Управление городскими службами с помощью ИТ

Плотность процессов, происходящих в городской среде, в среде огромных мегаполисов, увеличивается с каждым годом, что требует всё новых и новых разработок в сфере управления и регулирования этими процессами. Если в России на подобные разработки многие смотрят, как на утопию, то в западных странах уже происходит не только внедрение новых систем управления различными городскими службами, но и улучшение систем, которые успешно функционируют на протяжении достаточно продолжительного времени. Другими словами, Россия и некоторые западные страны находятся на разных этапах интеграции этих систем в повседневную жизнь города.

Электронная мэрия

Эффективность городских служб, конечно же, главная компонента, составляющая общую оценку мероприятий, проводимых этими службами. Тем не менее, доступность городских служб тоже немаловажная составляющая - ведь от того, насколько городская власть приближена к обычному человеку, зависит оперативность работы соответствующих государственных учреждений.

Здесь показателен опыт США, где подобная проблема рассматривается как одна из важных задач на любом законодательном уровне — от конгресса США до региональных и местных органов управления, вследствие чего интеграция информационных технологий и телекоммуникационных систем, упрощающих взаимодействие обычных граждан и органов, отвечающих за работу городских служб, происходит не только в крупных городах, но и в городах с достаточно невысокой численностью населения.




Информационные киоски

Муниципалитет Нью-Йорка начал решать эту задачу следующим образом. В соответствии с распоряжением мэра города Рудольфа Джулиани об облегчении гражданам доступа к громадному комплексу муниципальных служб, городской отдел информационных технологий и телекоммуникаций занялся внедрением во всех пяти районах Нью-Йорка системы простых в использовании электронных информационных киосков под названием «CityAccess». Корпорация ObjectSoft, выступившая в роли одного из основных поставщиков при реализации данного проекта создала развитый интегрированный набор средств, позволяющих людям находить информацию и получать доступ к основным городским службам. Удобный и экономичный пакет Microsoft BackOffice помог создать информационные киоски, обладающие широким набором самых разнообразных функций.

Информационный киоск

Информационный киоск

Источник: kiosk.ru

Интерактивные киоски открыли гражданам доступ к информации и услугам девяти муниципальных ведомств — от наведения справок о разрешении на строительство и уплаты штрафа за неправильную парковку до получения лицензии на содержание собаки и копии свидетельства о рождении. Такая система стала позволять людям избежать обычной для большого города бюрократической волокиты, избавляя их от необходимости звонить по телефону, отпрашиваться с работы и высиживать очереди в приемных. Есть в киосках и сведения общего характера: магазины, маршруты городского транспорта, часы работы музеев, церквей, библиотек и других общественных заведений.

В рамках муниципального контракта компания ObjectSoft осуществляет сбор информации, поступающей от киосков, и заносит ее в базу данных Microsoft Access. Когда информация накапливается в достаточном количестве, она переносится в базу данных и передается городским властям, которые могут использовать ее для анализа тенденций и статистики.

Городские службы в режиме 24×7

Другой пример — это Миннеаполис, население которого насчитывает около 380 тыс. жителей. Стремясь улучшить обслуживание граждан, директор мэрии по информационным технологиям принял решение обеспечить интернет-доступ к большинству городских служб. Используя существовавшую инфрастуктуру, группа по архитектуре департамента информационных технологий и служб не могла решить эту задачу: многие из существовавших на тот момент серверов были не в состоянии поддерживать достаточно высокий уровень доступности, чтобы предоставить гражданам надежный доступ в режиме 24?7 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю). Департамент не мог позволить себе круглосуточные дежурства персонала, поэтому необходимого уровня доступности следовало добиваться с помощью технологических решений. Кроме того, группа искала пути сокращения нагрузки, связанной с управлением такой обширной вычислительной средой.

Чтобы добиться этих целей, мэрия решила объединить функции нескольких Windows-серверов на 32-процессорной системе Unisys e-@ction Enterprise Server ES7000 с операционной системой Windows 2000 Datacenter Server. Благодаря Windows 2000 Datacenter Server и Unisys ES7000 появилась возможность провести масштабирование вверх и объединить на одной машине функции 18 серверов: 6 серверов SQL Server, 4 серверов Exchange и 8 веб-серверов, что не только резко сократило административную нагрузку, но и обеспечило уровень доступности, который был бы недостижим при использовании отдельных серверов.

Ещё одним немаловажным аспектом стало значительное уменьшение расходов администрации города, что стало возможным благодаря сокращению числа системных администраторов, уменьшению рабочих площадей им стоимости аренды и использованию меньшего числа линий электропередачи.

Системы навигации для городских транспортных служб и управление городским движением

Многие городские службы непосредственно связаны с транспортом, поэтому для увеличения эффективности их действий получают широкое развитие системы диспетчерского управления и контроля транспортных средств — Automatic Vehicle Location (AVL) и системы навигации и телематики.

Системы диспетчерского управления и контроля транспортных средств предназначены для обеспечения оперативного контроля и управления транспортным парком предприятия или компании. На транспортные средства устанавливается бортовой комплект, с помощью которого осуществляется определение текущих координат, скорости, курса, сбор информации о состоянии датчиков. Все это обрабатывается специальным образом и затем передается на диспетчерский центр, который представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для решения задач контроля, управления и анализа. Для обеспечения высокой надежности в качестве операционных систем применяются UNIX или Windows NT. На диспетчерском центре принятая информация помещается в базу данных, а также отображается на электронной карте местности. Таким образом, оператор центра имеет возможность визуально контролировать местонахождение подчиненных транспортных средств, их состояние (по информации датчиков), а информация базы данных используется для анализа и генерации необходимых документов.

ГИС Зеленоград

ГИС Зеленоград

Источник: ГНПК «Проект «Электронный округ» — инструмент эффективной реализации
городской целевой программы «Электронная Москва», 20061

Разработки систем навигации и телематики актуальны как для городской службы общественного транспорта, так и для служб скорой помощи и службы спасения. Система основывается на двух технологиях: передачи информации через сотовые сети стандарта GSM и глобального позиционирования с помощью орбитальной спутниковой группировки GPS. В абонентском оборудовании комбинируется приемник GPS и приемо-передатчик GSM. Контроллер обработает информацию и передаст координаты о местоположении хозяина терминала. Диспетчер в реальном времени сможет следить за перемещениями машин скорой помощи, службы спасения и давать соответствующие координирующие указания.

Как бы ни была хороша спутниковая система навигации и позиционирования GPS, и у нее есть свои минусы. Во-первых, ощутимая для многих цена оборудования, а во-вторых — нестабильная работа в городах, где высокие здания нередко блокируют спутниковые сигналы. Понятно, что в городах и внутри крупных урбанистических сооружений, вроде гипермаркетов с квадратными километрами торговых площадей, идеальным дополнением к GPS могла бы стать технология, устойчиво работающая в подобных условиях и при этом недорогая. Именно такими свойствами обладают беспроводные близкодействующие сети Wi-Fi, а потому на их основе создана «городская» система позиционирования Place Lab.    В системе Place Lab поддерживается база данных, устанавливающая соответствие между сетевым адресом точки доступа Wi-Fi и ее географическим положением. К настоящему времени в базу занесены более 26 тысяч точек на территории США и Великобритании. Оценивая мощность сигнала по крайней мере от трех базовых станций, система Place Lab методом триангуляции определяет местоположение пользователя.

Поскольку нынешние темпы роста беспроводных сетей и внедрения технологии Wi-Fi в карманные компьютеры, сотовые телефоны и ноутбуки значительно опережают рост числа приемников GPS, разработчики Place Lab считают, что в городах их технология может стать недорогой и вполне приемлемой альтернативой спутниковой навигации. Причем не только для рядовых пользователей, но и для городских служб спасения. Пока что, правда, по точности позиционирования Place Lab уступает GPS, в среднем определяя координаты с погрешностью 20–30 метров. Однако по мере увеличения плотности покрытия городов хот-спотами точность Place Lab будет постепенно возрастать. Кроме того, для конкретных районов имеются возможности и более точного позиционирования, сравнимого с GPS, когда в дело вступают алгоритмы, принимающие в расчет высоту точек доступа над землей и особенности окружающей застройки. Разработчики уже испытали Place Lab в Беркли, Сан-Диего, Сиэтле, на Манхэттене, а также в нескольких регионах Англии. Для работы системы не нужно никакого дополнительного оборудования, кроме стандартного WiFi-модуля.

Ещё одной проблемой, связанной с обеспечением необходимых условий для нормального функционирования городского движения, являются светофоры. Так, например, в австралийских городах внедряется система управления светофорами через линии ADSL. В настоящее время управление осуществляется по специальным кабельным системам, связывающим светофоры с управляющими компьютерами, которые, в свою очередь, подключены к единому транспортному центру, расположенному в Сиднее. Главным минусом подобного способа управления, несмотря на его эффективность, была его дороговизна и сложность в развёртывании и эксплуатации, что привело к разработке более дешёвой и простой модели управления, которая подразумевает подразумевает подключение светофора к линии ADSL или даже к выделенному Dial-Up каналу.

Новые технологии на службе в полиции

В городе Фресно, штат Калифорния, корпорация IBM разворачивает систему связи в экстренных ситуациях для местных патрульных полицейских, ею же и спроектированную.

Система, которая будет принадлежать городу и эксплуатироваться им, позволит полицейским отсылать и принимать тексты, фотографии и потоковое видео с помощью бортовых компьютеров автомобилей и карманных коммуникационных устройств. Кроме того, система позволит реализовать «видеопатрулирование».

Патрульные полицейские и полицейские участки смогут общаться при ликвидации автомобильных пробок, патрулировании улиц, проведении уголовных расследований и обходе зданий и прилегающих территорий. Городские власти также рассчитывают, что система позволит полицейским «выписывать» электронные штрафные квитанции за превышение скорости и за другие нарушения правил.

Коммуникационная сеть будет использовать средства микроволновой радиосвязи, разработка которых финансируется грантом Министерства юстиции США по программе Community Oriented Policing Services (COPS). Микроволновая сеть сможет служить общерегиональной коммуникационной инфраструктурой для правоохранительных органов города, штата и страны, которые в настоящее время используют несовместимые коммуникационные системы.

Компьютерные терминалы будут установлены в 250 патрульных полицейских машинах Фресно. В будущем город планирует реализовать такие же возможности на полицейских мотоциклах, машинах полицейских детективов и полицейских вертолетах. Бортовые системы смогут обмениваться информацией с карманными устройствами и с полицейскими участками.

В настоящее время патрульные машины полицейского управления Фресно оборудованы системами передачи данных, работающими на частоте 800 МГц. Эти системы не поддерживают возможность шифрования и очень медленно обрабатывают данные новых типов, например, видео. Новая система рассчитана на передачу и прием со скоростью 100000 бит/с, которая вполне достаточна для работы с видеоинформацией. В основе описываемого решения лежит продукт IBM Web Sphere Everyplace Connection Manager. Это ПО оптимизирует использование пропускной способности, обеспечивает межсетевой роуминг и шифрование данных, а также объединяет в единое решение сети, серверное оборудование, операционные системы пользовательских устройств и мобильные протоколы безопасности.

Тимур Левченко / CNews


1 Выступление ЭРМА СОФТ Менеджмент

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS