Обзор подготовлен

версия для печати
Михаил Тюркин

Михаил Тюркин:

Настало время переходить к «облачной» архитектуре

На вопросы CNеws ответил Михаил Тюркин, генерал-лейтенант внутренней службы, начальник департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России.

CNews: Департамент ИТ в МВД РФ был создан в начале 2011 г. Какие цели были поставлены перед новым подразделением руководством ведомства?

Михаил Тюркин: Очевидно, что в современных условиях эффективное развитие информационных технологий является ключевым фактором совершенствования деятельности любого федерального органа исполнительной власти. И министерство внутренних дел Российской Федерации здесь не исключение.

Указом президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 в структуре министерства внутренних дел был создан департамент информационных технологий, связи и защиты информации. Перед этим департаментом были поставлены задачи совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, а также автоматизированных информационных систем; координации работ по совершенствованию систем связи; противодействия техническим разведкам; технической, в том числе криптографической, защиты информации; формирования и ведения информационных ресурсов; межведомственного информационного взаимодействия; реализации государственных и ведомственных программ в области информатизации и другие.

CNews: До прихода в МВД РФ вы работали в одном из самых «продвинутых» с точки зрения ИТ госведомстве - ФМС РФ. Исходя из вашего опыта, какие задачи в области внедрения ИКТ необходимо решить МВД в первую очередь?

Михаил Тюркин: Сегодня пришло время переосмыслить многие вещи. Еще несколько лет назад для каждой системы, внедряемой в ведомствах как на федеральном, так и на региональном уровне, создавался собственный ЦОД. Таким образом, информация аккумулировалась непосредственно в той точке, куда она поступала. По такому принципу был разработан грандиозный технический проект стоимостью около 50 млрд руб. для МВД России.

Аналогичная ситуация была и в ФМС. В свое время мы создали федеральный ЦОД и 83 региональных ЦОДа в каждом субъекте федерации. Эти работы проводились в рамках внедрения Государственной информационной системы миграционного учета, которая позволила собрать около 160 млн записей. Через некоторое время возникла необходимость в модернизации этой системы – ведь компьютерная техника довольно быстро устаревает. И тут выяснилось, что такая модернизация обходится очень дорого.

Проанализировав мировой опыт, мы пришли к выводу, что настало время переходить к «облачной» архитектуре, т.е. создавать один большой ЦОД, который станет «облаком» и для поставщиков, и для пользователей информации, но при этом ни в коем случае не уничтожать то, что уже было сделано.

Создание такого «облака» - главная задача сегодняшнего дня. К настоящему времени мы практически завершили разработку технического задания, и до конца 2011 г. собираемся построить 2 ЦОДа, которые будут объединены в единый информационный ресурс. В дальнейшем, по нашим расчетам, для того, чтобы обрабатывать тот грандиозный объем информации, который необходим МВД, нам понадобится еще как минимум 5. Они будут строиться в регионах, но также станут составляющими единого «облака».

Не менее важное направление  - совершенствование ЕИТКС. Сейчас в это сложно поверить, но до 2005 г. мы жили практически в Каменном веке: в 8000 подразделений МВД не было не только интернета, но иногда даже телефонной связи. На решение этой проблемы и была направлена программа создания ЕИТКС.

На сегодняшний день работы по созданию единой  транспортной сети практически завершены, нам осталось окончательно решить проблему «последней мили» - доступ к ЕИТКС уже имеют около 65% подразделений, а оставшиеся 35% будут подключены в ближайшее время.

Третье направление, которому мы уделяем большое внимание, - это цифровая связь. Большинство наших подразделений по-прежнему работает на аналоговых станциях. Но в новых условиях на первый план выходит задача оперативного получения и передачи любой информации, и без радиостанции участковый, работник ДПС, ГИБДД и другие сотрудники МВД не могут выполнять свои обязанности.

И четвертое – это ГЛОНАСС. Это и стратегическая, и политическая, и техническая задача. В этом году мы потратим около 1 млрд руб на тиражирование систем ГЛОНАСС на территории Российской Федерации во всех подразделениях ОВД и внутренних войск. Оборудованием будут оснащаться не только все передвижные средства, но и пешие наряды.

CNews: Одним из наиболее обсуждаемых на сегодня государственных ИТ-проектов является переход к оказанию электронных госуслуг. Как вы оцениваете готовность к этому МВД России?

Михаил Тюркин: Оказание электронных услуг я бы поставил на первое место с точки зрения ИТ-приоритетов МВД. Ведь нашу работу надо оценивать на основании отзывов людей. Когда каждый сотрудник госведомства поймет, что он должен качественно оказывать госуслуги гражданам, которые его поставили, избрали и назначили, тогда будет все хорошо.

Всего по линии МВД в сводный реестр включено 48 услуг (функций), которые планируются к переводу в электронный вид. Уже сегодня на линии министерства предоставляется 5 первоочередных и наиболее востребованных услуг в электронном виде с использованием Единого портала. Это рассмотрение сообщений о преступлениях, регистрация автомототранспортных средств, прием квалификационных экзаменов, прохождение технического осмотра, предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Необходимо отметить, что популярность использования новых форм получения государственных услуг, предоставляемых МВД России, неуклонно возрастает. Так, если в 2010 году посредством электронных сервисов записалось на технический осмотр транспортных средств 1 576 человек, то за 8 месяцев 2011 года – 22 240, на регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним – 25 808 человек (в 2010 году – 405), на прием квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдачу водительских удостоверений – 7 905 человек (в 2010 году – 461), было представлено 543 775 сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения (в 2010 году – 194 101).

Наша основная задача в соответствии с 210 ФЗ запустить с 1 октября процесс оказания электронных услуг. Аналогичную задачу мне уже приходилось решать в ФМС России, которая в настоящее время является лидером в этом направлении. Но масштабы работ в МВД совершенно другие, и не только потому, что в ФМС работает около 35 000 человек, а в МВД – порядка 900 000.

Дело в том, что в процессе информатизации МВД в свое время был допущен целый ряд ошибок. Каждое подразделение выстраивало собственную систему, в которой аккумулировало необходимые только ему позиции по реквизитному составу. В результате, системы ГИБДД не пересекались, например, с системами управлений обеспечения общественной безопасности, управлений вневедомственной охраны и так далее. А этого не должно быть.

Облачная архитектура предполагает единый реквизитный состав, в котором каждый заполняет свою  нишу и получает необходимые ему данные. И именно такую систему мы сейчас и будем создавать.

CNews: Расскажите подробнее о создании «облачной» инфраструктуры МВД.

Михаил Тюркин: Президент поручил нам завершить создание единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) до конца 2014 г. и назначил единственным исполнителем этих работ «Гознак». На настоящий момент Советом при президенте РФ по развитию информационного общества под председательством С.Е.Нарышкина утвержден план работ на 2011 г. Сейчас мы работаем над глобальным планом – 2012, 2013, 2014 гг. – где все наши мероприятия будут четко расписаны: какие работы будут проведены, сколько они будут стоить, какой результат и КПД будет достигнут.

Процесс подготовки и согласования такого плана – непростая задача. Ведь многие подразделения ведомства привыкли работать сами по себе, и нам приходится убеждать их в преимуществах единого подхода. Тем не менее, до конца 2011 г. будет создано 2 точки нашего «облака». Одна из них будет располагаться на площадке «Гознака», вторая – в ГИАЦ МВД РФ. Это две площадки, которые готовы прямо сейчас принять оборудование, которое будет закуплено до конца 2011 г. К апрелю 2012 г. мы хотим его подключить и протестировать, и уже в конце этого месяца в нашем распоряжении окажется грандиозный ресурс, в несколько раз превосходящий по возможностям все имеющиеся сейчас в ведомстве.

Это аппаратная подложка. Что касается программного обеспечения, то решению этого вопроса мы сейчас уделяем самое пристальное внимание. Недавно мы вместе с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым ознакомились с технологиями, которые используются в республике Марий Эл. Эти технологии – одни из самых продвинутых в ведомстве на сегодняшний день. Подобные решения существуют еще в нескольких российских регионах, например, в Татарстане. В результате на оперативном совещании было принято решение о создании единого программного продукта для всех специалистов МВД России.

Техническое задание на это ПО должно появиться до конца 2011 г. К июню 2012 г. мы надеемся создать прототип, а до конца 2012 г. – решение с практически полным реквизитным составом, т.е. списком данных, которые используются в практической работе. Например, при реализации аналогичной задачи в ФМС реквизитный состав составил 140 позиций. Здесь он будет гораздо больше.

Понятно, что на этом точку в создании решения поставить не удастся – оно будет постоянно дорабатываться. Но в какой-то момент надо остановиться, апробировать, внедрить, чтобы все почувствовали, что работать стало легче и интереснее. А потом рассылать через интернет обновления.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS