Обзор подготовлен

версия для печати
Российскому ритейлу не до инноваций

Российскому ритейлу не до инноваций

Инновации – очень модное сегодня слово. Однако во многих отраслях, в том числе и в ритейле, оно никак не хочет превращаться во что-либо материальное. Стоит ли ждать перемен в ближайшем будущем?

Тема инноваций в ритейле обсуждается уже не первый год. В числе самых перспективных технологий такого рода - кассы самообслуживания Self Checkout, технологии радиочастотной идентификации (RFID), бесконтактные системы оплаты покупок по технологии NFC, а также виртуальные примерочные, "умные" системы лояльности, интерактивные экраны; приложения для смартфонов, заменяющие покупателю карту лояльности, специальные насадки на смартфоны, которые позволяют использовать их как POS-терминал, "умные" тележки покупателей, электронные ценники и многое другое.

В качестве примера для подражания неизменно приводится открытый Metro Group в немецком городе Рейнберг супермаркет Real, более известный как Future Store. При этом утверждается, что западные продавцы активно внедряют у себя если не всего его составляющие, то кассы самообслуживания, "убийцы очередей" и RFID как минимум. Однако на деле это не всегда так.

Российский Future Store

В извечном соревновании России и Запада наша страна не хочет быть отстающей. В сентябре 2010 г. компании X5 Retail Group и АФК "Система" совместно с госкорпорацией "Роснано" объявили о том, что в 2012 г. откроют первый магазин без кассиров. В октябре 2011 г. "магазин будущего" показали в Москве на IV международном форуме по нанотехнологиям Rusnanotech 2011.

Все товары на стенде Future Store были отмаркированы RFID метками. Для их покупки можно было воспользоваться баллами программы лояльности сети "Перекресток", входящей в Х5, картами бесконтактной оплаты и мобильным телефоном с поддержкой технологии NFC, что с успехом и проделал президент Дмитрий Медведев.

На форуме было объявлено, что все оборудование для “магазина будущего” в настоящее время тестируется на базе московского "Перекрестка" возле станции метро "Пражская". Принять участие в тестировании могут только сотрудники X5 Retail Group, которые уже окрестили новый проект "ПеПяКа" (от слов "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель"). Полноценно работающий магазин планировалось запустить к сентябрю 2012 г. после завершения интеграции программы, считывающей RFID-метки, с ERP-системой X5. Оплата товаров в нем будет производиться банковскими картами и бесконтактным способом при помощи NFC-технологии.

В 2013 г. должен появиться "магазин будущего" на базе "Зеленого Перекрестка" в Москве. "Проект не имеет аналогов в мире", - заверили в "Роснано". Инвестиции в проект "магазина будущего" со стороны всех трех сторон, его разрабатывающих, составят 350 млн руб. в течение 2 лет.

Автоматическая считывающая ячейка для корзины с продуктами в "Магазине будущего"

Однако уже в марте 2012 г. появились сообщения о том, что московский "магазин будущего" откроется для посетителей не раньше 2016 г. Это связано с рядом технологических проблем, в частности, возникающих при считывании RFID меток с фольги и  алюминиевых банок.

Стоит заметить, что ритейлеры уже пытались внедрять отдельные элементы Future Store в российских магазинах. Например, в магазинах "Наша Радуга" сети "Ашан" в Пензе и Калуге, а также в гипермаркете "Ашан-Сити" в Новосибирске установлены кассы Self Checkout. Правда, полностью отказаться от работающих на них сотрудников не удалось – на смену кассирам пришли сканировщики, помогающие покупателям и заодно контролирующие правильность оплаты покупок.

"Магазины будущего" экономически неэффективны

В целом пока "магазины будущего" не слишком торопятся стать нам ближе. Хотелось бы понять, почему.

Один из главных факторов – высокая стоимость первоначальных вложений в переоборудование магазинов и неясная до конца перспектива возврата инвестиций. "Я уже 7 лет езжу по различным европейским и американским выставкам и могу сказать, что за это время решения на базе Self-Checkout, RFID  и т.д. практически не изменились ни с точки зрения стоимости, ни с точки зрения технологий, - говорит Сергей Перетокин, директор московского филиала "Кристалл Сервис". - И говорят о том, что это здорово, как мне кажется, в дань моде и в отсутствие действительно прорывных решений".

"В основе принятия решения о внедрении каких бы то ни было инноваций лежит экономика,  - комментирует Денис Макаревич, генеральный директор авторизованного сервисного центра "Никсдорф" компании "Сервис Плюс". - Кассы самообслуживания – достаточно дорогое решение, и я не вижу экономической целесообразности их использования. Ведь даже там, где они внедрены, у каждой кассы стоит человек, который помогает сканировать товары и контролирует покупателей".

"Внедрение Self-Checkout влечет за собой риск возникновения убытков, - продолжает Алексей Лаврухин, руководитель управления POS-решений компании "Атол". - Недавно в Великобритании была проведена проверка соответствия оплаты покупателями товаров через систему Self-Checkout и товаров, реально находящихся в пакетах покупателей при выходе из супермаркета. Как выяснилось, очень часто покупатели "забывали" оплачивать дорогой алкоголь и продукты питания. Поэтому внедрение подобных систем может быть экономически оправдано в странах с низким уровнем воровства, например, в Арабских Эмиратах. Россия, к сожалению, к таким странам не относится".

"Что касается технологий RFID, то здесь ключевую роль играет цена метки. До тех пор, пока она не станет сравнимой со стоимостью этикетки со штрих-кодом, ее не будут применять, - продолжает Денис Макаревич. - Кроме того, RFID удобно использовать для проверки. Например, если мы знаем, что в вагоне должно быть 60 коробок с товаром, нам удобно уточнить это с помощью RFID. А если покупатель в магазине положил товар в корзину, оторвав часть меток, а затем оплатил лишь то, с чего автоматически считалась информация, мы не сможем его остановить".

Кроме дороговизны устройств, комплектующих и расходных материалов и неопределенности эффекта от их внедрения, по словам Сергея Перетокина, существует еще один важный фактор - само внедрение, во всяком случае, сейчас и в России, влечет за собой изменение текущих бизнес-процессов, проблемы с инкассацией, логистикой и маркировкой, решение некоторых законодательных проблем и т. п.

Наиболее перспективными в настоящее время, по мнению Дениса Макаревича, являются электронные ценники. А Сергей Перетокин добавляет к этому списку сканирующие туннели.

Россияне не готовы к инновациям

Кроме сугубо экономических проблем внедрения инноваций, существуют еще и проблемы ментальные. В частности, большинство предлагаемых решений ориентировано на работу с безналичными платежами. Однако россияне в массе своей до сих пор относятся к банковским картам с подозрением и используют их исключительно для того, чтобы снимать в банкомате поступившие деньги, а потом расплачиваться наличными.

Немногие из них готовы и к тому, чтобы "умные" системы лояльности обрабатывали множество данных о них и их близких с тем, чтобы потом делать индивидуальные предложения. Более того, организация такой обработки -  достаточно хлопотное дело и для ритейлера в связи с принятием 152 ФЗ.

Не слишком доверяют наши сограждане и новой технике вообще, предпочитая общаться с живым человеком, а не с бездушным аппаратом. "В Москве существуют магазины премиум-сегмента, которые могли бы позволить себе внедрить такие решения, например, "Азбука вкуса". Но у них совсем другая концепция бизнеса – там именно продавцы окружают заботой посетителя, помогают ему", - комментирует Денис Макаревич.

Не готовы к радикальным изменениям и владельцы супермаркетов. Во-первых, до самого последнего времени на российском рынке ритейла отсутствовала жесткая конкуренция, а вместе с ней и необходимость бороться за покупателя. Причина проста – ведь, по данным Nielsen, в настоящее время в Европе на 1000 жителей приходится 14 гипермаркетов и 182 супермаркета, а в России – 2 и 43 соответственно. Во-вторых, стремясь снизить затраты на персонал, магазины частенько принимают на работу людей малокомпетентных, а это существенно снижает эффективность внедрения новых технологий. В-третьих, инфраструктура не позволяет развивать технологии в магазинах, расположенных за пределами крупных городов. А рынок ритейла сейчас растет именно туда.

Куда движется рынок?

"Данные системы не получат распространения в России как минимум в ближайшие 3-5 лет. В течение этого времени существенно вырастет уровень компьютерной грамотности населения, что позволит покупателям перебороть страх общения с непонятной машиной и в дальнейшем более свободно использовать такие системы", - резюмирует Алексей Лаврухин.

В каком направлении, в таком случае, будет развиваться российский ритейл сегодня? По мнению экспертов, в сложившихся условиях более актуально заняться оптимизацией бизнес-процессов внутри магазина.

"На наш взгляд инновационные решения в ближайшем будущем будут лежать не в разработке нового оборудования и подобных технологий (хотя без них никуда), а в изменениях технологических процессов внутри магазина, сети, - говорит Сергей Перетокин. - Есть ощущение, что подобная модернизация технологических процессов сможет привести к такому же прорыву в ритейле, как, в свое время, переход от прилавочной торговли к самообслуживанию".

Согласен с ним и Денис Макаревич: "Есть более актуальные задачи – наладить работу касс, обеспечить выкладку товаров и многое другое. А это, во многом, достигается просто грамотной организацией работы персонала".

Наталья Рудычева /CNews Analyitcs

Алексей Лаврухин

Алексей Лаврухин:

Планшетные компьютеры в роли касс - вполне реальный сценарий

Как будет развиваться российский рынок оборудования и программного обеспечения для ритейла? Свое мнение об этом высказал в интервью CNews Алексей Лаврухин, руководитель управления POS-решений компании "Атол".

CNews: Мировой ритейл идет по пути внедрения инноваций. Как вы оцениваете перспективы распространения в России таких решений, как Self-Checkout и т п.

Алексей Лаврухин: На мой взгляд, для российского рынка системы Self-Checkout довольно специфичны. И это обусловлено рядом причин.

Во-первых, низкая окупаемость подобных систем. Как правило, рядом с системой Self-Checkout должен стоять человек, который будет объяснять покупателям, как пользоваться этой системой (как, например, в банках). Для владельцев торговых точек в России выплата заработной платы одному кассиру выгодней, чем покупка дорогостоящей системы самообслуживания и выплата зарплаты персоналу, который будет ее обслуживать.

Во-вторых, риск возникновения убытков. Недавно в Великобритании была проведена проверка соответствия оплаты покупателями товаров через систему Self-Checkout и товаров, реально находящихся в пакетах покупателей при выходе из супермаркета. Как выяснилось, очень часто покупатели "забывали" оплачивать дорогой алкоголь и продукты питания. Поэтому внедрение подобных систем может быть экономически оправдано в странах с низким уровнем воровства, например в Арабских Эмиратах. Россия, к сожалению, к таким странам не относится.

В-третьих, низкий уровень компьютерной грамотности большинства потребителей и предпочтение общаться с живым человеком, кассиром, нежели чем с непонятным аппаратом.

Один проект с использованием данных систем в России уже был реализован, и в итоге там пришлось на выходе поставить сотрудников, которые проверяли чеки покупателей и, по сути, по второму разу сканировали товар.

Данные системы не получат распространения в России в ближайшие 3-5 лет. В течение этого времени существенно вырастет уровень компьютерной грамотности населения, что позволит покупателям перебороть страх общения с непонятной машиной и в дальнейшем более свободно использовать такие системы.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS