Статья

Рынок антивирусов тормозит, а ESET – нет

Безопасность Новости поставщиков
мобильная версия

Словацкая компания ESET входит в число лидеров не только отечественного,  но и международного рынка, обеспечивая защиту для более 100 млн потребителей. В этом году ESET существенно расширил линейку своих продуктов, а также включил в состав своего рыночного предложения пакет сервисов и услуг. Почему антивирусный вендор так действует на рынке, замедляющем темпы своего роста, и какие новые решения ESET появятся уже в самое ближайшее время, рассказал CNews глава российского представительства компании Денис Матеев.

CNews: За минувший год доходы большинства ИТ-вендоров ощутимо выросли. Заодно и российские киберпреступники "заработали" в 2011 году 2,3 млрд долл., что на 1 млрд больше, чем в предыдущем. В то же время темпы роста рынка security software в целом и антивирусного рынка  в частности замедлились. Это последствия кризиса, или тому есть другие причины? Как чувствует себя компания ESET на таком рынке?

Денис Матеев: Я бы не искал исключительно общеэкономического характера причин замедления. Тем более что в кризис никакого серьезного падения рынка антивирусной защиты не было, более того - он продолжал расти. Мне кажется, что это, скорее, вполне естественный процесс насыщения. Например, сегодня осталось мало людей, которые не пользуются антивирусом. Платным, бесплатным, "пиратским" или же лицензионным – это уже другой вопрос. Это касается, конечно же, не только физлиц, но и корпоративных заказчиков – у большинства из них данный вопрос также решен.


Денис Матеев: В 2012 году мы прогнозируем увеличение российского рынка антивирусного ПО на 10%

Подтверждением могут служить цифры. Несмотря на то, что мы показываем хорошие объемы реализации из года в год и выросли за последние 5 лет почти на 400%, никакого взрывообразного роста продаж новым клиентам сейчас не наблюдается, а значительная часть выручки формируется за счет продления лицензий. Рынок российского антивирусного ПО, выросший, по нашим оценкам, в 2011 г. примерно на 15%, скорее всего, должен замедлить свой рост, следуя за общемировой тенденцией. Каких-то чудес ждать не приходится. В 2012 мы прогнозируем увеличение российского рынка всего на 10%, хотя, конечно, будем рады, если вдруг ошиблись.

CNews: Мировому тренду противиться сложно. И все же, в чем основное отличие отечественного рынка?

Денис Матеев: Наиболее заметное отличие российского рынка от мирового - это, в первую очередь, высокая степень консолидации. Совокупная доля "Лаборатории Касперского" и ESET на отечественном рынке с общим объемом 260-300 млн долл. оценивается нами цифрой порядка 80%. В 2011 году рост выручки ESET составил 28%,  наша доля на российском антивирусном рынке также выросла.

CNews: На какой сегмент – B2B или B2C – вы ориентируетесь в первую очередь? Каковы текущие тренды в этих сегментах?

Денис Матеев: Текущий тренд мирового рынка антивирусной защиты заключается в том, что потребительский сегмент на нем превалирует. Сегмент B2C растет более быстрыми темпами, чем рынок в целом. При этом следует уточнить, что в России картина не такая: в нашей стране соотношение продаж для B2B и B2C примерно 50 на 50%. В частности, это говорит о том, что у сегмента продаж физлицам в России есть хороший задел для роста.

Если проанализировать с этой точки зрения российские продажи ESET, то они, пожалуй, больше согласуются с общемировым трендом, чем с внутрироссийским, поскольку  основную долю у нас занимают продажи именно в "консьюмерском" сегменте частных потребителей (это порядка 60%). Соответственно, мы уделяем сегменту физлиц повышенное внимание. Это тем более целесообразно, поскольку у него есть хорошо понятный потенциал для роста,  реализация которого связана с онлайн-продажами, региональным развитием, мобильными и кросс-платформенными решениями, прочими факторами.

В корпоративном сегменте у ESET тоже есть хороший потенциал, связанный, прежде всего, с выходом на крупных коммерческих заказчиков.

Наконец, есть сегмент продаж для СМБ, где мы традиционно чувствуем себя очень уверенно, поскольку наши простые, легкие в использовании продукты с интуитивно понятным интерфейсом хорошо соответствуют реальным потребностям малых и средних компаний. В этом сегменте мы нацелены преимущественно на то, чтобы и дальше укреплять свои позиции.

ESET занимает второе место по совокупным продажам для отечественных клиентов из разных сегментов. Соответственно, нашу стратегию можно описать как гармоничное развитие продаж для всех категорий наших потребителей. Будучи "вторым номером", наверное, было бы несколько недальновидно что-то отбросить и углубленно заниматься чем-то одним.

CNews: Антивирусный вендор, предлагающий услуги консалтинга – это сочетание выглядит довольно непривычно. Какими соображениями продиктован запуск  направления ESET Consulting?

Денис Матеев: Новое направление корпоративных консалтинговых услуг – ESET Consulting – весьма важный элемент нашей стратегии продвижения. В принципе, такой подход позволяет нам не столько делать акцент на наращивании общего количества  новых корпоративных покупателей,  сколько больше извлекать из работы с уже существующей клиентской базой. Важно подчеркнуть, что при этом отсутствует элемент какого бы то ни было навязывания дополнительных услуг клиентам. Скорее, мы пошли навстречу пожеланиям наших корпоративных заказчиков, предложив им то, чего они не могут получить от других вендоров.

Впрочем, мы рассчитываем и на то, что консалтинговые услуги будут продаваться также и новым клиентам из числа тех, которые используют продукт конкурента. Даже если они им довольны, у наших потенциальных заказчиков может оставаться неудовлетворенная потребность в экспертизе и консалтинге в области борьбы с современными киберугрозами, которые только мы готовы им предоставить. Ведь такого комплекса услуг у наших конкурентов сегодня нет.

CNews: Ни для кого не секрет, что иностранному вендору антивирусного ПО, даже обладающему полным пакетом всевозможных лицензий, сложно работать с отечественным госсектором со всеми его писанными и неписанными правилами. Вполне возможно, что это имеет какое-то отношение к тому, что в 2011 году уменьшились доли на российском рынке таких ведущих мировых вендоров, как Symantec, McAfee, TrendMicro. Есть ли у вас продажи госзаказчикам? Как вы преодолеваете возникающие трудности?

Денис Матеев: Конкуренция за госзаказчиков с местными производителями антивирусного ПО для нас не в новинку. Мы хорошо понимаем все сложности и издержки продвижения в этот сегмент. В то же время, каких-то особых методов у нас нет, все определяется спецификой конкретного проекта.