По нажатию кнопки

Использование нейросетей при работе с текстом остается наиболее популярным направлением в применении искусственного интеллекта, однако до сих пор ИИ-помощники не были интегрированы в текстовые редакторы нативно. Насколько известно редакции, ни одна компания в мире не предлагала подобных решений. «Яндекс 360» ликвидировал этот пробел, встроив нейросеть YandexGPT 4 в онлайн-редакторы сервиса «Документы». Теперь пользователю доступен ИИ-помощник по нажатию кнопки — прямо в текстовом и табличном редакторе. Доступен, кстати сказать, бесплатно.

Синтез нейросетевого разума с онлайн-редакторами отвечает сразу двум трендам — расширению сферы применимости ИИ и росту востребованности офисных приложений, предназначенных для совместной работы. Так, ИИ становится незаменим в чат-ботах поддержки клиентов, системах аналитики и рекомендательных сервисах.

Растущая популярность ИИ обязана повышению точности и качеству генерируемой информации. Свой вклад вносит и освоение искусственным интеллектом навыка одновременной работы с разными типами данных. Поэтому ИИ-помощники активно встраиваются в самые разные приложения — от поисковых систем до редакторов программного кода.

Что до востребованности облачных платформ, то она обязана прежде всего производственной необходимости. Когда офис распределенный, а команда удаленная, то общий доступ к документам становится безальтернативен. К тому же совместная редактура удобнее пересылки по почте, а согласование в онлайн-режиме оперативнее, чем по звонку.

 

На что способна

Встроенный в «Документы» YandexGPT 4 является полноценной частью текстового редактора, а не простой надстройкой. Так, нейросеть поможет преодолеть страх чистого листа, сгенерировав текст по запросу. Примечательно, что текст нейросеть напишет в одной из трех стилистик на выбор — официальной, научной или повседневной.

Тот же выбор она предоставляет и в случае редактуры, не только исправляя ошибки, но и работая со стилем. Ещё одна возможность — подготовка выжимки. YandexGPT 4 запросто сократит объемный текст до короткого резюме, оставив только самое главное. Владеет нейросеть русским и английским.

— Внедрение генерации текста — это больше, чем просто следование трендам, — поясняет руководитель сервиса «Документы» Евгений Круглов. — Пользователи привыкли к идее, что все больше современных сервисов включают функции ИИ, которые оптимизируют работу. Мы стараемся адаптировать свои сервисы к изменяющимся потребностям пользователей, экономить их время, обеспечивать продуктивность и безопасность. Это нормально в условиях развивающегося цифрового мира. Успешность такого внедрения будет зависеть от того, насколько инструмент будет полезен, прост в использовании и точен в выполнении задач. Наша основная идея в работе с ИИ — он должен помогать и быть глубоко интегрирован в сервис, а не выступать сторонней надстройкой.

 

Что еще изменилось

Наряду с ИИ-функционалом новые редакторы стали быстрее и производительнее старых. Так, теперь совместно работать над одним документом могут до 100 пользователей. Все изменения сохраняются мгновенно — как сохраняется и вся история работы с файлом. В проектах с большим числом участников и согласующих такой функционал становится незаменим. Ведь аналоги поддерживают совместную работу не более чем 40 пользователей.

В новой версии «Документы» стали производительнее и в части объема редактируемых документов. Теперь онлайн-редактору под силу обработка файлов на 1000 страниц и больше. «Властелин колец» или «Отверженные»  — «Документы» без проблем открывают  объемную классику. Что до «Таблиц», то в обновленной версии они предоставляют широкие возможности. Так, табличный онлайн-редактор позволяет работать с привычными формулами и функциями — математическими, финансовыми и инженерными. Всего он поддерживает свыше 400 функций и все привычные виды форматирования данных. В ближайшее время сервис также позволит строить на основе табличных данных диаграммы любого формата. Одновременно работать с таблицей могут до 100 пользователей.

 

В облаке и on-premise

Новый функционал «Документы» получили благодаря переезду на технологическую платформу собственной разработки компании «Яндекс». Ранее сервис использовал только систему «Р-7 Офис». Оба редактора — что текстовый, что табличный — бесплатны и доступны как пользователям, так и корпоративным клиентам «Яндекс 360 для бизнеса». Правда, доступны они пока что в бета-режиме.

— Несмотря на то, что новые «Документы» находятся в статусе бета-версии, мы уверены, что они уже способны изменять формат работы с текстом, — добавляет Евгений Круглов. — Но нужно понимать, что мы только в начале пути развития продукта, и в том числе, внедрения нейросетевых технологий, а значит — они будут лишь совершенствоваться.

Испытать бета-версию просто — следует зайти в сервис и активировать переключатель «Новый редактор» на верхней панели. Пока что новое издание сервисов доступно только в веб-интерфейсе, но уже в 2025 г. запланирован выход десктопной версии. Тогда у клиентов «Яндекс 360 для бизнеса» появится возможность использовать сервис в режиме on-premise — то есть развернуть офисный пакет на собственных серверах. Кстати, наряду с «Документами» в режиме on-premise пользователи смогут работать и с «Диском». Такой подход будет востребован у компаний с особенно строгой политикой в области безопасности данных.

— Мы постоянно работаем над усилением безопасности и расширением возможностей каждого из сервисов цифровой среды, — отмечает Евгений Круглов. — Для нас логичным решением было дать организациям возможность использовать сервисы «Яндекс 360 для бизнеса» по модели on-premise. Благодаря переносу сервисов на собственную инфраструктуру следующим большим шагом для сервиса «Документы» станет появление десктопной версии, которая позволит работать с файлами даже без доступа к интернету, а веб-версия будет интегрирована с «Диском». Мы стараемся отвечать на запросы компаний и пользователей, и в приоритете у них — безопасность цифровизации. Развитие on-premise решений — это не просто очередной тренд, но и конкурентное преимущество для некоторых организаций. И мы видим запрос компаний, поэтому планируем и дальше развивать это направление.

Чего ожидать

Функционал сервиса «Документы» уже позволяет работать с форматами файлов, поддерживаемых в Microsoft, причем как с текстовыми файлами, так и с табличными — и в режиме совместного редактирования. Вне зависимости от формата редактируемого документа поддерживается и AI-функциональность.

В скором будущем изменения произойдут в части мобильности. В следующей версии сервис позволит работать как через десктоп-версию, так и через браузер

Растущая популярность онлайн-редакторов — лишь часть тренда на востребованность облачных платформ. В отличие от установки ПО на собственную инфраструктуру, облачные решения позволяют начать работу быстро и без лишних затрат. Бесперебойность работы программного обеспечения и серверного оборудования — предмет заботы поставщика облачного решения, и при выборе в пользу облака компании не требуется ломать голову над вопросами обслуживания той или иной системы. Плюс, облачные серверы легко масштабировать — то есть подключать столько вычислительных ресурсов, сколько нужно. Тем самым проблема дефицита мощностей легко решается, а вопрос простоя снимается вовсе.

В 2024 г. миграция на российские облачные платформы шла активно, и в предстоящие три-четыре года она продолжится. Однако вместе с растущим спросом на облачные платформы повышаются и требования к поставщикам таких решений. И основной критерий здесь — плавный переход на облачную платформу и предоставление всего необходимого функционала.