Обозрение подготовлено

версия для печати
Телеком 2008: бизнес решил сэкономить на связи

Телеком 2008: бизнес решил сэкономить на связи

В 2008 году российский телекоммуникационный рынок сохранил положительную динамику, но она оказалась самой низкой за последние годы. 2009 год не предвещает в этом плане ничего хорошего – как показали результаты "кризисных" месяцев, российский корпоративный и частный сектор стали экономить на связи.

По словам главы Минкомсвязи, доходы сектора телекоммуникаций опережают доходы нефтяной отрасли в масштабах мира. Российский телеком-рынок пока неплохо переносит кризис. По мнению игроков, услуги связи – одна из самых последних статей расхода, от которых откажется российский потребитель.

Считается, что услуги связи, наряду с едой, одеждой и жильем, стали базовой потребностью человека. Однако в трудные времена частные лица и организации задумываются об экономии на всех статьях своих расходов, в том числе и на связи. В 2008 году отечественный рынок услуг связи показал положительную динамику, но самую низкую за последние несколько лет. При этом следует учесть, что кризис разразился во второй половине 2008 года; к тому же, не следует пренебрегать таким явлением как инерционность (требуется некоторое время, чтобы осознать факт кризиса и принять решение о сокращении расходов). Поэтому влияние кризиса на экономические итоги года в области связи было относительно невелико. В 2009 году вряд ли стоит надеяться на увеличение динамики рынка. 

Объем и структура рынка

По предварительным данным Росстата, доходы от услуг связи в 2008 году составили 1223,7 млрд руб. и по сравнению с 2007 годом увеличились, в сопоставимой оценке, на 11,9% (на 18,1% в натуральном выражении).

Российский рынок услуг связи

Источники: CNews Analytics, Минкомсвязи РФ, Росстат, 2009

Наибольший интерес представляют результаты последних месяцев 2009 г. По данным Russian Telecoms, октябрь 2008 г. стал последним удачным месяцем для предприятий связи. В ноябре общий спад по сравнению с октябрем составил 1%. При этом больше всего пострадал рынок столицы, который "просел" на 4% (в октябре он вырос на 10%).

Динамика выручки от услуг связи в России, 4 кв. 2009*

* - по отношению к предыдущему месяцу

Источник: Russian Telecoms, 2009

 

В декабре ситуация на рынке услуг связи для частных пользователей продолжала усугубляться, и московские предприятия связи получили от населения на 8% меньше доходов, чем в ноябре, а общий спад в последний месяц 2008 года по России составил рекордные 3%.

Динамика выручки от услуг связи для населения в России, 4 кв. 2009*

* - по отношению к предыдущему месяцу

Источник: Russian Telecoms, 2009

 

В структуре доходов (она существенно не изменилась) по-прежнему доминирует подвижная электросвязь (44,5%), которая практически полностью представлена сотовой связью. Далее следуют услуги по присоединению и пропуску трафика (13,5%), местная телефонная связь и услуги таксофонов (11,3%), междугородная и международная телефонная связь (10,2%) и документальная электросвязь (9%).

Структура российского рынка связи

* - в эту категорию входят радиосвязь, радиовещание, телевидение, спутниковая связь и проводное вещание и услуги радиочастотных центров

Источники: CNews Analytics, Росстат, 2009

Быстрее остальных и всего рынка росли такие сегменты как подвижная электросвязь (+16,6% в сопоставимой оценке), услуги по присоединению и пропуску трафика (+16,2%) и документальная электросвязь (+13,9%). В аутсайдерах по темпам роста оказалась местная телефонная связь и услуги таксофонов (+0,8%).

Местная связь

Представители операторов фиксированной связи считают, что для россиян расходы на телефон – последние в списке на сокращение в условиях кризиса, и они составляют незначительную долю в потребительской корзине. Напомним, что весной 2009 года телефонисты повысили тарифы на местную связь, по-видимому, надеясь тем самым застраховаться от дальнейшей стагнации доходов. Однако этот шаг может спровоцировать обратный эффект – переход части подписчиков на безлимитный тариф на более низкие тарифы (комбинированный и повременной) с более активным пользованием сотовой связью (появление ряда новых демпинговых предложений сотовых операторов будет тому способствовать) и альтернативными голосовыми сервисами (Skype, SIPNET и др.). Впрочем, такой сценарий возможен лишь в случае заметного усиления кризисных явлений, когда доля расходов на связь станет значительно выше сегодняшних показателей. В настоящее время ARPU сотовой связи в России находится в среднем на уровне $10; примерно столько же составляют ежемесячные расходы россиян в расчете на одну телефонную линию.

Операторы местной связи пока спокойны. Они, в частности, считают, что в условиях кризиса фиксированная связь снова становится фаворитом, опровергая все прогнозы о своей скорой кончине. Более того, в конце прошлого года в МГТС, например, был зафиксирован "значительный рост спроса на установку фиксированных телефонов". Всего в 2008 году было удовлетворено 1,1 млн заявок по установке телефонов, а число заявлений на установку квартирного телефона на 1 января 2009 г. составило 602,3 тыс.

Наиболее вероятный прогноз динамики рынка местной связи – небольшой рост (в целом ниже темпов роста всего рынка) на уровне нескольких процентов в рамках установленных тарифов.

Сотовая связь

По данным ряда исследований ("Комкон", "Ромир") и по признаниям самих операторов сотовой связи, весной 2009 г. значительная часть россиян (36% экономически активного населения крупных городов, по данным "Комкон") сократила свои затраты на мобильные разговоры. Эти не значит, что расходы на сотовую связь упали на треть, однако отражает сам факт осознания необходимости экономии. При этом полностью перестал пользоваться мобильной связью только 1% участников опроса "Комкона", а в Москве таких не оказалось.

По словам операторов сотовой связи, абоненты, в первую очередь, сокращают расходы на дорогие услуги (роуминг, междугородную и международную связь), больше звонят внутри сети, переходят на тарифы с низкой стоимостью внутрисетевых звонков. Мобильные операторы стараются сохранить абонентскую базу за счет антикризисных предложений и использования модели MVNO. При этом ARPU имеет тенденцию к снижению (по итогам 4 квартала 2008 года падение этого показателя в рублевом эквиваленте у МТС и "Мегафона" составило, соответственно, 8% и 2,3%).

Сегмент мобильной связи, по мнению большинства его игроков, ожидает "некоторый спад". Однако в любом случае ситуация на этом рынке существенно более привлекательная, чем в сегменте фиксированной телефонии.

Интернет

Число домашних пользователей интернета в России продолжает расти, свидетельствует новое исследование Фонда Общественное Мнение (ФОМ). Согласно новым данным, среди горожан старше 12-ти лет ежесуточно в интернет выходит почти четверть (23% или 21,5 млн человек), раз в неделю – 35% (31,9 млн человек), раз в месяц – 40% (37,4 млн). Полугодовая аудитория составляет 40,3 млн человек (44%). С 23% до 19% понизилось число интернет-пользователей, не имеющих домашнего интернета. На 5% больше (уже 56%) пользователей подключены к широкополосному каналу.

Что касается перспектив дальнейшего проникновения интернета, то только около 8% потенциальной аудитории планируют в течение года начать им пользоваться. Главным препятствием в данном случае оказываются финансовые проблемы, на них ссылаются 41% опрошенных. Основной причиной нежелания пользоваться интернетом оказывается отсутствие такой необходимости и восприятие Сети как чего-то, без чего вполне можно обойтись (52% среди тех, у кого нет желания пользоваться интернетом).

Российские телекоммуникации продолжают рост, хоть и не такой бурный, как в прежние времена. В условиях кризиса выживут только эффективные компании, а те, которые гнались за абонентской базой и долей рынка, но при этом не смогли выйти на операционную прибыль до кризиса, скорее всего, теперь не смогут выйти в прибыль никогда. Как считают некоторые эксперты, в условиях кризиса ликвидности единственный выход для них – это объединение с более сильными игроками. Поэтому в 2009 году можно ожидать новый всплеск активности на рынке слияний и поглощений.  

Основным из путей выживания в период кризиса операторы видят повышение эффективности своей деятельности. Один из способов снижения и оптимизации издержек – увольнения "избыточных" сотрудников и снижение заработных плат (в том числе топ-менеджеров), а также повышение производительности труда. Не секрет, что сегодня в большинстве российских телекоммуникационных компаний, особенно в МРК "Связьинвеста", уровень производительности труда значительно ниже, чем в других странах с развитым телекоммуникационным рынком.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS