Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

В российской рознице нет единых стандартов автоматизации

В российской рознице нет единых стандартов автоматизацииВ условиях выхода на российский рынок крупных западных игроков, привлечения масштабных инвестиций и региональной экспансии торговых сетей, преимущество будет оставаться за теми игроками, которые выберут наиболее адекватное решение для стремительного развития бизнеса. Единых же стандартов автоматизации в российском ритейле нет — как нет и единой стратегии развития сетей.

Российский рынок сегодня буквально наводнен готовыми продуктами для автоматизации торговли. По мнению экспертов, развитие крупных торговых сетей в регионах и их конкурентоспособность в ближайшие годы будет зависеть, прежде всего, от четкого контроля за продажами и оборачиваемостью товарной номенклатуры, что невозможно без внедрения мощной современной информационной системы. По мере расширения бизнеса сетей и привлечения все новых инвестиций требования к торговым решениям постоянно возрастают. Разработчики вынуждены стремительно адаптировать решения к требованиям сегодняшнего дня. Те, кто не смогут оперативно повышать масштабируемость своих продуктов, будут вынуждены просто уйти с рынка ритейла, будучи не способны конкурировать с современными западными решениями.

С каждым годом конкурентная борьба в секторе все больше обостряется. Одновременно руководство торговых компаний беспокоит проблема снижения издержек и повышения рентабельности не только отдельных точек, но и всей сети. Здесь, как известно со слов консультантов, и необходима грамотная автоматизация, позволяющая увеличить интенсивность работы. От внедрения полнофункциональных систем ожидается решение актуальных задач и увязывание все схем закупок и реализации в единое целое.

Подходы к автоматизации

Несомненным плюсом для российского ритейла стало то, что ему досталась проторенная дорога — большая часть используемых технологий уже была отработана на Западе, поэтому автоматизация сектора в России шла семимильными шагами. Сейчас можно говорить о том, что в большинстве крупных розничных сетей уже внедрены и продолжают внедряться наиболее современные мировые решения.

На западе разработка процессов автоматизации торговли заняла десятилетия — в результате были созданы почти идеальные схемы, появились оптимальные решения, покрывающие практически все запросы торгового предприятия. Тем не менее, приходя в Россию западные сети часто рассматривают для себя возможность внедрения и отечественных решений. На местном рынке они сталкиваются со множеством трудностей. Бюрократические проволочки значительно замедляет экспансию сетей в регионы. Остро стоит проблема построения взаимодействия с поставщиками.

Стратегия автоматизации торговых сетей и на Западе, и в России в общем одинакова — максимальная автоматизация всех бизнес-процессов с минимальными затратами. Однако специалисты указывают на определенную специфику развития российских розничных сетей. Западная торговля в свое время начинала идти от множества самостоятельных магазинов до крупных розничных сетей, связанных едиными автоматизированными системами. Путь российских сетей сегодня — изначально внедрение решений, способных увязать отдельные магазины в единую сеть. Стратегия реализуется в рамках основного тренда — постепенной миграции крупных розничных сетей в регионы.

В России, как и во всем мире, после начала работ по автоматизации торговой сети в первую очередь рассматриваются вопросы коммуникаций. Владелец отлично понимает — важно, чтобы вся сеть была целостно представлена в автоматизированной торговой системе и имела общую схему управления. В западных решениях, предлагаемых сегодня на рынке, большинство проблем консолидации данных и их передачи решены — это особенно важно для территориально распределенных торговых сетей и актуально для нынешней российской действительности, когда крупные розничные сети начинают освоение регионов.

Все более актуальным становится внедрение единой информационной системы для  развертывания дисконтных программ. На западе уже много лет работают автоматизированные системы, поддерживающие «плавающий» (накопительный) процент: для тех, кто покупает часто и много, величина скидки увеличивается. Покупатель в итоге «привязывается» к той или иной сети. Технологии, давно применяемые на Западе, в настоящий момент начинают активно «обкатываться» в России. Хотя их внедрению, увы, мешает множество факторов, в том числе сильная криминализация общества и злоупотребления среди персонала розничных сетей. Топ-менеджеры крупных торговых  предприятий почти единогласно утверждают, что одним из факторов для сворачивания дисконтных программ является высокий уровень хищений.

Не стоит думать, будто западные поставщики систем автоматизации заинтересованы только в сегменте крупного бизнеса. Конечно, большие розничные сети обладают особой привлекательностью, работа с ними подразумевает значительную финансовую выгоду. Однако все больший интерес ИТ-поставщики проявляют сегодня к сегменту среднего и малого бизнеса — в том числе и мировые гиганты уровня SAP. Попытки завоевать СМБ привели к существенному удешевлению решений по автоматизации торговли. Наиболее успешны здесь, по данным Market Visio, системы Microsoft Businnes Solutions (32 %). При этом до 17 % продолжают составлять собственные разработки.

Российские преимущества

Торговые системы, разрабатываемые на российском рынке, традиционно очень завязаны на финансовых (бухгалтерских) системах, чувствительных к изменению законодательства. Именно в этой связи лидером автоматизации торговли по сей день остается «1С», один из ярких примеров успешной конкуренции отечественного продукта с западными разработками. Немаловажным фактором успеха здесь является цена  — решения на базе «1С» в десятки раз дешевле продуктов западных брендов — SAP или Oracle, которые многим игрокам отечественной розницы пока не совсем по карману.

Сети, как продовольственные, так и специализирующиеся на продаже цифровой, компьютерной и бытовой техники, используют очень разные ИТ-продукты, обладающие различной функциональностью и возможностями использования. До сих пор встречаются и собственные разработки, что объясняют все тем же фактом — существующие сегодня коробочные продукты и вертикальные решения не всегда способны удовлетворить потребности стремительно растущего бизнеса.

Эксперты склоняются к тому, что, несмотря на все недостатки, у отечественных систем автоматизации есть одно немаловажное преимущество перед иностранными продуктами. Как известно, последним необходимо локализовать свои системы и, что особенно важно, адаптировать к российскому законодательству. Кроме того, отечественные разработчики лучше понимают специфику местного ритейла, долгое время остававшегося закрытым из-за «рискованности» бизнеса. Впрочем, по мнению целого ряда западных специалистов, фактор повышенного риска по-прежнему актуален для современной российской действительности, особенно в регионах.

По мнению экспертов и самих игроков рынка, в ближайшие годы в России продолжится стремительное развитие автоматизации торговли, теперь в первую очередь за счет региональной экспансии сетей. Выиграет в первую очередь потребитель. Ведь применение новых высокотехнологичных схем в торговле позволяет значительно улучшить обслуживание покупателей, максимально упростив процедуру покупки и доставки товара от производителя. Процесс осовременивания уже существующих систем автоматизации в ближайшие годы, вероятно, ускорится. Специалисты связывают его в том числе с приходом на российский рынок западных инвесторов — отрасль продолжает считаться одной из наиболее привлекательных с этой точки зрения.

Андрей Михайлов

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS