Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Реальные внедрения SaaS развеяли большую часть мифов и опасений

Практика внедрения SaaS развеяла мифы

Минувший год, возможно, запомнится своеобразной "болтанкой", в которой робкие надежды на восстановление экономики быстро сменялись новыми провалами показателей, а прогнозы выхода из кризиса диаметрально противоречили друг другу. Для рынка программного обеспечения такая неопределенность экономических перспектив обернулась самыми значительными со времен краха доткомов изменениями. В частности, 2009 год с его жестким режимом экономии, похоже, окончательно утвердил поворот индустрии ПО от продуктовой к сервисной модели бизнеса.

На фоне массового урезания капиталовложений, которое ударило по вендорам, исповедующим традиционный подход к продаже ПО, концепция SaaS как наиболее зрелая из семейства решений "бизнеса по требованию" (business on demand) демонстрировала завидные успехи. В январе 2009 года, в разгар календарной и экономической зимы, IDC опубликовала исключительно оптимистическое исследование касательно перспектив развития SaaS. Согласно этому отчету, рынок SaaS вырастет за год на 42%, а 76% американских компаний будут использовать хотя бы одно SaaS-решение в своей инфраструктуре. При этом доля компаний, планирующих как минимум четверть своего ИТ-бюджета направить именно на SaaS, увеличится к 2011 году почти вдвое: с 23% до 45%.

Примерно в то же время Evans Data обнародовала сходные по оптимизму результаты опроса разработчиков. В США, которые в данный момент являются наиболее активным регионом разработки решений по требованию, более 30% инженеров трудятся над проектами SaaS, и эта доля, по всеобщим ожиданиям, будет расти. Однако наиболее впечатляющий рост, по данным аналитиков, продемонстрирует Азиатско-Тихоокеанский регион – здесь 53% разработчиков заявили, что в течение года приступят к реализации SaaS-проектов.

Прогнозы компании Gartner касательно рынка SaaS отличались большей сдержанностью. Согласно опубликованному в мае отчету Market Trends: Software as a Service, Worldwide, 2009-2013, рынок корпоративных приложений, предоставляемых по модели SaaS, должен был вырасти в 2009 г. на 22% - до 8 млрд долл. Уже в ноябре Gartner скорректировала свои оценки до 17,7% роста и 7,5 млрд долл. Несмотря на расхождение с оценками IDC более чем в два раза, даже такая динамика SaaS выглядит на фоне общей стагнации рынка ПО весьма впечатляюще. Тем более, даже с учетом консервативной коррекции, в целом Gartner прогнозирует устойчивый рост рынка: к 2011г., по мнению аналитиков, 25% нового бизнес-ПО будет продаваться как SaaS, и в 2013 г. объем этого рынка составит 14 млрд долл.

Приложения, которые подтолкнут рынок SaaS

Локомотивом в сфере SaaS-решений традиционно считаются CRM-системы, продажи которых составляют около трети всего рынка SaaS. Однако еще более значительную долю этого рынка занимают системы коллективного взаимодействия (CCC). В эту категорию Gartner включает, в частности, системы веб-конференций и организации групповой работы, дистанционное обучение и некоторую часть систем управления информацией предприятия (ECM). Поскольку эти функции, как правило, не являются для предприятий критически важными, перевод их на модель SaaS произошел относительно легко, и сейчас около 60% веб-конференций и 80% систем дистанциооного обучения приобретаются заказчиками именно по SaaS. Gartner прогнозирует на ближайший год примерно равную динамику роста CRM и CCC решений SaaS (в пределах 20-22%). CRM-решения по требованию составят около 24% всего рынка CRM, а лидером в данном сегменте SaaS останется Salesforce.com.

Объем мирового рынка услуг SaaS в нише корпоративных приложений (млн долл.)

Приложения 2008 2009
Контент, коммуникация, совместная
работа (Content, Communication, Collaboration, CCC)
2143 2 573
Офисные пакеты 56 68
Создание цифрового контента
(Digital Content Creation, DCC)
44 62
CRM 1 872 2 281
ERP 1 176 1 239
SCM 710 826
Другое 387 472
Общий объем рынка бизнес-приложений SaaS 6 388 7 512

Источник: Gartner, 2009

Интересна динамика двух относительно небольших сегментов рынка SaaS - офисных пакетов и инструментов создания контента (DCC). В сфере офисных приложений лидером, по всей вероятности, будет решение Google Apps, но взрывного роста в этой нише не ожидается - Gartner прогнозирует значение этого показателя 21% наравне с более зрелыми и, следовательно, менее динамичными сегментами. Возможно, это объясняется наличием свободно распространяемых альтернатив, таких как OpenOffice.org и IBM Symphony. Зато сегмент DCC вырастет более чем на 40% - решения профессионального уровня в этой сфере отличаются высокой ценой, а заказчики, использующие их в массовых масштабах (например, дизайн-бюро или издательские компании), обычно не относятся к высокомаржинальным бизнесам. В условиях сокращения ИТ-бюджетов компании будут искать более экономичные SaaS-предложения, что, по всей видимости, и отражают данные Gartner.

Наиболее консервативным сегментом SaaS остаются ERP-решения - рост здесь составит, по прогнозам Gartner, лишь 5%. Как и в сфере SCM, проникновение SaaS в системы управления ресурсами предприятия сдерживается сложностью процессов, которые автоматизируют эти решения, и их критической важностью для предприятия. Аналитики Gartner считают, что к 2013 году доля доходов от SaaS в общем объеме ERP-рынка не превысит одного процента. Однако такие подсистемы ERP-решений, как управление персоналом и снабжением, будут более восприимчивы к модели  SaaS: 18% и 30% таких решений будут предоставляться по требованию.

Эти данные согласуются с недавней оценкой состояния рынка SaaS, которую Forrester Research дает на базе опроса американских и европейских ИТ-руководителей, отвечающих за внедрение пакетов бизнес-приложений и имеющих опыт использования SaaS. Наиболее часто модель SaaS реализуется при автоматизации различных процессов продаж, маркетинга, поддержки клиентов, управления персоналом и совместной работы.

Использование ключевых SaaS-решений

Источник: Forrester, State of Enterprise Software, 2009

Как показывает опрос Forrester (в котором учитывалось мнение свыше 1 тыс. ИТ-руководителей и специалистов), в начале 2009 года 11% компаний использовали SaaS, причем часть из них планировала расширять применение этой модели. Еще 5% проводили пилотные проекты, а 24% рассматривали и оценивали SaaS-решения.

Планы ИТ-руководителей и специалистов по использованию SaaS в 2009 г.

Источник: Forrester, State of Enterprise Software, 2009

Этот показатель почти вдвое меньше спрогнозированных аналитиками IDC 76%, однако даже такие данные свидетельствуют о значительном проникновении сервисно-ориентированного подхода на рынок корпоративного ПО.

Доверие к SaaS растет

Реальный успех SaaS на рынке демонстрирует тот факт, что всего за год опасения заказчиков относительно сервисной модели предоставления ПО снизились в два-три раза - это практически небывалая динамика на рынке корпоративного ПО. Изменилась и сама структура отношения заказчиков к SaaS. Если в 2007 г. среди североамериканских и европейских ИТ-руководителей, отвечающих за внедрение пакетов бизнес-приложений и не собирающихся использовать SaaS, в качестве аргументов против SaaS преобладали вопросы интеграции, совокупной стоимости владения, недостаточной кастомизации и безопасности, то уже к концу 2008 г. реальные внедрения развеяли большую часть мифов и опасений. В итоге количество респондентов, указывающих на возможные проблемы интеграции, сократилось в три раза, а на недостаточную "заточенность" под заказчика - в два с половиной раза. Еще более заметные изменения произошли в восприятии ценовых характеристик предложений SaaS: число ИТ-руководителей, считающих ценовые модели SaaS сложными и запутанными, уменьшилось за год в три с половиной раза, а опасения по поводу совокупной стоимости владения SaaS сегодня высказывают в два раза меньше респондентов.

Опасения ИТ-руководителей относительно SaaS

Источник: Forrester Research, 2009

Практические результаты описанных выше настроений заказчиков можно явственно наблюдать, сравнив финансовую отчетность SaaS-вендоров и традиционных поставщиков бизнес-ПО. К концу 2009 года практически все крупные игроки рынка SaaS демонстрировали существенный рост доходов, в первую очередь за счет новых подписок на ПО.

Доход крупных поставщиков SaaS за 3 кв. 2009 г.

Вендоры SaaS Всего Подписка Услуги Другое
Доход, тыс. долл. Рост, % Доход, тыс. долл. Рост, % Доход, тыс. долл. Рост, % Доход, тыс. долл. Рост, %
RightNow 37 498 44,47 27 731 7,00 9 767 н/д 0 0,00
Salesforce.com 330 549 19,55 306 870 21,10 23 679 2,58 0 0,00
Blackboard 98 408 18,44 87 862 18,20 10 546 20,42 0 0,00
Concur 64 815 12,94 62 895 12,94 1 920 3,34 0 0,00
Ultimate Software 48 197 9,76 34 153 27,73 13 792 -8,07 252 -88,40
Taleo 50 736 8,77 44 870 19,75 5 866 -36,08 0 0,00
Netsulte 41 705 3,22 41 705 3,22 0 0,00
Arlba 84 318 -1,42 57 858 13,34 26 460 -23,27 0 0,00

Источник: Insider Associates, 2009

Диаметрально противоположная картина наблюдалась в секторе традиционного корпоративного ПО: у всех крупных игроков, за исключением Lawson и i2, продажи лицензий и профессиональных услуг были в третьем квартале провальными. Ситуацию с общей доходностью традиционных вендоров несколько сглаживают контракты на поддержку систем, но динамика роста в этом сегменте неуклонно снижается.

Доход крупных традиционных поставщиков корпоративного ПО за 3 кв. 2009 г.

Вендоры ПО Всего Лицензии Поддержка Услуги Другое
Доход, млн долл.* Рост, % Доход, млн долл.* Рост, % Доход, млн долл.* Рост, % Доход, млн долл.* Рост, % Доход, млн долл.* Рост, %
JDA Software 95, 859 -2,63 17, 250 -25,04 45, 010 -2,97 30, 852 16,70 2, 747 5,25
IFS 581 (крон) -5,07 90 (крон) -36,62 196 (крон) 12,00 294 (крон) 2,44 1 (крон) -87,50
Deltek 64, 114 -9,63 12, 711 -31,32 31, 648 37,24 19, 737 -32,69 0, 018 -68,97
SAP 2 508 (евро) -10,49 525 евро -31,19 1 333 (евро) 10,35 571 (евро) -23,66 79 (евро) 23,44
Lawson 168, 992 -11,48 25, 935 22,77 85, 430 -4,13 57, 627 -28,58 0 0,00
I2 54, 636 -15,62 15, 217 44,07 18, 413 -44,73 21, 006 63,00 0 0,00
Oracle 1 587, 790 -18,38 317 -4,23 1 052 -7,23 218, 790 -23,35 0 0,00
Manhattan
Assoclates
65, 294 -21,08 11, 360 -17,69 0 0,00 46, 917 -21,83 7, 017 -21,25
Eplcor 98, 576 -27,39 13, 740 -38,67 48, 168 15,74 31, 735 -36,69 4, 933 -77,18

*Доход приводится в долларах, если не указано иное

Источник: Insider Associates, 2009

По итогам 2009 года продажа решений SaaS составит всего 3% общего объема рынка корпоративного ПО, который Gartner оценивает в 222 млрд долл. Однако только этот малый по объему сегмент будет бурно развиваться, в то время как рынок в целом продолжит стагнировать. Поэтому нет сомнений в том, что для оздоровления бизнеса ключевым игрокам рынка корпоративного ПО придется наряду с традиционными моделями развивать и SaaS-подходы.

Любовь Аронова

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS