Спецпроекты

Безопасность Бизнес

Задачи CIO усложняются

Содержание:

Эффективное управление ИТ в компании
Современные задачи в эпоху электронного бизнеса по требованию

Одна из основных задач любого бизнеса, с точки зрения организации внутренних процессов в компании, — минимизация затрат. Главная цель — прибыль. Внутренние службы ИТ не являются исключением из правила. Между тем, необходимость учета целей основного бизнеса в работе управлений информационных технологий в компаниях пока, к сожалению, очевидна еще не всем. Проблемы построения правильных связей являются сегодня одними из самых обсуждаемых.

22 мая в Подмосковье прошел 7-й Российский CIO-форум, на котором в течение двух дней эксперты из разных компаний, при участии компании Gartner, обсуждали проблемы эффективного управления ИТ.

Эффективное управление ИТ в компании

Современный подход к оценке эффективности служб ИТ претерпевает изменения: все меньше при описании вклада ИТ в бизнес компании используется терминология скоростной обработки данных, емкости данных — и все чаще первостепенным становится оцениваемый качественно или количественно вклад ИТ в удовлетворение потребителей компании. Акцент в оценке ИТ делается не на технические параметры, а на процессную результативность в рамках бизнес-процессов в компании. Таким образом, основной задачей ИТ-служб становится интеграция своих возможностей и функций в основной бизнес компании.

Очевидно, что грамотно построенное управление ИТ помогает руководству компании справляться со сложностями бизнеса в конкурентной среде. Причем ИТ-подразделения подчас должны воспринимать себя как сервисные организации и строить свои процессы в терминах «поставщик» и «потребитель». Впрочем, CIO как поставщик услуг отчасти формирует спрос, отчасти удовлетворяет его.

Аналитики Gartner выделяют пять основных зон принятия ИТ-решений1 в компании:

Принципы ИТ Определение основополагающих принципов использования ИТ в компании, как ИТ следует использовать в бизнесе.
Стратегии инфраструктуры ИТ Область определения стратегии формирования основы для ИТ-возможностей (технических возможностей персонала, распределенных в пределах компании и управляемых централизованно). Стратегии в области базовых ресурсов, финансируемых из бюджета (технических и кадровых), разделяемых в масштабах фирмы и координируемых централизованно (например, сеть, help desk и разделяемые данные).
Архитектура ИТ Имеется в виду интегрированный набор технических возможностей для удовлетворения бизнес-потребностей организации. Архитектура — набор политик и правил, управляющих использованием ИТ и определяющих подходы к ведению бизнеса (включая данные, технологии и приложения).
Потребности в бизнес-приложениях Определение бизнес-приложений, которые необходимо приобрести или разработать в компании.
ИТ-инвестиции и их приоритизация Принятие решений относительно размеров и «мест» инвестиций в ИТ, включая утверждение проектов и техники их выполнения.

Стратегия развития компании и ИТ

В рамках зон, означенных выше в таблице, ИТ-службы должны строить свои процессы, отталкиваясь от стратегии основного бизнеса компании. Конечно, подчас ИТ-подразделения предлагают бизнесу компании инновационные схемы функционирования существующих процессов, но основную стратегию ИТ следует строить только после утверждения стратегических приоритетов компании.

К сожалению, в практике управления ИТ в компаниях не всегда присутствуют ИТ-стратегия, четко обозначенные конечные цели процессов или метрики. Однако наличие ясных бизнес-целей (бизнес-обоснований) в инвестициях в ИТ-проекты позволяет компании, в конечном счете, приобрести конкурентные преимущества от применения новых, эффективных технологий.

Детально разработанная модель управления ИТ для каждой «зоны» ИТ позволяет руководителям компании и ИТ-подразделения избежать «управления по умолчанию». В свою очередь, большая прозрачность и обоснованность функционирования ИТ-службы повлечет больше понимания проблем и перспектив, а также доверия со стороны руководства. Высокий уровень вовлеченности руководства компании (CEO, COO, CIO и CFO отдельных подразделений) в ИТ-проекты (не просто согласование, а реальное участие в процессе выработки решения и согласования) позволяет надеяться на более эффективные конечные результаты.

ИТ-службы вынуждены работать в условиях непрерывно изменяющегося окружения. Причем изменения всегда неожиданны и разрушительны. Но если уметь грамотно управлять процессом изменений, в частности, за счет синхронизации ИТ-служб с бизнесом, в том числе и предугадывать изменения, можно открыть новые возможности для бизнеса компании. Идеальный баланс для компании — когда каждое решение в бизнесе имеет свое воплощение в процессах ИТ. Налаженная связь бизнеса и ИТ позволяет проектировать ИТ с учетом долгосрочности и интегрированности, закладывает основу управления как бизнес-процессов, так и процессов ИТ, позволяет расширять и интегрировать бизнес-процессы и приложения горизонтально — от поставщиков к потребителям, а также формирует основу для инноваций в бизнесе и ИТ сегодня и в будущем.

По мнению аналитиков Gartner, ради управления во имя роста и эффективности бизнеса CIO должны прикладывать усилия для улаживания споров вокруг технологий и бизнеса, снижать издержки, внедрять инновации, грамотно управлять рисками, постоянно демонстрировать ценности ИТ перед руководителями компании. В конечном счете, используя принцип управления портфелями для расстановки приоритетов ИТ-проектов и управления инициативами, CIO должны создавать высокоэффективные ИТ-службы.

Gartner выделяет шесть основных задач, определяющих роль CIO:

  • руководить, связывая бизнес и технологии;

  • предугадывать, чувствуя тенденции бизнеса;

  • вырабатывать стратегию, формируя спрос на ИТ-услуги и синхронизируя действия;

  • организовывать работы ИТ-службы;

  • предоставлять услуги, эффективные по затратам и времени;

  • измерять и оценивать различные аспекты деятельности, особенно этот пункт важен для донесения информации (измеряемой итогами работы ИТ-отдела) руководству компании.

По мере увеличения зависимости бизнеса от ИТ роль CIO повышается. CIO должен знать личные и профессиональные качества тех, кто принимает ключевые решения в компании. Подчас, ИТ-руководитель должен быть не только хорошим специалистом, менеджером, но и психологом, грамотным управленцем. Он должен донести до высшего руководства информацию о том, какие возможности ИТ нужны и какие доступны, делиться видением перспектив и ключевых задач, чтобы помочь бизнесу с помощью ИТ, укреплять доверие к персоне и к должности CIO. В свою очередь, руководители бизнеса должны определить и признать полезными ожидаемые результаты проектов и отслеживать реализацию обещанной ценности для бизнеса.

Одна из тенденций, которую можно проследить в эволюции задач ИТ-служб, — увеличение роли предугадывания развития технологий и понимания главных тенденций. Важно проактивное управление проектами с гарантированно четкими непрерывающимися процессами и объективной приоритизацией.

ИТ-метрики

Большое количество высокостоимостных ИТ-инициатив потерпели неудачу в достижении желаемого результата (улучшить основной бизнес компании). Таким образом, на данный момент доверие бизнеса к ИТ находится на самом низком уровне за многие годы. На взгляд аналитиков, это произошло из-за отсутствия методологии отслеживания эффективности влияния ИТ на основной бизнес.

Основной совет аналитиков для CIO — определять количественные метрики, чтобы иметь возможность демонстрировать вклад новых ИТ-проектов и инвестиций в улучшение бизнеса, конкурентоспособности и экономического роста компании. Управлять можно только тем, что измеряемо.

К сожалению, вопрос принятия правильных метрик для многих CIO достаточно сложный, часто при определении качества и эффективности работы в компаниях базируются на ощущениях, а не на фактах о вкладе ИТ в улучшение бизнеса. Поставщики решений должны быть способны показать бизнесу и пользователям технологий осязаемый и неосязаемый возврат инвестиций в ИТ-инициативы. Важно понять, что ИТ — это, прежде всего, средство, а не самоцель. Кроме того, по большому счету, не должно быть понятия «ИТ-проект», должен быть «бизнес-проект», часть которого — ИТ-составляющая.

«Предприятие реального времени»

По мнению аналитиков, возможности для роста компании сокращаются по мере ускорения темпов экономического развития, а клиенты становятся более требовательными. В результате предприятия должны реагировать на изменения на более ранней стадии и более быстро. Многие предприятия тратят большие деньги на ИТ, но основные темпы их развития остаются прежними. Таким образом, «предприятия реального времени», по мнению Gartner, — это предприятия, успешно использующие своевременную информацию для устранения задержек в выполнении критических бизнес-процессов и управлении ими.

Рекомендации Gartner:

  • постоянно увязывать инвестиции в ИТ с желаемыми и действительными улучшениями в бизнесе и в экономических показателях;

  • демонстрировать бизнес-ценность ИТ путем установления в компании соответствующей организационной структуры, процессов, рабочих схем, методологий и инструментов;

  • избегать добавления большего числа интерфейсов веб-браузеров в системах, которые инкапсулируют ту же самую старую модель. Это пустая трата денег;

  • стараться не закрывать глаза на трудности современной экономики, глубже изучать вопросы с целью нахождения внутренней эффективности, реагировать на изменения и отслеживать возможности корпоративных ИТ;

  • помнить, что требования к технологиям идут от бизнеса и порождаются необходимостью упрощать, автоматизировать и знать текущее состояние дел;

  • внедрять программы по сокращению сквозного цикла — центральный ускоритель изменений для извлечения максимальной выгоды от ИТ.

Современные задачи в эпоху электронного бизнеса по требованию

В современных условиях основными задачами CIO становятся снижение затрат на бизнес-процессы компании, обеспечение безопасности процессов, а также создание условий для продуктивной работы сотрудников компании.

Среди основных проблем ИТ-служб в компании аналитики выделяют следующие:

  • простой доступной ИТ-инфраструктуры;

  • интеграция информационных систем и приложений;

  • обоснование и получение возврата инвестиций в ИТ-проекты;

  • эффективное использование ИТ-инфраструктуры.

Так, по статистике, до 40% мощностей мейнфреймов и до 90% UNIX-систем в мире не используется. Таким образом, одна из основных задач ИТ-служб — наиболее рациональное и эффективное использование наличных ИТ-ресурсов. В частности, для решения означенной проблемы компания IBM предлагает следующее направление — создание возможности динамического выделения информационных ресурсов по запросу.

Естественно, этот подход немыслим без основных возможностей, которые предоставил, в свою очередь, электронный бизнес. По мере эволюции таких услуг, как доступ в интернет, возможности электронных транзакций, внутренняя интеграция ИТ с бизнес-процессами компании, а также внешняя интеграция со сторонними компаниями (поставщиками, потребителями), следующий прогнозируемый этап — динамическое выделение ИТ-ресурсов по запросу. Подразумевается, что ИТ-компании смогут динамически реагировать на нужды заказчиков, сотрудников, партнеров, выделяя столько ИТ-производительных ресурсов, сколько требуется в текущий момент или в зависимости от планируемой потребности.

Вышеозначенное требуется ради реализации основных характеристик ИТ-службы: реакция на внутренние и внешние изменения или запросы в реальном времени; иметь по возможности переменную стоимость (оплата в зависимости от потребленного объема ИТ-услуг, как за коммунальные услуги); возможность наращивания ресурсов по требованию/потребности; фокусироваться на удовлетворение и оптимизацию функций основного бизнеса компании; а также быть доступным всегда и везде.

По мнению Gartner, компании, принимая ИТ-бюджет, основное внимание будут уделять таким задачам, как снижение расходов, вопросы защиты данных, быстрое внедрение инноваций, управление рисками. В то же время объем ИТ-бюджета компаний на 2003 года прогнозируется на том же уровне, что и в 2002 году. Отметим, что прогноз нулевого роста расходов на ИТ в мире фиксируется впервые.

Оптимизация и интеграция ИТ

Современный ИТ-бизнес компаний должен быть по возможности инфраструктурно интегрированным с системами партнеров (сторонних компаний). Таким образом, важным становится унификация и интеграция различных устройств и ПО, что невозможно без соблюдения производителями открытых международных стандартов XML, Linux, WSDL, SOAP, OGSP и других, если, конечно, CIO не пользуется услугами одного поставщика. Современная ИТ-среда должна иметь также такие характеристики, как самооптимизация, автоматическое конфигурирование, самовосстановление и самозащита.

Как уже было отмечено, эволюция развития ИТ движется в сторону «адаптивной инфраструктуры по требованию». Поэтому консолидация ИТ — всего лишь один из шагов. Цель консолидации — оптимизация процессов и инфраструктуры.

Можно выделить следующие типы ИТ-консолидации:

  • комбинированный — объединение уже существующих систем без логического объединения на уровне интерфейса, не меняя инфраструктуры;

  • прямое объединение — объединение функционала, трансформирование различных объектов для получения большего сходства управления. Этот тип консолидации имеет наибольшие риски неудачи, но и наибольший выигрыш в случае удачного завершения проекта.

Gartner определяет следующие основные технологические приоритеты для компаний на 2003 год (по убыванию значимости):

  • средства информационной безопасности;

  • интеграция приложений, ПО промежуточного слоя;

  • корпоративные порталы;

  • системы управления сетями;

  • инфраструктура для электронного бизнеса;

  • средства создания, проектирования и управления содержанием веб-сайтов;

  • система хранения (SAN, NAS), управление и развертывание;

  • управление отношениями с клиентами (CRM) ;

  • веб-службы, внутренние и внешние;

  • развертывание процессов и систем обмена сообщениями на базе XML.

Архитектура предприятия и ИТ

Говоря о развитии ИТ, следует отметить, что в некоторых случаях организации достигают пределов, когда инфраструктура ИТ уже не может более расширяться без предварительного планирования. Конечно, также на эту ситуацию накладывает ограничение такой фактор, как снижение финансирования на ИТ-службы. В любом случае, современная архитектура предприятия должна адекватно поддерживать такие инициативы, как CRM, совместная коммерция, электронный бизнес и управление цепью поставок.

Согласно определению Gartner, архитектура предприятия — это описание и схема совокупности процессов, приложений, информации и технологий, их поддерживающих. Она описывает структуру этой совокупности и взаимодействия через руководящие принципы, включая правила, образцы, опорные модели и стандарты, которые следует использовать при построении новых ИТ-мощностей.

Согласно Gartner, до 2006 года включительно 80% средств, расходуемых на проекты по электронным услугам, будет потрачено впустую из-за недостаточной стабильности архитектуры предприятия. С другой стороны, к 2008 году те организации, которые не уделяли достаточно внимания созданию архитектуры предоставления услуг клиентам, осознают необходимость пересмотра прежних взглядов и приложат усилия к созданию такой архитектуры.

Что дает архитектура предприятия:

  • планирование архитектуры предприятия устраняет препятствия на пути к росту, что происходит вследствие специализированного и дифференцированного подхода в построении инфраструктуры;

  • архитектура имеет доказанное положительное влияние на улучшение эффективности ИТ-затрат;

  • архитектура гарантированно обеспечивает гибкость и динамизм систем и процессов;

  • дисциплина архитектуры и управления систематизирует использование и влияние стандартов как в самой организации, так и в сотрудничающих с ней организациях;

  • обеспечивает общий язык для объединения бизнеса и ИТ-стратегии;

  • обеспечивает базис для получения гарантированной бизнес-ценности путем увязки текущих и будущих ИТ-инвестиций с повышением конкурентоспособности организации и критически важными факторами успеха для бизнеса;

  • обеспечивает достаточный динамизм, способность к быстрому реагированию и гибкость, требуемую для занятия лидирующей позиции на рынке;

  • создает путеводитель для продвижения организации из текущего состояния к желаемому будущему статусу;

  • создает подготовку для грядущих требований со стороны бизнеса, включая совместную деятельность нескольких предприятий и организацию предприятия, работающего в режиме реального времени.

Архитектура предприятия является фундаментом, который позволяет предприятию встраивать конкурентные преимущества в свои бизнес-процессы. Это требует целостного видения предприятия. Такое видение может быть построено на тщательном исследовании технологий, существующего опыта и глубоком понимании будущего развития. Архитектура требует целей, практического опыта и знаний ИТ, чтобы гарантированно обеспечить эффективное применение наилучших технологий и практик на всем предприятии.

С точки зрения организации совместной работы, по мнению Gartner, следует внутри предприятия выделить главные бизнес-процессы и классифицировать их, в результате организация должна получить архитектуру, построенную в стиле конструктора, модули (процессы) которого можно легко масштабировать.

Главное — следует добиваться реального возврата инвестиций, процессы разработки стратегий, разработки архитектуры предприятия должны быть подвергнуты количественным измерениям и сопоставительному анализу с использованием надежных и вызывающих доверие метрик и наилучшего опыта.

Эдуард Эркола / CNews.ru


1. Source: MIT Sloan Center for Information Systems Research (CISR). Gartner.


По материалам 7-го Российского CIO-форума (22–23 мая 2003 год). Использованы аналитические материалы компании Gartner.

Короткая ссылка