Обзор подготовлен

версия для печати
Роман Стятюгин

Роман Стятюгин:

Будущее – за компонентными ИТ-ландшафтами

Директор по развитию бизнеса компании "Диасофт" Роман Стятюгин рассказал об открытии новых ИТ-горизонтов перед лидерами финансовой отрасли: о развитии SaaS и инвестировании в повышение эффективности ИТ. Создание масштабных и довольно сложных композиций из ИТ-систем обусловило спрос на профессию ИТ-архитектора.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского ИТ-рынка в 2011 году? Какие наиболее интересные тенденции можете отметить?

Роман Стятюгин: Как известно, компания "Диасофт" специализируется на разработке прикладного программного обеспечения для информатизации финансовых институтов, банков и страховых компаний, поэтому я буду говорить именно об этом сегменте рынка.

Безусловно, рынок вырос где-то на 25–30%. В 2011 году интерес банков к развитию собственных ИТ-ландшафтов вылился в реализацию большого количества разного рода проектов. Много проектов по замене устаревших АБС стартовало в 2011 году в крупных коммерческих банках из топ-100. Если раньше банки стремились к развитию используемой ИТ-архитектуры, то сейчас они  начинают строить планы на будущее, заглядывая на пять, семь и даже десять лет вперед. И объясняется это, в первую очередь, ужесточением рыночной конкуренции. Сегодня все понимают: нужна  современная, инновационная, гибкая  ИТ-архитектура, которая сможет обеспечить бизнес-успех. Ведь в "нашем" сегменте рынка именно ИТ имеет наибольшее влияние на финансовые результаты бизнеса.

В связи с этим можно выделить еще один тренд  2011–2012 годов – банки стали задумываться о том, насколько эффективна существующая ИТ-система. Многие из них решили актуализировать ИТ-архитектуру, исходя из общей стратегии развития бизнеса, они разрабатывают так называемую road map стратегического развития.

Более того, банки хотят четко понимать не только то, как будут решены тактические задачи, но и каким образом внедряемое ИТ-решение будет интегрировано в уже существующую архитектуру, как в дальнейшем оно может быть трансформировано и использовано в качестве сервиса для будущего наращивания системы.

Типового решения, которое полностью удовлетворяло бы все потребности бизнеса, не существует. Для автоматизации крупного универсального банка необходимо иметь некоторый набор связанных между собой и хорошо проинтегрированных компонентов (причем не обязательно разработанных какой-то одной компанией). Поэтому многие крупные банки вступают на путь компонентного развития ИТ-инфраструктуры. Управлять такой сложной архитектурной композицией намного дороже и сложнее, чем монолитной системой. Но без этого сегодня не обойтись, и "дирижером", модератором становится главный архитектор или команда архитекторов, которые работают в архитектурных подразделениях банка.

Для более "скромных" банков есть другие решения, например передача ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг. Это тоже одна из тенденций современности: многие банки поняли, что именно аутсорсинг является решением проблемы обслуживания ИТ-систем, тем более, если ИТ-бюджеты не увеличиваются, а количество задач все возрастает. И здесь могут быть применимы SaaS-приложения.

CNews: Интерес банков к "публичным" сервисам остается пока просто интересом?

Роман Стятюгин: Несмотря на то, что интерес к этому способу ИТ-поддержки появился уже давно, какую-то "конкретику", желание банков идти вперед именно в этом направлении мы почувствовали только к концу 2011 года. И в начале 2012-го в "Диасофт" было открыто бизнес-подразделение, которое будет специализироваться на поставке наших SaaS-приложений. Задача нового подразделения – уже в ближайшее время вывести на рынок готовые прикладные решения. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими заказчиками, проходим стадию предпродажной подготовки SaaS-приложений. Естественно, на этом пути нам предстоит немало потрудиться и преодолеть множество "подводных камней".

CNews: На базе какого ЦОДа вы планируете оказывать услуги?

Роман Стятюгин: В 2011 году мы подписали глобальное соглашение о сотрудничестве с компанией IBM, в рамках которого началась совместная работа по различным направлениям. В частности, мы вместе прорабатываем вопрос, связанный с SaaS. "Диасофт" предлагает рынку прикладное программное обеспечение для банков, микрофинансовых и страховых компаний, а предоставлением системного ПО, серверов и мощностей дата-центра занимается компания IBM.

CNews: Некоторые конкуренты "Диасофт" тоже выходят на рынок с предложением SaaS. Не боитесь отстать, потерять долю рынка?

Роман Стятюгин: Всегда можно и отстать, и опередить. Мы, в отличие от других компаний, не изобретаем велосипед – мы пользуемся наработками своего партнера, IBM, мирового лидера в области ИТ-аутсорсинга. И дело не в том, кто первым выйдет на рынок, главное – качество реализации проектов. То, что несколько игроков рынка одновременно начали двигаться в одном направлении, означает, что у рынка выкристаллизовались определенные потребности.

CNews: Когда планируете представить ваше новое предложение рынку?

Роман Стятюгин: Мы будем действовать не спеша: сначала поработаем с клиентами, которые готовы довериться нам. Наберемся опыта и потом выйдем на рынок с публичным предложением. Думаю, это будет осенью 2012 года.

Помню, в конце 90-х, когда мы вышли на рынок с нашими решениями для финансовых организаций, "Диасофт" стал "законодателем мод" – востребованным поставщиком  технологий работы по "новым лекалам". Вот и теперь мы тоже хотим предложить интересную, хорошо проработанную технологию, довести ее до полной кондиции, чтобы дать банкам продукт, готовый к использованию. Мы хотим обойтись без "экстрима", чтобы в будущем нам не пришлось исправлять "ошибки молодости". А вот дальше уже будем развивать этот сервис вместе с нашими клиентами.

CNews: Как вы оцениваете финансовые результаты вашей компании?

Роман Стятюгин: Наша компания показала существенный рост, который намного превосходит средние результаты в информатизации сферы финансов и ИТ-рынка, – 33,4%. Жизнь "Диасофт" в 2011 году была насыщена яркими событиями. В первую очередь я хотел бы отметить наши проекты в крупных банках из списка топ-100 и в ведущих страховых компаниях. Например, мы запустили в промышленную эксплуатацию централизованное розничное решение в одном из территориальных банков, принадлежащих гиганту финансового рынка России. Сначала было выполнено объединение всех систем в единое целое, а потом решение мигрировало на современную трехуровневую платформу. Сейчас мы развиваем успех, достигнутый в работе с таким масштабным партнером, и продолжаем проекты по внедрению FLEXTERA в других территориальных организациях этого банка.

Кроме того, мы успешно завершили проект в российском представительстве одной из крупнейших страховых групп мира. Мы начали плотно сотрудничать с крупнейшим коммерческим банком России в проекте по внедрению системы дистанционного банковского обслуживания корпоративных клиентов и в проекте по построению управленческой, аналитической отчетности. Важно, что этот банк рассматривает возможность использовать нашу платформу FLEXTERA для автоматизации различных направлений работы, так что мы рассчитываем на расширение успешного взаимодействия.

FLEXTERA значительно расширяет границы высококонкурентного бизнеса. Поэтому новая стратегия "Диасофт", рассчитанная на 2011–2015 годы, кроме дальнейшего закрепления наших позиций на российском рынке, предусматривает выход компании на глобальные рынки и конкуренцию с глобальными поставщиками. Для этого у нас есть явные преимущества, и мы создаем новые возможности. Мы открыли филиал в Шанхае для взаимодействия с потенциальными клиентами из Китая и стран Азиатского региона, готовимся открыть подразделение компании в Англии, чтобы представить западному рынку нашу технологию Legacy Renovation для модернизации устаревших банковских ИТ-систем. Сейчас мы участвуем примерно в десяти профильных тендерах. Для стран Азии, Африки, которые быстро развиваются, мы предлагаем либо отдельные компоненты FLEXTERA, либо комплексную банковскую систему на базе FLEXTERA.

В 2011 году мы открыли подразделение, которое будет заниматься поставкой аппаратного обеспечения и системного ПО. Вопрос дополнительных инвестиций в "железо" напрямую связан с новыми бизнес-задачами заказчиков, выполнить которые они смогут с помощью наших прикладных решений. Понятно, что, внедряя любое новое решение, клиент хочет и должен понимать, как это повлияет и на ИТ-инфраструктуру банка в целом. Поскольку у нас заключены договоры с несколькими вендорами, мы можем предложить оптимальный для каждого конкретного случая вариант. А условия партнерского договора Global Alliance с IBM позволяет нам сделать эти предложения довольно привлекательными.

CNews: Что-нибудь изменилось во взаимоотношениях поставщиков и интеграторов с клиентами за последний год?

Роман Стятюгин: Зрелость такого взаимодействия растет из года в год. И хотя 2011-й в этом смысле не был по-настоящему переломным, многие банки, даже не входящие в список топ-100, стали очень внимательно относиться к таким вопросам, как ТСО. Мы очень часто получаем запросы на расчет стоимости владения ИТ-решением, например в течение пяти лет. Вообще, очень интересно наблюдать, как ИТ-проекты влияют на повышение эффективности или на увеличение доходов банка. Мы даже открыли небольшое подразделение, которое специализируется на методике расчета экономической эффективности проектов для наших клиентов.

CNews: Какой будет динамика российского ИТ-рынка в финансовом секторе в 2012 году?

Роман Стятюгин: Мы рассчитываем, что рынок будет расти на те же 25–30%.

Если говорить о компании "Диасофт", то в нашей стратегии прописаны довольно амбициозные цели, до 2015 года включительно мы планируем расти на 35–40% ежегодно, а также окупить затраты на развитие бизнеса на международных рынках.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS