Спецпроекты

Безопасность Стратегия безопасности

ПО в условиях кризиса: антивирусы в дамках

Несмотря на кризис, глобального сокращения объемов продаж антивирусного ПО в России ожидать не стоит. Однако текущая экономическая ситуация может спровоцировать другую проблему – сокращение ИТ-расходов повлечет за собой частичный возврат домашних пользователей и предприятий СМБ к нелегальному софту. О специфике российского рынка защитных продуктов, о тенденциях развития данного сектора и о новых проблемах отрасли CNews рассказал Сергей Земков, директор российского офиса "Лаборатории Касперского". Данная структурная единица была выделена совсем недавно, в рамках реорганизации структуры компании.

Интервью с топ-менеджером

Сергей Земков: Кризис может откатить процесс легализации софта назад

CNews: Не так давно "Лаборатория Касперского" закончила реорганизацию структуры компании, присвоив российскому департаменту продаж статус регионального офиса ЛК в России. Чем были вызваны данные структурные изменения?

Сергей Земков: Структурные изменения в компании начались больше года назад и были вызваны недостаточной эффективностью существующей на тот момент системы управления. В конце прошлого года был образован новый региональный дивизион – Kaspersky Lab EEMEA, включающий страны Восточной Европы, СНГ, Ближнего Востока и Африки. В рамках этого дивизиона были выделены несколько региональных офисов для управления бизнесом компании на локальных рынках. Одним из последних появился российский офис.

До последнего времени российский офис продолжал координировать деятельность компании на рынках СНГ и стран Балтии, так как исторически эти территории входили в состав региона. Однако с октября этого года российский офис отвечает только за Россию и страны Закавказья. Это вызвано, прежде всего, существенным ростом бизнеса компании на всех территориях, в том числе и в РФ. В прошлом году общий рост продаж в России составил более 165%, причем на рынке продуктов для домашних пользователей они увеличились более чем в четыре раза. За первое полугодие 2008 года продажи на территории РФ выросли на 160%, а в регионах - более чем на 190%.

CNews: Какие задачи будет решать региональный офис "Лаборатории Касперского" в России?

Сергей Земков: Основные задачи регионального офиса – продвижение продуктов и услуг компании на рынки России и стран Закавказья, а также развитие партнерской сети на данной территории. Одним из ключевых направлений деятельности ЛК в России на сегодняшний день является развитие продаж на региональном уровне. Для этого компания продолжает развивать структуру региональных представителей. На сегодняшний день региональные представители работают в Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах. В Северо-Западном округе мы сейчас ищем замену ушедшему сотруднику. Помимо этого, компания планирует до конца года назначить представителя в Приволжском федеральном округе.

CNews: Чем Россия отличается от других стран, входящих в EEMEA? Какими рыночными тенденциями, проблемами, преградами, стратегией?

Сергей Земков: На самом деле страны, входящие в данный регион, имеют достаточно много общего: это и схожий уровень экономического развития, и преобладание в экономике многих из этих стран сырьевой составляющей и, конечно же, близость и даже "привязанность" стран данного региона именно к России с разных точек зрения: исторической, экономической и политической. Интересно то, что в отличие от других территорий, соотношение продаж персональных версий и бизнес-приложений и на Ближнем Востоке и в странах Африки очень похоже на российское. При этом на других территориях доля персональных продуктов существенно преобладает.

Безусловно, существуют и отличия. Главным образом они заключаются в том, что Россия - это наш домашний рынок, и для наших пользователей мы ближе, чем иностранные вендоры. В России мы являемся лидером антивирусного рынка, занимая более 45%. Это и помогает, и в то же время накладывает на нас очень серьезные обязательства. Ведь развиваться, наращивать объемы продаж и увеличивать рыночную долю при таком положении намного сложнее, чем нашим коллегам в странах ЕЕМЕА.

В то же время в России последние полтора-два года рынок ИТ и, в частности, сегмент ИБ, переживает существенный подъем. Это связано с несколькими ключевыми моментами. Во-первых, отмечается существенный рост значимости вопросов информационной безопасности для компаний, причем это справедливо для всех отраслей, в том числе и для госсектора. Во-вторых, серьезное снижение доли пиратства в нашей стране привело к значительному увеличению объемов продаж лицензионного ПО, в том числе и защитного, в сегменте малых и средних предприятий, а также домашних пользователей.

Что касается стратегии, то здесь мы являемся примером для других офисов, так как они строят свою модель продвижения в регионе, во многом опираясь на наш опыт. В частности, в российском офисе накоплен серьезный опыт внедрения и поддержки корпоративных решений в крупных коммерческих и государственных структурах, где количество лицензий исчисляется десятками, а иногда и сотнями тысяч. Это не только работает как "послужной список" и поднимает наш авторитет в глазах потенциальных клиентов в других странах, но и, что важно, является серьезным опытом взаимодействия между разработчиком, партнерами и заказчиками.

CNews: Как вы оцениваете перспективы развития ЛК в целом и ее регионального офиса в России в частности на фоне общей рецессии? Затронул ли кризис рынок защитных продуктов? Что сейчас является определяющим для развития данного сегмента?

Сергей Земков: Безусловно, кризис затронет все секторы экономики, в том числе и ИТ-рынок. Но при этом его влияние на ИТ-компании, а тем более организации, занимающиеся информационной безопасностью, будет не так значительно. В основном кризис коснется новых проектов, то есть дальнейшего развития отрасли. Естественно, компаниям придется серьезно пересмотреть бюджеты, а может быть, даже отложить внедрения до лучших времен. Однако существующие системы требуют сопровождения, и, конечно, на это деньги выделяться будут. Что касается антивирусного рынка в России, то тот существенный рост, который демонстрировали компании в прошлом году и первые три квартала этого года, несколько замедлится, но это не сильно скажется на итогах года.


Сергей Земков: Кризис может откатить процесс легализации софта назад

В среднем в 2008 году рост рынка защитного ПО составит примерно 70-80%. А вот в следующем году мы ожидаем существенного снижения доходов, особенно в первом квартале, и именно в корпоративном секторе. Это объективно связано с тем, что коммерческие компании будут ждать разрешения кризиса ближе к весне и всю активность перенесут именно на посткризисный период, а государственные заказчики с уже утвержденными бюджетами просто не смогут поддержать отрасль, так как средний срок подготовки и проведения конкурса - 2-3 месяца. В дальнейшем рынок выровняется главным образом за счет гостендеров и проектов. В целом же, учитывая тот факт, что без систем защиты и в корпоративном секторе, и дома не обойтись, мы не ожидаем глубоких проблем в нашей отрасли. Но и такого роста, как показывали компании два года подряд, уже не будет. Самое печальное, что кризис повлияет на серьезную тенденцию последних лет, которая и определяла рост рынка программного обеспечения, - это его обеление и переход к лицензионному софту. За последние два года доля пиратства снизилась более чем на 14%. То есть часть компаний малого и среднего бизнеса и некоторые домашние пользователи опять могут вернуться к использованию нелицензионных продуктов, что несколько отбросит нас назад. Тем не менее, этот процесс не будет иметь массовый характер.

CNews: Каковы вообще сейчас основные тенденции рынков защитных продуктов для бизнеса и для домашних пользователей? Различаются ли они?

Сергей Земков: Начну с того, что, конечно же, продукты для бизнес-заказчиков и персональных пользователей разные. Основное отличие заключается в требованиях, которые предъявляются к решениям для частных пользователей и для бизнеса. Одно дело - защита домашнего компьютера (иногда нескольких компьютеров), а другое – обеспечение безопасности сотен, тысяч и десятков тысяч компьютеров, серверов, мобильных устройств (ноутбуки и КПК) и многое другое, причем географически расположенных в разных точках не только страны, но и мира. К таким системам применяются повышенные требования.

Короткая ссылка