Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Розничная торговля в Рунете

Объем российского рынка электронной коммерции в 2004 г. вырос более чем в три раза, достигнув отметки в $3,2 млрд. Правда, эти цифры ничтожно малы по сравнению с по-казателями европейского и американского электронных рынков, совокупный объем кото-рых исчисляется уже триллионами долларов. Сегмент российских В2С продаж увеличил-ся в 2004 году на 40% и составил 20% от всего оборота рынка электронной торговли.

В декабре 2004 г. Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) обнародовала отчет о состоянии российского рынка электронной коммерции по итогам 11 месяцев. Согласно представленным данным, объем электронного рынка в 2004 г. должен был достигнуть $3,234 млрд.

По сегментам рынка обороты распределились следующим образом: на долю B2G (business to government) пришлось 65,86% ($2130 млн.), за ним следует рынок B2C (business to customer)- 20,47% ($662 млн.) и рынок B2В (business to business) — 13,66% ($442 млн.).

Рынок электронной коммерции в России по сегментам за 11 месяцев 2004 г., %

Источник: НАУЭТ, 2004

По сравнению с 2003 г. объем электронного рынка увеличился более чем в три раза. Характерно, что, что в начале 2004 г. аналитики предсказывали гораздо меньшие показатели роста, однако более чем десятикратное увеличения сегмента B2G позволило превзойти даже самые оптимистичные предсказания экспертов. Что касается рынков B2C и B2B, то они развивались в 2004 г. в соответствии с прогнозируемыми ожиданиями.

Динамика роста российского рынка B2C, $ млн.

Источник: НАУЭТ, 2004 

В рейтинге Rambler’s TopShop на 28 февраля 2005 г. участвовало 4059 интернет-магазина из которых 2912 из них находились в Москве и 334 в Санкт-Петербурге. Статистика Rambler показывает, что в российском сегменте Сети наибольшее распространение получили магазины, предлагающие товары для дома и семьи, электробытовую технику, компьютеры и комплектующие, а так же товары для спорта и отдыха.

По данным НАУЭТ за 11 месяцев 2004 г., большая часть розничных продаж в интернете пришлось на сектор компьютеров, комплектующих и оргтехники. Также хорошо продавались бытовая техника, автомобили и запчасти к ним. Остальные товары существенно уступали по количеству вырученных от их продажи средств.

В оценках объема продаж по сегментам рынка мнения экспертов и участников рынка часто расходятся. Так, например, представители eHouse, крупнейшего отечественного игрока на рынке розничной торговли в Рунете считают, что данные НАУЭТ по онлайн продажам компьютеров и комплектующих сильно завышены. Основываясь на собственных исследованиях, проведенных совместно с компанией SpyLOG, они приводят гораздо меньшие цифры — $115 млн. против $290 млн. Тем не менее, большинство экспертов согласны, что в 2004 г. российский рынок B2C вырос примерно на 40%, а в 2005 г. рост не замедлится и составит примерно 40–50%.

Несмотря на вроде бы столь успешное развитие розничной торговли в российском сегменте Сети, Рунет все еще очень сильно отстает по этому показателю от Европы и США. Мировой рынок электронной коммерции в 2004 г. оценивается аналитиками примерно $7 трлн., и половина этой суммы приходится на североамериканский рынок. В минувшем году рынок B2C Северной Америки, оставаясь самым крупным в мире, составил, по данным Forrester Research, $144 млрд. Однако, по прогнозам экспертов, уже в будущем году он может уступить свое лидерство западноевропейскому сегменту розничной интернет-торговли. Аналитики Forrester Research предсказывают дальнейший уверенный рост данного сегмента, в частности, к 2010 г. объем рынка B2C в США должен составить $331 млрд.

Динамика розничных продаж в интернете, %

Источник: Forrester Research, 2004

Существенное отставание российского сегмента интернет-торговли от западноевропейского и американского можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, существенно меньшим уровнем проникновения интернета в стране, а во-вторых, недостаточным развитием систем электронных платежей, пластиковых карт, а также недоверием к ним со стороны населения.

В Северной Америке, Канаде и Европе интернетом пользуется 60–65% населения, тогда как в России их доля составляет всего лишь около 15%.

Большинство покупок, сделанных в интернет-магазинах Рунета, доставляются покупателю при помощи курьера и оплачиваются на месте получения, тогда как в западных странах практически все оплаты покупок производятся при помощи пластиковых карт и электронных переводов. Эксперты считают, что вероятность того, что номер пластиковой карты при онлайновой покупке достанется злоумышленнику гораздо меньше вероятности утери самой карты. Однако в России доверие к такому способу оплаты товара пока несопоставимо меньше. Вообще же развитие систем электронный переводов и оплаты покупок при помощи пластиковых карт, вероятно, позволит существенно увеличить обороты российского рынка B2C.

Эксперты предсказывают, что дальнейший рост рынка розничной торговли в интернете будет характеризоваться структурированием рынка, за счет поглощения крупными интернет-магазинами мелких. Поскольку в будущем уже не предвидится сообенно резкого увеличения пользователей интернета как в России, так и во всем мире, интернет-магазины будут стараться привлечь клиентов качественным сервисом и большим спектром услуг, что вытеснит с рынка мелких игроков. Кроме того, аналитики предсказывают, что будет наблюдаться увеличение активности покупателей и продаж в регионах. По различным оценкам в 2005 г. рост рынка розничной интернет-торговли в России должен составить не менее 50%.

Илья Разумов / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS