Обзор подготовлен CNA

версия для печати

CNewsConsulting: вынужденная остановка

CNewsConsulting: вынужденная остановка

Совокупная выручка 30 крупнейших ИТ-консультантов в рейтинге CNewsConsulting 2008 превысила 57 млрд руб. По отношению к данным предыдущего года показатель увеличился на 6%. Как и предполагалось, компании, оказывающие услуги ИТ-консалтинга, показали небольшой рост по итогам неплохо начинавшегося и трудно закончившегося 2008-го, после чего на этом рынке наступили «заморозки». Некоторое оживление во 2-ом и 4-ом кварталах 2009 года вряд ли кардинально повлияет на прогнозируемые «минусовые» результаты.

Ежегодный рейтинг CNews Analytics включает данные о совокупной выручке компаний от оказания услуг ИТ-консалтинга (доходы от предпроектного аудита, разработки ИТ-концепции, внедрения информационных систем и обучения). По итогам 2008 г. показатель совокупной выручки 30 крупнейших ИТ-консультантов России составил 57 408 млн руб. Рост по отношению к данным за предыдущий год (53 368 млн руб.) - 6%. Напомним, что по итогам 2007 года аналогичный показатель достиг 53%.

Подобные результаты полностью совпали с предварительными прогнозами. Быстрое изменение ситуации в экономике во втором полугодии 2008 г. не оставляло сомнений в том, что темпы серьезно замедлятся, хотя позитивная динамика, скорее всего, сохранится – в силу вполне успешного старта в первом полугодии. Последний был обусловлен новым витком роста инвестиций в ИТ-услуги в 2007 году, когда российский сектор по своим темпам вышел на первое место в мире (оценка IDC). Быстро росли, в частности, такие направления, как внедрение систем управления бизнес-процессами и ИТ-инфраструктурой, а также услуги интеграции. С началом экономических изменений в мире и в стране, соответственно, сменилась и сервисная парадигма. Теперь в значительной степени внимание рынка переключилось на аутсорсинг, а интерес, например, к услугам разработки ИТ-стратегий снизился почти до нуля.

В целом в 2009 году на российском рынке ИТ-консалтинга прослеживалось явное снижение объемов заключаемых контрактов. При этом заказчики, тратя меньше, становились все более требовательными. Средний и малый бизнес, который в предшествующие кризису годы считался одной из приоритетных ниш для ИТ-поставщиков, в итоге серьезнее всего «урезал» расходы на информатизацию в целом и на услуги консультантов, в частности. С аутсорсингом же, хотя в условиях кризиса интерес к этому формату оказания ИТ-услуг и повысился, тоже пока не все гладко. Компании, безусловно, продолжают тратить на сопровождение своих систем и поддержку ИТ-инфраструктур, однако стремятся максимально сократить и эти расходы.

Динамика выручки CNewsConsulting 2004-2009 (прогноз)

Источник: CNews Analytics, 2009

Начало торможения

Несмотря на обозначившееся торможение на рынке ИТ в 3 и 4 кварталах 2008 г., на фоне сворачивания, «замораживания» проектов и общей установки на максимальное сокращение расходов, трем компаниям-участницам рейтинга CNewsConsulting по итогам 2008 г. все же удалось продемонстрировать рост свыше 100%. Вообще большинство компаний, вошедших в рейтинг CNewsConsulting 2008, продемонстрировали позитивную динамику. В значительной мере их «поддержали» заказчики со стороны госсектора, который отличает большая, чем в корпоративном секторе, инерционность, в силу чего сокращение ИТ-бюджетов здесь пришлось уже на 2009 г.

В «минус» по итогам 2008 г. ушли пять игроков, включая ОТР и «Техносерв». Учитывая очень сложное начало 2009 года, первое полугодие которого для многих ИТ-консультантов оказалось чуть ли не вообще «пустым», показатели, судя по всему, будут не блестящими практически у всех. По предварительным оценкам самих игроков, спад составил около 30-40%, а объем рынка вернулся на уровень пятилетней давности. В 2009 году многие ИТ-компании, включая и тех, кто ранее проводили активную консолидационную политику, заметно «перетряхнули» свой бизнес. Были закрыты или «урезаны» недостаточно прибыльные направления, прошли массовые сокращения персонала, был пересмотрен сам формат ведения деятельности и планирования.

Впрочем, в 2010 году большинство игроков рассчитывают на постепенное восстановление. «Рецептом» выживания теперь считается не абстрактный «аутсорсинг», а более конкретные предложения: коммерческие ЦОД, виртуализация, управление контентом, а также услуги по обеспечению соответствия требованиям регуляторов. В контексте последнего на рынке услуг ИБ, где весь 2009 г. прошел «под знаком» 152-ФЗ, настроения вполне оптимистичные.

Как и годом ранее, интеграторы возлагают большие надежды на госсектор как на своего рода гарант стабильности. Также на ИТ-услуги продолжают тратить, пусть и в меньших объемах, нефтегаз и энергетика, к которой в 2009 году заметно ужесточился контроль со стороны проверяющих органов.

Top20 быстрорастущих ИТ-консультантов 2008

Компания Рост выручки (руб.) 2008/2007, % Рост выручки (руб.) 2007/2006, %
1 Форс – Центр разработки 163,6 35
2 Сайнер 135,8 120
3 Еpam Systems 102,4 н/д
4 МРЦБ 87,2 н/д
5 Интертех 71,3 113
6 ITG (Inline Technologies Group) 65,1 337
7 IT Energy 60,4 н/д
8 Softline 50,7 67
9 R-Style 49,5 н/д
10 Инфосистемы Джет 47,8 н/д
11 Корус Консалтинг 45,4 н/д
12 Армада 40,4 67
13 Энвижн Груп 35 75
14 Утилекс АйТи 31,8 н/д
15 Amphora Group 30 116
16 Микротест 29 н/д
17 АйТи 28,8 31
18 Ланит 15 50
19 Информзащита 13,7 74
20 IBS 12,1 65

Источник: CNews Analytics, 2009

Кадровый вопрос

С началом кризиса ИТ-компании, уставшие от постоянного «удорожания» специалистов в предыдущие годы, связывали надежды на «оздоровление» кадрового рынка. Ситуация «голода», в которой крайне сложно было найти сотрудников адекватной квалификации, а HR-отделы с трудом успевали за бурным ростом бизнеса, на российском рынке явно затянулась.

Действительно, сейчас «охота» за головами приостановлена, а после волны проведенных в конце 2008-начале 2009 гг. сокращений ИТ-консультанты стали менее амбициозны в запросах. При этом требования со стороны работодателей ужесточились – как, собственно, к ним самим глобально ужесточил требования рынок.

По итогам «переломного» 2008 года заметен рост показателя выработки на консультанта у многих компаний рейтинга CNewsConsulting, при том что ранее достаточно часто фиксировался отрицательный показатель. Можно предположить, что в ходе развернувшейся в отрасли борьбы за повышение эффективности эта тенденция усилится.

Динамика выработки на консультанта 2008

Компания Совокупная выручка компании от оказания услуг консалтинга и аудита в сфере ИТ в 2008 г., тыс.руб. Штатная численность консультантов в компании, на 1.01.09 г. Выработка на консультанта, 2008, тыс.руб. Выработка на консультанта, 2007, тыс.руб. Рост 2008/2007, %
1 Форс – Центр разработки 778 963 58 13 430 4 925 172,7
2 Крок (1) 3 262 943 291 11 213 8 678 29,2
3 Энвижн Груп 1 081 110 115 9 401 7 554 24,5
4 Ай-Теко 2 255 320 279 8 084 7 317 10,5
5 Интертех 1 816 000 250 7 264 7 067 2,8
6 R-Style 4 673 972 670 6 976 3 514 98,5
7 АйТи 2 890 298 600 4 817 3 813 26,3
8 Информзащита 267 722 57 4 697 4 204 11,7
9 IBS * 9 411 434 2100 4 482 3 449 29,9
10 Сайнер 1 239 145 297 4 172 2 315 80,2
11 Техносерв 1 608 975 465 3 460 н/д н/д
12 МЦФЭР Консалтинг 397 182 130 3 055 н/д н/д
13 Микротест 1 958 425 645 3 036 н/д н/д
14 Amphora Group 1 064 363 380 2 801 2 641 6,1
15 Корус Консалтинг 736 117 290 2 538 1 582 60,5
16 Еpam Systems 1 019 982 450 2 267 н/д н/д
17 Инфосистемы Джет 251 190 114 2 203 н/д н/д
18 СофтБаланс 35 000 17 2 059 н/д н/д
19 Утилекс АйТи 64 334 35 1 838 н/д н/д
20 Softline 329 578 241 1 368 1 669 -18,1

Источник: CNews Analytics, 2009

«Торможение» в секторе ИТ-консалтинга (как и на всем рынке ИТ-услуг) прогнозировалось не один год, со ссылкой на постепенное взросление и насыщение. «Торможение» - но не «заморозка» и не спад. К кризисным коррективам, разумеется, никто оказался не готов – игрокам пришлось очень быстро, на ходу, адаптироваться к новым условиям. А заказчики, как и ожидалось, научились аккуратнее считать деньги.

С другой стороны, 2009 год закончился отнюдь не так апатично, как 2008 г. Не то чтобы возвращается интерес заказчиков к проектам прежних масштабов и направленности – приоритеты как раз серьезно изменились. Однако важно то, что на ИТ-услуги, в том или ином объеме, готовы выделять средства – и крупные, и средние компании. По-прежнему, в первую очередь, речь идет о тех сервисах, которые ориентированы на сокращение затрат и оптимизацию. По-прежнему, усиливается интерес к различным формам ИТ-аутсорсинга.  По-прежнему, заказчики экономят и ждут разумных цен, стремясь реализовывать не монструозные, а нишевые проекты. 

CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS