Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Олег Лещенко

Олег Лещенко:

Пока внедрения SaaS в России больше говорят не об интересе заказчиков, а о возможностях поставщиков

О специфике использования SaaS в авиации рассказал CNews Олег Лещенко, заместитель директора по ИТ SkyExpress.

CNews: Насколько сформировалось предложение SaaS в России к настоящему моменту, на ваш взгляд?

Олег Лещенко: Рынок SaaS очень неоднороден. В некоторых сегментах предложение практически отсутствует как таковое, например, в области информационной безопасности – решений, доступных по SaaS, можно пересчитать по пальцам одной руки. В других сегментах, наоборот, как правило, предлагается только модель SaaS. Например, в авиационной отрасли большинство дистрибутивных информационных систем и систем, обеспечивающих бронирование авиабилетов и управление продажами и доходами, предлагаются только на условиях аренды.

Тем не менее, можно сказать, что интерес к SaaS растет, соответственно растет и предложение, но, к сожалению, пока очень медленными темпами. Большая вина в этом лежит не столько поставщиках, которые готовы предлагать различные схемы приобретения и использования ПО, сколько на заказчиках, многие из которых еще очень осторожно относятся к различным управленческим методологиям.

CNews: Какое ПО российский заказчик хотел бы получать как сервис, по вашему мнению?

Олег Лещенко: Я не хотел бы говорить о конкретных бизнес-приложениях или каких-то группах программного обеспечения, объемах бизнеса или отраслях. Заказчики хотят не просто получить software as a service, не просто внедрить модную методологию, а получить конкретный результат в виде сокращения издержек и времени внедрения или доступа к экспертизе поставщика.

Поэтому, если применение модели SaaS к какому-то типу программного обеспечения даст ощутимую экономию, повысит эффективность производственных процессов, при этом сохранив управляемость и предсказуемость, думаю, любой управленец будет готов если не применить, то хотя бы рассмотреть возможность перевода любого программного обеспечения на модель SaaS.

Если все-таки посмотреть на конкретные системы, то по практике внедрения SaaS распространяется на системы управления персоналом, платежные системы, CRM, хостинговые сервисы, почтовые сервисы, корпоративные порталы. Пока существующие внедрения больше говорят не об интересе заказчиков, а о предложении и возможностях поставщиков, что не одно и тоже.

CNews: Что сдерживает распространение SaaS в России, по вашим наблюдениям?

Олег Лещенко: Как бы странно это ни звучало, распространение сдерживают и поставщики, и потребители. Во многих отраслях решения SaaS отсутствуют в принципе, либо только зарождаются. Разработка и предоставление подобных решений требует от поставщика соответствующих затрат, причем не только финансовых, но и управленческих в первую очередь.

При этом необходимо принимать в расчет, что в условия кризиса не каждый разработчик или интегратор может позволить себе сфокусироваться на стратегических задачах создания новых продуктов и опробирования новых методологий.

Со стороны потребителей также присутствует достаточное количество сдерживающих факторов. В  первую очередь, это опасения относительно безопасности данных, которые передаются на обработку внешнему поставщику; риски, связанные с невозможностью быстрой смены интегратора; сложности в расчете совокупной стоимости владения решением - как по традиционной лицензионной схеме, так и по модели SaaS.

CNews: Какие категории заказчиков в первую очередь ориентированы на использование ПО как сервиса?

Олег Лещенко: Так как основными преимуществами SaaS являются сокращение затрат и использование опыта поставщика, то к этой методологии прибегают те, кто управляют затратными статьями бюджета, те, кто принимают стратегические решения, то есть те, кто “стоят у руля”. Это могут быть не только менеджеры по ИТ, но и финансовые, коммерческие директора.

Если говорить о компаниях, то я бы отметил те компании, которым жизненно важно осуществить внедрение решения максимально быстро и с минимальными первоначальными вложениями. Это так называемые start-up’ы, которым важно начать бизнес как можно скорее, сократив подготовительный этап, состоящий пока только из инвестиций и не приносящий выручки.

Размер организации или отрасль не имеет значения. Конечно же, из общих соображений SaaS должен быть востребован небольшими компаниями, которые не могут позволить себе крупные инвестиции в серьезные и дорогие решения, но которые готовы получить такой же сервис за меньшие деньги. Тем не менее, существует много примеров того, что SaaS находит применение и в компаниях, входящих в Fortune Global 500. Клиентами Salesforce являются, в том числе, достаточно крупные компании. Navitaire (проект Accenture) поставляет на условиях SaaS дистрибутивные системы и системы бронирования авиакомпаниям, которых трудно причислить к малому или среднему бизнесу. Другими словами, любая организация и любой стратегическими мыслящий менеджер будет заинтересован в SaaS.

CNews: Из вашей практики, с какими сложностями приходится сталкиваться в рамках инициатив SaaS?

Олег Лещенко: Принимая решение, достаточно сложно рассчитать совокупную стоимость владения по SaaS. Так как ценообразование основано на объеме предоставляемых услуг, то, анализируя затраты, приходится  полагаться на точность прогнозов по продажам. Единственное, в чем вы можете быть точно уверены – минимальные платежи, которые записаны в контракте SaaS.

Также достаточно сложно оценить риски, связанные с отсутствием альтернативы в выборе интегратора решения. В случае с традиционной лицензионной схемой в цепочке поставки и обслуживания практически всегда присутствует вендор и, что немаловажно, интегратор. В случае возникновения каких-то проблем с интегратором, заказчик может без значительных потерь перейти к другому партнеру вендора.  В случае с SaaS очень часто разработчик решения является одновременно и интегратором, что значительно сокращает свободу действий заказчика.

Значительна стоимость дополнительной разработки. Основной бизнес многих SaaS поставщиков заключается в тиражировании существующего решения, что позволяет заработать на эффекте масштаба. Поэтому любая кастомизация, дополнительная разработка обходится достаточно дорого. В моей практике были случаи, когда поставщик SaaS оценил стоимость разработки в 345$ в час, при этом без гарантий невключения заказанного функционала в стандартные релизы, доступные конкурентам заказчика.

CNews: В чем вы видите реальные преимущества использования SaaS – по сравнению с традиционной моделью потребления программных продуктов?

Олег Лещенко: Преимущества достаточно очевидны. Если говорить об управленческой и финансовой стороне, то это возможность получить доступ к экспертизе и знаниям поставщика, сокращение совокупной стоимости владения, возможность избежать больших первоначальных инвестиций в лицензии, а также оплата услуг в соответствии с их размером.

С операционной точки зрения можно отметить высокую скорость внедрения по сравнению с традиционной моделью и  отсутствие необходимости в создании поддерживающей инфраструктуры. Отсутствие “головной боли”, связанной с необходимостью поддержания работоспособности решения, его обновления и обслуживания также являются очевидными преимуществами SaaS.

Тем не менее, при всех очевидных плюсах, необходимо понимать, что любая управленческая модель является теорией, пока она не применена на практике в условиях конкретной организации, и не получив практического опыта внедрения, невозможно сказать, подходит вам эта модель или нет.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS