версия для печати

Е-Россия: курс на новое качество госуправления

Е-Россия: курс на новое качество госуправления

Основной идеей новой редакции программы «Электронная Россия» стало обеспечение большей доступности государственных услуг для населения и организаций, а также повышение качества госуправления и уровня профессиональной подготовки работников органов госвласти в сфере ИКТ. По расчетам Мининформсвязи России, в 2007-2010 гг. на 10% должна была возрасти эффективность бюджетных расходов на внедрение ИТ в деятельность органов госвласти, а трудозатраты ведомств на организацию обмена информацией - снизиться примерно на 25%.

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002-2010 г.)» была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65. На ее реализацию было запланировано выделить 77,2 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 39,4 млрд руб., из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 22,6 млрд руб.; из внебюджетных источников – 15,2 млрд руб. Государственными заказчиками программы были Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Российское авиационно-космическое агентство, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Российское агентство по системам управления.

Реализация программы должна была проходить в 3 этапа. На первом этапе в 2002 году планировалось проанализировать нормативно-правовую базу в области ИКТ; оценить уровень информатизации экономики и эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели; провести учет государственных информационных ресурсов и т.д. На эти работы предполагалось направить 2,6 млрд руб. На втором этапе в 2003-2004 годах должны были быть реализованы проекты, обеспечивающие электронное взаимодействие государства с гражданами и бизнесом в налоговой и таможенной сферах, в области регистрации и ликвидации юридических лиц, выдачи лицензий и сертификатов и т.д. Стоимость этого этапа должна была составить 25,5 млрд руб. На третьем этапе в 2005-2010 годах предусматривалось комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, стандартизованного электронного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности, а также формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти всех уровней. На эти цели планировалось направить 49,1 млрд руб.

Срочное обновление как средство от хронического недофинансования

С первых дней своего существования ФЦП «Электронная Россия» испытывала сложности с финансированием. В бюджете 2003 года на ее реализацию было выделено всего 1,42 млрд.руб., а при подготовке бюджетной заявки на 2004 г. Минсвязи получило от различных ведомств проекты на сумму чуть более 6 млрд руб. В конечном итоге, по словам Церена Церенова, в то время занимавшего пост руководителя департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития, в проекте государственного бюджета на 2004 г. на «Электронную Россию» фигурировали расходы на уровне 1,8 млрд руб. Одной из причин такого положения вещей было то, что ведомства не смогли представить убедительных, детализированных проектов для обоснования финансирования. «Ликвидировать отставание от заложенных в текст программы объемов, возникшее год назад, вероятнее всего, не удастся», - констатировал в 2004 году Олег Бяхов, начальник управления по координации ФЦП «Электронная Россия» Минсвязи.

В результате, основными заказчиками – Минэкономразвития РФ и Минсвязи РФ – было принято решение о подготовке новой редакции ФЦП, в которой более детально и конкретно должны были быть изложены конечные цели и лучше скоординированы мероприятия программы. Работу над новой редакцией планировалось начать уже во второй половине сентября 2003 года, завершить к концу года и немедленно представить в правительство.

Распределение средств федерального бюджета по заказчикам ФЦП «Электронная Россия»

Источник: ФЦП, CNews Analytics, 2009

Процесс изрядно затянулся. В 2004 году распоряжением правительства РФ от 27 сентября 2004 г. N 1244-р  была одобрена «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г», что потребовало внесения дополнительных изменений в ФЦП, о чем и заявили представители Мининформсвязи РФ. В 2006 году появились сообщения о том, что проект изменений в программу будет внесен в правительство в конце марта. По мнению экспертов, сложности изменения программы явились следствием межведомственного конфликта между Мининформсвязи и МЭРТ по вопросам управления проектами.

Наконец, 15 августа 2006 г. правительство РФ постановлением № 502 утвердило новую редакцию ФЦП «Электронная Россия». Общий объем финансирования программы на 2002 – 2010 годы был определен в сумме 32,1 млрд руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета – 21,2 млрд руб, за счет средств бюджетов субъектов РФ – 10,9 млрд руб. Финансирование новой редакции программы из внебюджетных источников не было предусмотрено. Кроме того, значительно сократилось число заказчиков ФЦП: государственным заказчиком-координатором является Мининформсвязи России, а заказчиками - Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба охраны РФ.

Распределение средств субъектов РФ по заказчикам ФЦП «Электронная Россия»

Источник: ФЦП, CNews Analytics, 2009

Общий объем финансирования программы в 2002 – 2006 годах составил 8,66 млрд руб., из них за счет средств федерального бюджета 7,75 млрд руб, а за счет средств бюджетов субъектов РФ 0,91 млрд руб. По словам Максута Шадаева, занимавшего в то время пост директора департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России, с 2002 г. до 2006 г. ФЦП «Электронная Россия» финансировалась не более чем на 25-30% от необходимого объема.  Новой редакцией было предусмотрено, что объем финансирования программы на 2007 – 2010 годы составит 23,4 млрд руб., из них за счет средств федерального бюджета - 13,5 млрд руб., а за счет средств бюджетов субъектов РФ - 9,9 млрд руб.

Объем финансирования ФЦП «Электронная Россия»

Источник: ФЦП, CNews Analytics, 2009

Основной идеей новой редакции программы стало создание «электронного правительства», а именно повышение доступности государственных услуг для населения и организаций, качества государственного управления, подотчетности органов государственной власти для граждан, а также уровня профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере ИКТ.

С экономической точки зрения, по расчетам Мининформсвязи России, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий программы в период 2007-2010 гг. должна была составить около 74 млрд рублей. Одновременно, на 10% должна была возрасти эффективность бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти, а трудозатраты ведомств на организацию обмена информацией на межведомственном уровне снизиться примерно на 25%.

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS