Спецпроекты

Безопасность Техническая защита Пользователю

ИТ для банков: как защитить банкоматы?

В последнее время для финансовых организаций все большее значение приобретают скорость и качество сервиса. Чтобы клиент мог получить необходимую услугу в любое удобное для него время, существуют банкоматы и офисы "самообслуживания", количество которых с каждым годом продолжает расти. Одновременно с этим увеличивается актуальность обеспечения полной безопасности - и оборудования, и клиента - что, в первую очередь, требует постоянного видеоконтроля. Для решения этой задачи разработаны современные универсальные ИТ-системы.

Кто-то может сказать, что все вышеперечисленные проблемы успешно решают обычные видеорегистраторы. Однако для разбора любой из приведенных ситуаций в этом случае нужно заказывать инкассацию, что само по себе является затратной операцией с финансовой точки зрения и значительно увеличивает время разбора претензии. Кроме того, без привязки к событиям банкоматов для нахождения нужной видеоинформации придется просматривать весь видеоархив. А это снова приводит к увеличению времени работы по спорному случаю.

Для обеспечения постоянного контроля над ситуацией система защиты банкоматов должна позволять вести наблюдения за действиями пользователя, регистрировать их, самостоятельно выявлять тревожные ситуации и предотвращать их. Особенно важно, чтобы была возможность в онлайн-режиме передавать информацию о тревожных событиях (например, о попытках разбить оборудование) в службу безопасности. Так эксперт Первого республиканского банка уверен, что наибольший ущерб банкоматам сейчас наносит вандализм. Причем это может быть как попытка ограбления, так и действия неуравновешенных держателей карт. В 2003 году только за полгода в Японии было совершено 49 ограблений банкоматов при помощи экскаваторов (преступники ковшом разрушали стену, в которой был установлен банкомат). Ущерб составил несколько миллионов долларов. В другом случае, произошедшем в одном из банков, подвыпивший подросток пытался снять наличные с карты своего отца. Однако, не зная ПИН-кода, сделать этого не смог. Тогда он разозлился и пришел второй раз к банкомату, но уже с ломом. Стоимость ущерба составила несколько тысяч долларов. Найти хулигана не составило труда по номеру карты и видеоматериалу. Ущерб был возмещен.

Интеграция с датчиками тревожной сигнализации позволяет своевременно реагировать на такие случаи. Например, если сработает датчик удара, то включенная сирена или голосовое сообщение отпугнет вандала. Помимо этого могут быть настроены видеозапись и передача сигнала сотруднику службы безопасности. Следовательно, злоумышленник может быть задержан еще на месте преступления, а его противоправные действия будут зафиксированы. Особенно это актуально для платежных терминалов, количество краж которых в последнее время растет.

Для обеспечения безопасности последних компанией INPAS было разработано решение "Смотритель-терминал". Так же, как и система безопасности "Смотритель-банкомат", данное решение позволяет вести событийную видеосъемку, осуществлять оповещение сотрудников службы безопасности о подозрительной деятельности, в режиме on-line получать видеоданные с охраняемого оборудования.


Cистема "Смотритель" помимо банковской сферы может быть применена для обеспечения безопасности магазинов, крупных промышленных объектов или жилого сектора

Кроме борьбы с вандализмом, возможность получать события от различных устройств и умение их правильно анализировать позволяет обеспечивать непрерывность работы системы безопасности в целом. Если выходит из строя, к примеру, видеокамера, каждое из решений семейства "Смотритель" получает соответствующее событие, по которому на рабочем месте оператора отображается информация о неисправности данного оборудования. Следовательно, отпадает необходимость частого осмотра оборудования: система сама сообщит, что требует замены или ремонта. Помимо вышеперечисленных проблем, одной из наиболее важных является мошенничество. Только в США из банкоматов крадут ежегодно около 2,79 млрд долларов. Наиболее распространенным видом мошенничества является несанкционированное копирование магнитной полосы во время использования карты с помощью скиммера – специального устройства, предварительно встро¬енного злоумышленником в банкомат. Полученные данные используются для изготовления так называемого "белого пластика" – болванки пластиковой карты без визуальных степеней защиты с магнитной полосой, на которую записываются данные с настоящей карты. Для отслеживания подобных случаев система безопасности "Смотритель" может быть интегрирована с различными другими системами или устройствами, например, антискиммером.

Управление доступом

До сих пор мы рассматривали охрану отдельно стоящего оборудования. Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются банки при обеспечении работоспособности офисов самообслуживания. Функционировать они должны круглосуточно. Соответственно, помимо вышеупомянутых рисков, добавляются проблемы обеспечения доступа в данные помещения и осуществления контроля над ситуацией в целом.

Система "Смотритель-офис самообслуживания" разрабатывалась компанией INPAS специально для решения данных задач. Благодаря возможностям гибкой настройки, система позволяет создавать сложные сценарии работы. Например, можно сделать так, чтобы в зависимости от дней недели в помещение мог пройти либо каждый желающий, либо только обладатель банковской карты. Режим работы "Антибомж" поможет отследить в офисе самообслуживания посторонних, которые используют помещение не по назначению. Определив данный факт, система может включить голосовое сообщение, которое попросит клиента покинуть помещение. Тут же будет осуществлена видеосъемка, а сотрудник безопасности получит соответствующее уведомление. Для контроля за тревожными событиями полезной будет возможность удаленного мониторинга: в режиме реального времени можно наблюдать все, что происходит на объекте, с которого поступила тревога.

Комплексный мониторинг

Если же мы говорим о полноценном контроле функционирования систем безопасности в целом, то здесь не обойтись без решения, которое позволяло бы отслеживать состояние всех объектов: будь то отдельно стоящее оборудование или офис. Когда оборудование офисы компании находятся в разных концах города или даже в разных городах, то координация работы намного усложняется. Повышаются временные затраты на настройку отдельно стоящего оборудования, становится невозможно контролировать ситуацию в режиме реального времени, увеличиваются затраты на сбор нужной информации в случае возникновения нештатных ситуаций. Следовательно, актуальными становятся такие вопросы, как единообразие инструментов для ведения претензионной работы, автоматизация процессов обслуживания оборудования, осуществление мониторинга в режиме реального времени, масштабируемость системы. Система "Смотритель-центр" позволяет осуществлять непрерывный мониторинг состояния всех охраняемых объектов, удаленно получать доступ к видеоархиву на них. При этом данное решение адаптировано для работы по узким каналами связи, например с использованием gsm-модем. Таким образом, работу оборудования, к которому невозможно проложить выделенную линию, а доступ затруднен (например, если банкомат расположен в российской глубинке), можно в любом случае контролировать удаленно.

Помимо защитных функций, система "Смотритель-центр" позволяет решать и смежные задачи, такие, как обеспечение своевременной замены оборудования или его комплектующих. В системе можно задать номер телефона или адрес электронной почты специалиста, выполняющего обслуживание. В случае выхода оборудования из строя данному сотруднику будет отправлено sms-сообщение (почтовое уведомление) с указанием адреса, по которому расположено оборудование, и причины вызова (например, закончилась бумага в чековом принтере). Тем самым, уменьшаются затраты на контроль состояния оборудования и организацию ремонтных работ.

Каждое из решений "Смотритель" легко масштабируется, а объемы контролируемого оборудования и число охраняемых помещений могут меняться в соответствии с текущими задачами организации. Причем данная система помимо банковской сферы может быть применена для обеспечения безопасности магазинов, крупных промышленных объектов или жилого сектора.

Грамотная эксплуатация системы позволяет не только увеличивать безопасность объектов наблюдения, но и создавать положительный экономический эффект. Можно значительно снизить уровень потерь от воровства, как в банковской сфере, так и в розничных магазинах или торговых складах, не допускать развития пожаро- и взрывоопасных ситуаций, отслеживать износ оборудования, предотвращать порчу оборудования вандалами.

Людмила Гниловская

На правах рекламы

Короткая ссылка