Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Рейтинг: Уровень информатизации крупнейших розничных сетей России 2007

Рейтинг: Уровень информатизации крупнейших розничных сетей России 2007Лидеры по уровню информатизации среди крупнейших торговых сетей России, согласно исследованию CNews Analytics, в 2006 г остались те же, что и годом ранее. Розничные сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Евросеть» продолжают считаться в отрасли достойными примерами для подражания. Минимальные пертурбации в новой версии рейтинга связаны, вероятно, с некоторым затишьем на отечественном рынке ИТ в торговле.

Для участия в ежегодном рейтинге CNews Analytics, традиционно, были отобраны крупнейшие российские розничные сети, работающие в разных рыночных секторах — супермаркеты, дискаунтеры, продовольственные и непродовольственные сети, сети бытовой электроники, сотовая и аптечная розница.

При подготовке рейтинга экспертам предлагалось ранжировать торговые предприятия по уже устоявшимся критериям: автоматизированная торговая система/ERP, автоматизация расчетно-кассовых узлов, управление складом, управление цепочками поставок, CRM, ИТ-услуги, управление ИТ-инфраструктурой, обслуживание пластиковых карт, интернет-торговля.

Анкеты со списком розничных сетей были отправлены экспертам, которые отранжировали всех игроков по каждому из указанных критериев, включая только сети, по которым каждый мог составить свое экспертное заключение. Затем все ранжировки были сведены в единую таблицу, включая пропущенные данные, для обработки по методу неполных парных сравнений (НПС). В результате был получен НПС-рейтинг розничных сетей.

Следует иметь в виду, что предлагаемый рейтинг построен по определенному, заранее заданному набору критериев, следовательно, его и следует рассматривать как сравнение розничных сетей именно под заданным «углом зрения». Рейтинг не следует трактовать как оценку сетей «в целом». Вместе с тем, в рамках заданных критериев и с учетом неполноты данных, НПС-рейтинг является одним из немногих инструментов, позволяющих делать обоснованные суждения о сравнительном состоянии информатизации российских розничных сетей.

Рейтинг: Уровень информатизации крупнейших розничных сетей России

Ранг Название розничной сети Ранг в 2006 г.
1 Перекресток 1
2 Пятерочка 2
3 Евросеть 3
4 Седьмой континент 6
5 Техносила 4
6 Копейка 5
7 Аптеки 36,6 11
8 МВидео 7
9 Л’Этуаль 10
10 Лента 16
11 Эльдорадо 12
12 О’кей 9
13 Патэрсон 15
14 Дикси 14
15 Связной 13
16 Арбат-Престиж 18
17 Диксис 8
18 Красный куб -
19 Квартал 17
20 Мир 19

Рейтинг подготовлен CNews Analytics, 2007

Результаты опросов показали, что за прошедший год ранжировка подверглась минимальным изменениям. Собственно, и экспертные оценки по многим позициям практически не изменились. Закономерно возник вопрос — можно ли утверждать, что информатизация розницы в России застопорилась? И да, и нет. С одной стороны, анализ динамики ИТ-затрат в отрасли за последние годы обнаруживает некоторый спад после пика, достигнутого в 2004 г., которому предшествовал бурный рост на протяжении 2 лет. В 2005 г. российские розничные сети, в большинстве своем завершившие, либо завершающие крупные ИТ-проекты, вышли на плато. Однако уже с 2006 г. обозначился новый подъем ИТ-расходов, теперь уже со значительным перевесом в пользу аппаратных средств. Этот показатель выше, чем по экономике в целом — 42,4% против 37,8%. Напротив, доля расходов на ПО занижена — 6,5% при 10,6% по экономике в целом. 27% в структуре расходов торговых предприятий составляют телекоммуникационные услуги, и 20,5% (против 13,7% по экономике в целом) — ИТ-сервисы.

Другими словами, похоже, что сегодня российский ритейл переживает период перепланировки ИТ-инфраструктуры. Это закономерное следствие бурного расширения сетей — новые торговые площади требуют полной «оснастки» — установки кассовых аппаратов, систем наблюдения, контроля безопасности, а также телекоммуникационных устройств и сервисов. В 2006 г. отечественная розница реализовывала проекты построения мультисервисных сетей (например, «Седьмой континент», поднявшийся на 4 строчку рейтинга), организовывали call-центры (в частности, новичок рейтинга — «Красный Куб»), закупали терминальные решения («Перекресток» — лидер рейтинга-  оснастил свои супермаркеты 450 новыми терминалами), а также реорганизовывали ИТ-отделы и внедряли Service Desk («Техносила», «Связной», «Квартал»).

Объяснимо и увеличение доли расходов на ИТ-услуги — в ущерб сокращению доли затрат на ПО. Очевидно, что завершив автоматизацию, сети много тратят теперь на поддержку приложений. Собственно расходы на ПО в значительной мере сформированы в 2006 г. затратами на лицензионные продукты Microsoft — так, более чем на $3 млн заключила контракт на обновление около пяти тысяч лицензий на серверное и пользовательское программное обеспечение Microsoft продуктовая розничная компания X5 Retail Group (бренды «Пятерочка» и «Перекресток»). Со своей стороны, «Патэрсон» (№13 в рейтинге) также провел  лицензирование программных продуктов Microsoft в полном объеме.

В ближайшие годы расстановка сил в рейтинге информатизации может измениться, по мере развития сложных телекоммуникационных проектов, наращивания «железных» мощностей, а также освоения ПО нового класса (например, систем прогнозирования и мотивирования спроса, развития программ повышения лояльности клиентов и пр.). Тем более, что новый бум ИТ-проектов в отрасли прогнозируется как раз на 2007-2008 гг.

CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS