Спецпроекты

На страницу обзора
BYOD — возможность, а не обязанность
О феномене BYOD и о том, как эта концепция реализуется в «Дойче Банке», в интервью CNews рассказал бизнес-менеджер отдела эксплуатации информационных систем «Дойче Банка» в России Денис Силаев.

Денис Силаев

CNews: В чем, на ваш взгляд, суть феномена BYOD? Почему люди готовы тратить собственные деньги, чтобы делать свою работу?
Денис Силаев: Я думаю, что для пользователей это просто удобнее и эффективнее. Лично для меня отсутствие лишнего устройства (в сравнении с тем, что пришлось бы иметь личный и корпоративный смартфон, соответственно, для персонального использования и работы) и интеграция всего в одном — просто удобство. Можно на одном устройстве получить доступ к необходимым данным, личным и корпоративным календарям, контактам.

Кроме того я бы посмотрел на этот вопрос и с другой стороны: что значит "тратят собственные деньги"? Как правило, люди уже потратили свои деньги, потому что они хотели приобрести устройства, которые им нравятся, для себя. И тогда они лишь добавляют к тому, что у них уже есть, дополнительную корпоративную часть. Это те люди, которые готовы смешивать рабочее и личное. Конечно, существует и другая позиция – мне известны люди, которые не желают смешивать рабочее и личное, они обязательно хотят иметь второе устройство и выключать его в нерабочие часы. Мы ясно понимаем – все больше и больше зависит от пользователя, и нам стоит давать ему выбор.

CNews: Если брать календари, то, видимо, удобнее иметь сплошной календарь для всех дел, личных и рабочих, не так ли?

Денис Силаев: По моему мнению, да! Как минимум это должны быть раздельные календари, но в одном приложении на одном устройстве. Только вопрос в том, можно ли это делать в рамках корпоративных решений, насколько это изящно будет работать. Ведь на корпоративный календарь будут накладываться дополнительные ограничения как минимум по безопасности данных – их нельзя выгружать, смешивать с частными. Тем не менее, мне кажется, что современные устройства вполне с этим справляются.

CNews: Если зашла речь о втором устройстве, будут ли сотрудники приобретать его сами или будут ожидать, чтобы им его выдали, если это требуется для работы?

Денис Силаев: Если второе устройство необходимо только для корпоративного использования, то, как правило, люди будут ожидать, чтобы им его выдали.

CNews: Даже если человек привык пользоваться iPhone, а на работе дают простенький смартфон с Android?

Денис Силаев: Разумеется, любые спонсируемые устройства – это прямые расходы для компании. Сейчас глобальные компании следят за эффективностью своих расходов, поэтому не будут с легкостью покупать сотруднику любое устройство на его выбор. iPhone – это относительно дорого, хотя и продвинутые устройства с ОС Android стоят не меньше. Поэтому спонсируется, как правило, недостаточно привлекательное для пользователя устройство.

CNews: Какие преимущества для бизнеса возникают от использования сотрудниками собственных мобильных устройств? В чем была выгода для «Дойче Банка», например?

Денис Силаев: Во-первых, есть вещи очевидные – мы можем не спонсировать сами устройства и тарифный план, это дает нам чистую ежедневную экономию. Во-вторых, на самом деле мы могли бы получить больше корпоративных пользователей, чем их было, если бы мы выдавали спонсируемые устройства. Кто-то бы сказал: «Да я не хочу, мне не надо». А так вроде бы личное устройство есть, сервис есть, если он еще и дружественный для пользователя, то человек может сказать «а что, я этим воспользуюсь!» — пусть не часто, но раз в пару недель ему нужно прочитать почту вечером. Тогда это действительно удобно, это не обязывает людей и несет дополнительные плюсы.

И еще возможен третий вариант. Как мы уже обсуждали, личные устройства могут быть более передовыми, нести в себе дополнительный функционал, что позволяет использовать их для более серьезных корпоративных нужд.

CNews: Тогда пользователи могут просить ИТ сделать более продвинутые сервисы, что будет способствовать развитию системы в целом.

Денис Силаев: Да конечно, ведь, например, в рамках BYOD можно говорить не только о телефонах, но и о планшетах. У людей с планшетами явно существуют запросы к разработке дополнительных корпоративных сервисов. Человек с планшетом в некоторой степени начинает жить в экосистеме планшета. Если у пользователя есть планшет, он чаще всего готов использовать его в самых разных целях. Вот тут-то и возникает запрос на корпоративную почту, корпоративные приложения – пользователь начинает «тянуть» за собой технологии. И в этом есть дополнительный плюс — BYOD это еще и инновационный имидж. Одно дело использовать что-то привычное (распечатки и буклеты), совсем другое — когда специалист компании приходит к клиенту и бодро что-то демонстрирует с мобильного устройства, причем данные "живые", из реальных корпоративных систем в режиме онлайн. Это говорит о том, что компания технологически подкована, современна и создает имидж, который дает дополнительный продающий эффект.

CNews: Можно ли сказать, что общение с более продвинутыми пользователями позволяет строить более продвинутые решения?

Денис Силаев: Я думаю, да, и тут прослеживаются несколько нюансов. Во-первых, существует тренд консьюмеризации, формирования запроса от потребителя, который привык в личной жизни пользоваться определенными технологиями и хочет использовать их и в работе. В этом смысле ИТ надо преобразоваться из старорежимного состояния «мы диктуем, что вам использовать» в состояние «мы готовы вам помочь использовать то, что вам удобно».

Во-вторых, грамотные пользователи – это всегда движущая сила. В этой связи можно вспомнить вирусный маркетинг, продающих потребителей – все то необычное, что способно потянуть за собой массовый спрос. Именно грамотные пользователи, которые могут выжимать/извлекать из решения максимум пользы, на самом деле «заражают» остальных и обеспечивают более широкое внедрение. Это тот самый передовой отряд, который и обеспечивает продвижение решения в массы. Не будет их – решение само собой останется лишь прототипом. А под влиянием передовых пользователей решение развивается и улучшается.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о ходе мобилизации в «Дойче Банке»? Сколько людей работает с мобильными устройствами?

Денис Силаев: В глобальном Deutsche Bank было примерно 30 тыс. пользователей BlackBerry, которые использовали эти устройства в основном для чтения электронной почты (в них был минимум корпоративных приложений). С тех пор как началось активное продвижение – не внедрение, а именно продвижение – идеи Bring Your Own Device, буквально за 2–3 месяца банк получил 5 тыс. подключений и сейчас, когда прошло еще 3 месяца, 7–8 тыс. iOS устройств. При этом количество классических устройств начало снижаться. Очень ждем, когда будет поддержка Android и других платформ — работы активно ведутся, и мы ожидаем новой волны пользователей.

CNews: У вас были специальные пункты, где людям помогали разобраться с этим?

Денис Силаев: Да, так как это ново и нетрадиционно для нас. Интересный подход предложили коллеги на западе, и мы в России тоже пошли этим путем. Это движение Genius Bars, при котором были организованы специальные «пункты помощи», где волонтеры из числа пользователей консультируют своих коллег по вопросам подключения к корпоративным мобильным сервисам и объясняют нюансы и отличия от старых устройств. Для интересующихся мы предлагаем узнать, что можно сделать, имея свой собственный iPhone или iPad, если установить на него корпоративные приложения «Дойче Банка». К тому же, мы развеиваем слухи о возможных проблемах в случае добавления корпоративных приложений.

CNews: Какие страхи встречаются у пользователей?

Денис Силаев: Основное опасение — это то, что устройство станет управляемым кем-то, и пользователи не смогут ничего сделать; что с телефона или планшета кто-то удаленно сможет стереть данные или прочитать личную переписку. Не нравятся пользователям и некоторые аспекты, связанные с безопасностью, – длинные пароли, автоматическое блокирование устройств, запрет на использование определенных приложений и некоторые другие ограничения. К сожалению, пока кое-что из этих дополнительных неудобств и ограничений у нас остается, и пользователям приходится с этим мириться, устанавливая банковское решение на свое устройство.

Не каждый пользователь готов вводить длинный пароль на iPhone, это ограничивает свободу и скорость; кому-то очень нужны для работы приложения типа DropBox, на которые есть ограничения – по этим причинам некоторые люди не используют наше решение. Тем не менее, многим наше приложение удобно даже с учетом вышеперечисленных нюансов. Мы даем сотрудникам дополнительный выбор, и это хорошо. Ничего не насаждаем, а только объясняем, предлагаем варианты. Люди ощущают, что о них заботятся, предлагают выбор – и они чувствуют себя лучше, повышается их лояльность.

CNews: Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете риски и угрозы? Настолько ли велика проблема, как об этом пишут – здесь больше реальности или есть некоторое преувеличение опасности?

Денис Силаев: Вопросами безопасности всех решений в банке у нас занимаются специальные команды, много людей. Все решения, и решения BYOD в том числе, проходят специальные проверки, тщательную оценку и анализ прежде чем попасть в эксплуатацию. Соответственно, имея это решение в промышленной эксплуатации, мы считаем адекватным управление рисками при использовании решений BYOD.

Но на основе моего опыта могу сказать, что проблем на самом деле может быть больше, чем кажется. Злоумышленник, который хочет получить доступ к информации, может быть очень профессионален.

CNews: Тогда получается, что мобильные устройства – дополнительная брешь в безопасности, так?

Денис Силаев: Да, не стоит надеяться, что BYOD это только легко и хорошо. Стоит подумать и о защите. Подумав, надо постараться сделать так, чтобы защита не мешала пользователям работать. Потому что как только мы сильнее закрутим гайки, весь плюс наличия мобильного решения будет полностью нивелирован минусом излишней безопасности, которая осложнит использование настолько, что пользователи от него откажутся. Тут очень важен баланс.

В нашем текущем решении требования безопасности присутствуют достаточно сильно, наши ИТ и риск-службы работают над следующей версией, которая будет «помягче» в плане ограничений, паролей и т.д. Но, в любом случае, нельзя сбрасывать со счетов адекватное управление безопасностью, потому что утечка данных может произойти достаточно легко. Даже если на первый взгляд кажется, что ничего секретного в этих данных нет, надо помнить, что комбинация нескольких non-toxic может давать в сумме toxic, – то есть собранные по отдельности несекретные данные могут представлять в целом секретную информацию.

CNews: Какие приложения более всего нуждаются в мобилизации?

Денис Силаев: Помимо электронной почты это, конечно, интранет. Как минимум, это чтение документов, доступ к внутренним сайтам, доступ к дисковым хранилищам и к файлам. В некоторых случаях хорошим подспорьем для работы может являться доступ к удаленному рабочему столу своего компьютера.

CNews: А что из процессов требует мобильности? Например, работа с клиентами?

Денис Силаев: Я бы сказал, что работа с клиентами это другая история, чуть более глубокая и продвинутая, требующая специальных приложений. Клиентские приложения и решения по инфраструктуре находятся несколько в разных плоскостях. Часто клиентоориентированные приложения, приложения для поддержки продаж, внутренней отчетности и документооборота требуют приведения устройства в еще более жесткое корпоративно-управляемое состояние по сравнению с более мягким решением BYOD для чтения почты и файлов. Здесь уже нет особой разницы, личное это устройство или предоставленное банком — все равно потребуется жесткий контроль.