности и возрожден Weekend.Ru. Кроме того, Ozon удвоил объем продаж на Украине, компания BioLink представила новое решение для электронной коммерции, да и вообще онлайн-торговля процветает во всем мире: согласно данным исследовательской компании GfK-Webgauge, почти 60 млн. европейцев покупают товары в онлайне.

Видимо, обнадеженный этими тенденциями, расцветает и отечественный электронный бизнес. Так, новая сеть интернет-магазинов открылась в Рунете. Я не знаю, кому и зачем это нужно, но если звезды зажигают... Возможно, и это предложение найдет свой спрос. Ведь, согласно справедливому наблюдению журналиста Алексея Андреева, в настоящее время самому среднему покупателю, простому офисному служащему, интернет-магазины с успехом продают даже дорогие книги, музыкальные диски и машины, не говоря о более повседневных вещах или продуктах. Отсюда, кстати, закономерно возникает вопрос: а со всех ли сторон охвачен наш потребитель электронной коммерцией? И, с прискорбием приходится признавать, что по крайней мере в одном аспекте интернет явно пасует. Высокая мода и Сеть — вещи несовместные. Чтобы разобраться в этом вопросе досконально, недавно в петербургском интернет-центре "Quo Vadis?" при поддержке компании "Веда" был проведен круглый стол. Его результаты — обескураживающие. Петербургские модельеры и дизайнеры могут бороться за право первенства в модной индустрии, не соглашаться с проявлениями чужого художественного вкуса, по-разному проявлять деловую хватку в своей сугубо творческой деятельности, однако в одном они проявляют редкостное единодушие: интернет как среда для активного продвижения торговой марки пока еще представляет для них мало интереса. Наиболее резкую позицию в этом вопросе занял управляющий бутика Versace Никита Кондрушенко, заявивший, что "интернет — это мода", и, похоже, мода для бедных, ибо найти среди интернет-пользователей будущих клиентов фирмы Versace ему не представляется возможным. Ни те, кто создает миллионные интернет-проекты, аукционы, электронные магазины и платежные системы, ни те, кто делает заказы через интернет, в перерывах между офисной работой бродит по Сети, играет в виртуальных казино, является рекламодателем или продавцом иномарки — никто не входит в сферу интересов компании Versace, по крайней мере, отечественного ее варианта. Пускай все больше времени люди проводят в Сети, управляя банковскими счетами, совершая покупки по каталогам или пользуясь туристическими услугами... За всем этим стоят деньги, но мало кого из отечественных модельеров это убеждает. Неприязнь господина Кондрушенко к высоким технологиям доходит до абсурда. Приписывая своим покупателям полное незнакомство с современными технологиями ("Клиенты Versace не умеют нажимать на кнопки"), управляющий модного бутика, очевидно, расписывается в собственном полном невладении ситуацией. Поверить, что тот, кто может себе позволить пиджачок от Versace или Gucci, не способен отправить факс, электронную почту, не знаком с IP-телефонией и прочими благами цивилизации, не представляется возможным. С такими деловыми навыками и умениями возьмут разве что в дворники — с соответствующим окладом и гардеробом. Потому причина слабого внедрения моды в отечественную Сеть — вовсе не в клиентах, а в нашем (российском) традиционном отношении к бизнесу. Ведь крупнейшие модные дома мира (Givenchy, Chanel, Gucci и другие) владеют красивыми и стильными сайтами, вкладывают сотни тысяч долларов в разработку концепции и дизайна, в поддержку и оперативное обновление новостей, в применение новых технологий на сайте. Для западного модельера URL-адрес в Сети — это не только реквизит фирмы, возможность объединения своих многочисленных филиалов и представления информации на многих языках, но и мощный инструмент конкурентной борьбы: как быстро появится на сайте новая коллекция, как широко продемонстрировано географическое покрытие рынка, в конце концов, кому из модных веб-дизайнеров был заказан сайт — все это ежедневно влияет на многомиллионные продажи компании. Сайт — это одна из граней модного дома, опора для рекламных кампаний, в чем-то — престижное лицо фирмы. Однако, особенность отечественного бизнеса, к сожалению, до сих пор заключается в погоне за скорейшей сиюминутной прибылью, а создание узнаваемой марки волнует не до такой степени, чтобы согласиться вкладывать в этот процесс сколько-нибудь значимые средства. К счастью, есть несколько примеров вполне удачного объединения моды и высоких технологий. Это веб-сайт Доммод.RU, где публикуются новости моды, коллекций, выставок, распродаж, новых магазинов и бутиков города; сайт петербургского модельера Ирины Танцуриной; сайты торговых марок "Лас Вегас"; наконец, весьма успешные московские представительства мира моды в Сети — сайт Дома Кати Леонович и сервер Центрального универсального магазина, выполненные аж студией Артемия Лебедева... Этот опыт очевидно демонстрирует: интернет вообще и даже Рунет в частности дает прекрасные возможности если не в финансовом, то в "брендостроительном" плане. Иметь профессионально выполненный сайт и грамотно использовать возможности интернета, демонстрируя географическое покрытие рынка, новые технологии или звезд, лица компании — престижно. Но до понимания этого наш бизнес в целом еще не дорос.

Что ж, если не хлеба, то зрелищ в Сети хоть отбавляй. Все рекорды посещаемости бьют сайты, посвященные событиям чемпионата мира по футболу. Оно и хорошо: если уж что-то бить, то пусть это будут заочно-виртуальные рекорды, а не физиономии болельщиков противоборствующих команд!

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок корпоративного ПО
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес)

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.

Короткая ссылка