Спецпроекты

Безопасность Техническая защита Пользователю

ИТ для банков: как защитить банкоматы?

В последнее время для финансовых организаций все большее значение приобретают скорость и качество сервиса. Чтобы клиент мог получить необходимую услугу в любое удобное для него время, существуют банкоматы и офисы "самообслуживания", количество которых с каждым годом продолжает расти. Одновременно с этим увеличивается актуальность обеспечения полной безопасности - и оборудования, и клиента - что, в первую очередь, требует постоянного видеоконтроля. Для решения этой задачи разработаны современные универсальные ИТ-системы.

Экономическая обстановка, наблюдаемая в последнее время в нашей стране, заметно повлияла на сферу финансовых услуг. Резко обострилась борьба финансовых учреждений за потенциальных клиентов. Принципиальное значение приобретают не только возможность предоставлять потребителю ту или иную услугу, но и способность делать это предельно быстро и качественно. Сегодня важно, чтобы клиент мог воспользоваться необходимыми ему услугами в любое удобное для него время и с максимальной безопасностью для себя.

Обеспечение безопасности оборудования и операций, совершаемых без присутствия сотрудников банка, все чаще становится задачей номер один. Для ее решения применяются современные ИТ и, в частности, может быть использована система "Смотритель".

На отраслевой выставке по безопасности, прошедшей в апреле этого года, было представлено семейство решений "Смотритель", позволяющее обеспечивать безопасность как отдельно стоящего оборудования (банкоматы, платежные терминалы, информационные киоски), так и офисов самообслуживания. Данное решение пользовалось популярностью среди посетителей выставки, которые отмечали неоспоримые преимущества системы безопасности "Смотритель", такие как событийная видеосъемка, быстрота разбора спорных ситуаций с клиентами (так называемая претензионная работа), мультивендорность решения – возможность системы работать с оборудование различных производителей.

Актуальность растет

В течение последних четырех лет количество банкоматов в России постоянно росло. Статистика свидетельствует, что только в 2005 году количество банкоматов увеличилось на 37,3%. В результате банки столкнулись с проблемами охраны оборудования и обеспечения безопасности проведения клиентских операций, ибо повсеместное распространение банкоматов вызвало значительный рост связанных с ними махинаций: ограбления, мошенничество, многочисленные случаи вандализма и даже воровство оборудования. Зафиксированы попытки достать деньги, разбив экран. А ведь ущерб от разбитой передней панели банкомата измеряется тысячами долларов! Очевидно, что финансовые потери можно снизить за счет страхования. Однако страховка одного банкомата обойдется от 0,2% до 0,4% его стоимости. Кроме того, это не решит проблему в целом. Учитывая, что банкоматы нередко используются в круглосуточном режиме, для предотвращения преступлений и поимки виновных необходимо обеспечить постоянную и достаточно надежную защиту ведь не так страшен отдельный случай вандализма, как невозможность контролировать ситуацию!


Система "Смотритель" пользовалась популярностью среди посетителей отраслевой выставки по безопасности

Практика показывает, что мошенники-профессионалы используют самые современные технологии и методы. Поэтому только интеллектуальные системы – высокотехнологичные программно-аппаратные комплексы, интегрированные с программным обеспечением и аппаратной частью банкомата, а так же различными охранными устройствами, способны решить проблему защиты банкоматов.

В настоящее время в связи со сложившейся экономической ситуацией участились случаи слияния или поглощения финансовых организаций. В результате банковские структуры получают пестрый набор оборудования различных вендоров. Следовательно, увеличиваются затраты на обеспечение безопасности, ведь у каждого вендора – свое решение. Значит, необходимо обучать сотрудников работе со всеми моновендорными системами безопасности и при этом поддерживать для каждого такого решения отдельные модули управления. Для сокращения затрат и эффективного обеспечения безопасности этого "лоскутного одеяла" нужна единая система, единый центр управления.

Система "Смотритель-банкомат" является мультивендорным решением. В настоящий момент осуществлена интеграция с программно-аппаратными комплексами банкоматов всех ведущих производителей. Кроме того, решение может работать на любых банкоматах, подключенных к платежной системе "Золотая Корона".

Защита от махинаций

В системах безопасности важную роль для видеонаблюдения играет не только наличие привязки к событиям банкомата (например, начало клиентской операции, выдача купюр, возврат карты), но и наличие возможности синхронизации видеоданных с полученными от банкомата событиями. Таким механизмом является синхронизация по дате и времени, а также нанесение титров, содержащих, например, идентификатор банкомата или номер карты.

Схема работы системы "Смотритель"


Увеличить

INPAS, 2009

В результате данная система служит не только для выявления действий злоумышленников и вандалов, но и для борьбы с нечестными действиями самих владельцев карт. Неоднократно фиксировались случаи, когда владельцы карт обращались в банки, опротестовывая факты снятия денег с их счетов. Однако при просмотре видеокадров, созданных системой во время проведения этих операций, выяснялось, что клиенты извлекали из пачки часть банкнот, оставшиеся же купюры позволяли "забрать" банкомату, тем самым, модулируя ситуацию с неуспешным завершением транзакции. Следовательно, в случае отсутствия инструментов для восстановления картины произошедшего, банки вынуждены были бы выплачивать каждому такому "умельцу" всю сумму. Таким образом, данная система не допускает возможных финансовых потерь и помогает выявить недобросовестных клиентов.

В эпоху кризиса репутация банка важна особенно. Часто владельцы карт забывают о ранее выполненных операциях или становятся жертвами так называемого "дружеского кардинга", когда без их ведома картой воспользовались родственники или недобросовестные знакомые. "Смотритель-банкомат" имеет удобный интерфейс для ведения претензионной работы. Благодаря этому подобные инциденты разрешаются меньше, чем за пять минут: для поиска нужной видеоинформации достаточно задать номер карты. В большинстве случаев владельцы карт узнавали своих родственников на видеокадрах, сделанных системой "Смотритель-банкомат". В результате, помимо сохранения репутации, растет доверие клиентов к банку.

Постоянный видеоконтроль

Видеонаблюдение банкоматов весьма актуально и эффективно, так как играет свою положительную роль при разборе практически любых проблем, возникающих при эксплуатации банкоматов, и резко снижает затраты на их решение. Более того, в отдельных случаях только видеонаблюдение позволяет получить объективную информацию, необходимую для разбора спорных ситуаций. К примеру, был случай, когда клиент получал крупную сумму денег в банкомате и обратился в банк со стандартной претензией: банкомат не выдал наличные. По журнальным файлам банкомата операция завершена успешно, т. е. деньги выданы. Просмотр видеоинформации по данной транзакции показал, что в момент выдачи наличных клиент был отвлечен третьими лицами, которые и вытащили предоставленные банкоматом деньги.

Короткая ссылка