Спецпроекты

Мобильный банкинг в России: удобен, но опасен?

Телеком Безопасность Мобильная связь Стратегия безопасности Пользователю
Услуги мобильного банкинга становятся все более популярными и существенно облегчают жизнь как клиентам, так и самим финансовым учреждениям. Тем не менее, на другой чаше весов один, но большой минус: использования телефонов для доступа к банковским услугам существенно понижает уровень безопасности и повышает шансы злоумышленников завладеть данными или деньгами. Причем по большей части это вина отнюдь не банков.

В связи с внедрением мобильных сервисов возникли значительные риски информационной безопасности. Причем для банков они были новыми и существенно отличались от привычных, вроде кредитов на чужой паспорт или скиммеров на банкоматах. С другой стороны, из-за реальной угрозы оттока клиентов ввиду финансового кризиса банкам пришлось активнее работать над удобством предоставления своих услуг.

Главная угроза безопасности мобильного банкинга заключается не в ИТ-инфраструктуре самого банка и не в каналах передачи данных его "сотовых" партнеров: вопросы безопасной передачи данных в сетях GSM решены достаточно успешно. Наименее надежная часть системы – в конце "последней мили", то есть это сам клиент и его мобильное устройство. Причем банк не может контролировать клиента и указывать ему правила безопасного поведения при работе со счетом. Он может лишь обратить его внимание на это.

Потому что жизнь - борьба

На заре своего развития мобильный банкинг предлагал клиентам две основные услуги: информирование о движении средств по счету и пополнение телефонного баланса, то есть оплату самого инструмента предоставления банковской услуги. Такой канал выхода на банковские системы мошенников не интересовал, поэтому долгое время клиенты могли не беспокоиться о безопасности своих счетов даже при утере телефона.

Со временем услуга модернизировалась, и клиенты получили ряд возможностей удаленного управления счетами, которые раньше были доступны только при личном визите в офис или через интернет-банк с обычного компьютера. К этому банкиров подтолкнули жесткая конкуренция и развитие мобильных платформ. Форсированный вывод фронт-офиса в онлайн позволил бы им сократить расходы на физические офисы и заодно удовлетворить требования клиентов по комфортному предоставлению банковских услуг.

Кроме того, "банковский бизнес – это борьба жадности с осторожностью", по меткому выражению одного из банкиров. Поэтому очень важно дать клиенту такой набор инструментов, с помощью которого он в перспективе сможет пользоваться банковскими услугами сразу же после возникновения потребности или простого желания что-то купить, когда он еще "горяч" и готов потратить остатки, влезть в овердрафт или взять кредит. А набор из пластиковой карты и смартфона носит с собой почти каждый экономически активный гражданин.

Онлайн больших возможностей

Мобильные сервисы, предоставляемые разными банками в рамках ДБО, различаются по функционалу и способу реализации. Например, "Сбербанк РФ" использует систему, которая позволяет клиенту самому писать смс-запросы или отправлять их через интерфейс JAVA-приложения. Таким образом клиент может проводить основные операции, такие как получение информации о состоянии счета и последних операциях, включая операции через "Интернет-банк ОнЛ@йн", оплату коммунальных услуг в двух столицах, пополнение баланса у сотовых операторов и интернет-провайдеров, погашение кредита, блокировку пластиковой карты при утере или компрометации.

Аналогичная система "Альфа-Мобайл", используемая "Альфа-Банком", обладает более широким функционалом, предлагая дополнительно переводы между своими счетами и переводы в другой банк или другому клиенту "Альфа-Банка".

Сергей Березин: Для мобильного банкинга хорошо бы иметь отдельный смартфон

На вопросы CNews ответил Сергей Березин, менеджер по маркетингу BCC Group

CNews: Опасен ли мобильный банкинг? Кажется, больше шансов быть ограбленным на улице.

Сергей Березин: Не соглашусь, что мобильный банкинг более опасен, чем привычный интернет-банкинг. Можно сказать, что мобильный банкинг даже более безопасен, чем интернет-банкинг - просто в силу меньшего числа доступных операций. Так, например, в ряде реализаций интернет-банкинга для частных клиентов есть возможность покупать/продавать ценные бумаги (или паи ПИФов), открывать/закрывать депозиты, в то время как даже для самого "продвинутого" мобильного банкинга эти операции пока не реализованы.

Читать далее

Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития

Тема месяца

Обзор: Мобильность в бизнесе 2019

Рейтинг CNews Mobile

Крупнейшие разработчики мобильных приложений