Обозрение подготовлено

версия для печати
Сектор SCM готовится опередить рынок бизнес-приложений

Сектор SCM готовится опередить рынок бизнес-приложений

Похоже, на ближайшие годы концепции Supply Chain Management суждено оставаться «модной». Глобализация компаний, повсеместный перевод производства в Китай, Индию и другие развивающиеся страны, борьба за сокращение издержек на фоне растущей конкуренции и, как следствие, потребность в быстро развертываемых и приносящих скорый экономический эффект информационных системах привели к тому, что за последние годы стратегия развития бизнеса стала неотделимой от стратегии развития его цепочки поставок.

Развитие Supply Chain Management наиболее заметно в активно растущих и стремительно консолидирующихся отраслях, таких как розничная торговля и дистрибуция, производство потребительских товаров (FMCG), автомобилестроение и металлургия. То есть там, где особо важна роль планирования при снабжении, минимизация логистических затрат, четкий контроль себестоимости продукции и каналов сбыта.

Все это подогревает интерес к методологии и к решениям по управлению цепочками поставок (Supply Chain Management). По мнению аналитиков ARC Advisory Group, в ближайшие 3-4 года рынок систем для управления цепочками поставок будет ежегодно расти почти на 10%, что примерно в полтора раза превышает прогноз по росту всего рынка ИТ-систем управления бизнесом. И хотя рынок SCM-решений остается достаточно фрагментированным (по информации той же ARC Advisory Group, на мировом рынке представлено около 250 поставщиков решений этого класса), количество лидеров — таких, как i2 Techologies, SAP, Manhattan Associates, Red Prairie, Logility, Infor, Oracle и JDA Software Group - практически не меняется.

Необходимо отметить, что среди них есть как поставщики специализированных SCM-решений с фундаментальной глубиной функционала и богатой «вертикальной» экспертизой в конкретных ключевых отраслях — исторически претендующих на звание «лучших в своем классе» (best-of-breed), так и традиционные поставщики ERP-систем, самостоятельно развившие SCM-функционал или приобретшие готовые best-of-breed решения в результате поглощений специализированных вендоров. Консолидационные процессы в этой отрасли,  по всей видимости, будут еще больше ускоряться. Возможно, еще до конца года появится информация об очередных громких поглощениях, подобных сделкам Oracle и Retek или JDA Software Group и Manugistics.

Что такое Supply Chain Management

Для того, чтобы понять направления развития SCM-систем и их роль и место в ИТ и в бизнесе, надо сначала, как ни это ни парадоксально звучит, забыть о том, что Supply Chain Management — это программные продукты. В первую очередь управление цепочкой поставок — это концепция управления бизнесом как единой цепочкой взаимосвязанных обьектов, материальных и информационных потоков предприятия, его поставщиков, дистрибьюторов и клиентов. В каждом звене этой сложной цепи неизбежны потери времени, ресурсов, денег (например из-за несогласованного и неточного планирования производства, хранения избыточных запасов и нерациональной доставки). В отличие от ERP-систем, в основе логики SCM-решений заложены технологии минимизации этих издержек, повышения производительности труда и скорости доставки товара, а главное — синхронизации управления связанными бизнес-процессами всех звеньев этой цепочки.

Традиционно SCM-системы разделяют на системы планирования (Supply Chain Planning, SCP) и системы управления (Supply Chain Execution, SCE). SCP-системы позволяют рассчитать оптимальную структуру цепочки поставок (Supply Chain Network Design), а также обеспечивают комплексное планирование всей цепи спроса (Demand Planning) и управление запасами (Inventory Management), с одновременным учетом ресурсных ограничений производства и логистики, по всей цепочке поставок. С помощью SCE-систем, приобретающих все большую популярность, осуществляется планирование и управление снабжением (SRM), хранением (WMS) и транспортировкой (TMS).

SCM как SaaS

Благодаря стремительной динамике рынка SCM, системы управления цепочек поставок развиваются так же быстро и инновационно. Одним из трендов является массово анонсируемый SCM-вендорами (хотя и не так часто реализуемый в реальных решениях) переход на сервис-ориентированную архитектуру (SOA), что теоретически позволяет заказчикам работать только с тем набором функциональности, который нужен для решения конкретных задач. То есть использовать SCM «по требованию», а не инсталлировать всю «карту» различных SCM-решений со множеством часто избыточных функций. Внедрение SCM по модели «программное обеспечение как услуга» (SaaS) может дать компаниям такие преимущества, как быстрота внедрения, более легкая адаптация, а также возможность охватить «сквозные» и «перекрывающиеся» бизнес-процессы, проходящие через несколько корпоративных информационных систем. В последнем случае SCM-приложения «по требованию» будут использоваться для замены или расширения возможностей традиционных SCM-систем по отдельным ключевым бизнес-процессам, в особенности тем, которые требуют взаимодействия с поставщиками и клиентами.

Изменяется не только структура. Сегодня SCM-решения начинают охватывать гораздо более широкий спектр задач, чем традиционный функционал, относящийся к управлению однонаправленной цепи поставок: от поставщика (производителя) - к потребителю. В современных SCM-решениях необходимо оптимальное и синхронизированное планирование товародвижения в обоих направлениях: готовой продукции от поставщика к потребителю и бракованной (ремонтируемой, отозванной или возвращенной) продукции от потребителя обратно к поставщику, розничному продавцу или дистрибьютору. Основные функциональные области и процессы возвратной цепочки поставок, хотя и включают в себя те же магазины, склады и производства, очень сильно отличаются от аналогичного функционала, поддерживающего процессы «прямой», или «традиционной» SCM. Поэтому компании, вынужденные часто иметь дело с возвратами (сотовые операторы, продавцы электроники, производители одежды) выделяют управление возвратами и сервисное обслуживание в отдельное направление бизнеса (приносящее компаниям, правильно организующим цепочку возвратов, до 40% доходов). Коммерческие возвраты, широко практикуемые на Западе и активно осваиваемые потребителями у нас, заставит отечественные розничные компании срочно «расшивать» процессы хранения, перевозки, пополнения запасов «в обе стороны», то есть с учетом возвращаемых товаров.

От push к pull стратегии

Наконец, еще одна «ключевая» тенденция развития SCM — переход от «выталкивающей» (push) стратегии управления цепочками поставок к «вытягивающей» (pull) стратегии — призвана изменить концептуальные основы традиционных SCM-решений. Большинство современных систем этого класса основаны на push-стратегии максимизации «проходимости» существующих каналов дистрибуции и минимизации производственно-логистических затрат по доставке товара потребителю. При этом алгоритм оптимального планирования подразумевает, что если компания стремится повысить уровень сервиса (например, минимизировать отсутствие товаров), то она автоматически должна мириться с некоторым повышением расходов на содержание запасов, или с более частой транспортировкой. Задача оптимизации цепочки поставок - найти комфортный «минимум» повышения уровня сервиса.

Однако концепция управления цепочками поставок, основанная на pull-стратегии, оспаривает это, казалось бы, очевидное утверждение. Эффективно организованные цепочки поставок способны одновременно повышать уровень сервиса и сокращать производственно-логистические расходы. Если раньше компании строили цепочки поставок, исходя из себестоимости и графиков производства, то массовый аутсорсинг производства на фабриках в Китае привел к осознанию того, что, что сокращение товарных запасов и своевременность доставки товара не менее важны, чем сокращение себестоимости его производства. Чтобы конкурировать на рынке, компаниям сегодня приходится принимать во внимание уровень обслуживания и правильное прогнозирование спроса покупателей. В SCM-системах нового поколения, таким образом, акцент будет направлен в первую очередь на прогнозирование спроса и выстраивание эффективной цепочки поставок через «обратное распространение» требований спроса вниз по цепочке стоимости: от сбыта — через логистику — к производству.

Кстати, примечательно, что пока у нас не утихают споры о том, насколько концепция управления цепочками поставок применима для бескрайних и малоосвоенных российских просторов, в США интенсивно работают над моделированием цепочек поставок в еще более бескрайнем и неосвоенном космосе. Исследовательская команда в Массачусетском технологическом институте (MIT) разработала программу SpaceNet, позволяющую моделировать межпланетные цепочки поставок. В существующей версии 1.3 модели могут включать Землю, Луну и Марс.

Вардан Гаспарян

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS