Лев Матвеев, «СёрчИнформ»: Государство должно продвигать за рубеж не отдельные ИТ-продукты, а комплексные решения
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялся ИТ-завтрак, организованный объединением компаний-разработчиков программного обеспечения Руссофт. На нем прозвучало несколько идей, которые могут самым непосредственным образом сказаться на продвижении российских ИТ-компаний на зарубежные рынки. О предлагаемых мерах в интервью CNews рассказал Лев Матвеев, председатель совета директоров «СёрчИнформ».
CNews: В ходе ПМЭФ вы подняли вопрос поддержки экспорта российских решений со стороны государства. Почему эта тема стала особенно актуальной именно сейчас?
Лев Матвеев: На мой взгляд, это очевидная необходимость. Россия только за последние 10 лет увеличила экспорт в пять раз, существует бренд российского ПО. Это большой вклад самого бизнеса, который годами инвестирует, чтобы получить не мгновенную, а очень отсроченную отдачу. Но у нас есть потенциал поставлять за рубеж гораздо больше. И с этим государство может помочь. Экспорт софта — это еще и стратегически очень верно, потому что позволяет развивать наукоемкие, наиболее прогрессивные разработки.
Но важна не любая помощь. Я убежден, что нужно концентрироваться на том, в чем ты лучший. Как бы непатриотично ни звучало, «жигули» не смогут конкурировать с «мерседесом», сколько ни помогай.
CNews: Говоря об экспорте, вы в первую очередь подразумеваете ИБ-решения?
Лев Матвеев: ИБ-сектор — один из ярких примеров, для меня ситуация здесь наиболее понятна. Я вижу, что российские ИБ-продукты — это своего рода «теслы». Они часто на голову выше зарубежных разработок. Не устаю повторять — нам повезло, что на заре становления отрасли у нас были очень требовательные заказчики. Это интеллектуальные выходцы из силовых структур, которые стали ИБ-директорами, понимали ценность информации. Мы, например, как разработчик, ориентировались на эти требования, очень много фич и даже продуктов было разработано под влиянием клиентов.
Но я веду не к тому, что давайте вложимся только в ИБ, раз это «новая нефть» и ее можно дорого продать. Нет, кроме родного для меня инфобеза есть ряд сильных секторов ИТ (распознавание текста, беспилотники и др.) — есть множество компаний, которые могут не просто конкурировать с зарубежными вендорами, но и занимать лидирующие позиции.
CNews: Что именно в существующей сегодня организации поддержки экспорта нуждается, по вашему мнению, в корректировке?
Лев Матвеев: Много государственных инициатив по поддержке ИТ полезны — например, субсидирование новых разработок, закупки оборудования. В случае с экспортом поддержка несистемная, непроработанная. В результате помощь получают не те, кто должен бы, отдача от этих инвестиций оказывается маленькой. Получается, госденьги часто уходят как вода в песок.
Я всегда был сторонником того, чтобы поддерживать сильные начинания и давать толчок тому, что уже движется. Нет смысла оплачивать участие в выставке в Аргентине компании, которая не готова к работе в регионе — если у нее нет сайта на испанском языке, специалистов, готовых там работать и так далее. Иначе получается не поддержка, а какой-то «бизнес-туризм». Возможно, прозвучит грубо, но зато прямо: ездить, чтобы полдня поработать на «пленарке», а потом 2-3 дня выпивать в хорошей компании — это все-таки не про бизнес. Надо спонсировать не тех, кто за госсчет хочет посмотреть другие страны, а тех, кто хочет работать, кто трезво оценил свои силы, все за и против. Для государства поддержка таких инициатив — это гарантия, что деньги не распылятся на нежизнеспособные, необдуманные инициативы. Я считаю, что подключаться к поддержке нужно лишь в том случае, если у компании есть первые наработки за рубежом.
Расскажу на примере нашей компании. Мы прекрасно осознаем, что если беремся за продвижение где-то в Сан-Хосе, эффект будет через год-полтора. Мы идем на эту игру в долгую и рассчитываем свои силы, вкладываемся в развитие. Все эти усилия окупятся только годы спустя, и вот в этот период поддержка государства очень ценна.
Например, нам важны деловые встречи с риск-менеджерами компаний, где стоит больше 1000 компьютеров. Самим нам организовать их сложно, а с помощью профильных организаций задача становится посильной. То же с мероприятиями. Это самый эффективный способ продвижения, поэтому в России мы организуем Road Show на 20-25 городов, собираем больше 3000 участников. За рубежом, не зная рынка, организовать такую же огромную явку сложнее, нужна помощь в организации и сборе таргетированной аудитории, услугах колл-центра для прозвона базы и т.п. Даже помощь в подготовке актуальной для региона темы и программы выступлений будет очень ценна. Конечно, мы делаем это сами, но эффект при поддержке будет выше.
CNews: На ПМЭФ вы также упомянули, что поддержка экспорта ИТ должна носить платформенный характер. Можете рассказать об этой идее подробнее?
Лев Матвеев: Говоря о платформенном подходе, я имею в виду необходимость организовать продвижение за рубежом не отдельных ИБ-продуктов, а комплексных решений. Мы такой же подход продвигаем и в России. Здесь мы предлагаем создать государственные центры ИБ, которые позволят защитить те компании и организации, которым пока не до того, у кого недостаточно ресурсов и экспертизы. Это компании, где 50-100 компьютеров. Это государственные организации, для которых ИБ совершенно непрофильное дело — поликлиники, школы и т.п. Для этих организаций вопрос защиты информации не решается простой закупкой софта — некому с этим софтом работать. Это как подарить машину тому, у кого нет прав. Нужен и софт, и помощь с «нормативкой», и с рабочими «ИБ-руками». Центры ИБ этот вопрос позволяют решать.
Как раз сейчас мы ведем переговоры с министерствами ряда регионов России о создании первого такого государственного центра ИБ. «Тестирование» в рамках одного субъекта поможет получить первые результаты, проанализировать и исправить слабые места проекта, довести его до ума, чтобы дальше тиражировать по всей стране. То есть, по сути наладить эталонную информационную безопасность у себя в стране. И вот такой «продукт» уже предлагать за рубеж. Не отдельные решения вендоров, а Центры ИБ как платформу.
Я убежден, что при правильном подходе российский инфобез может стать настоящим брендом. Для всех стран мира сейчас безопасность — это головная боль. Если российское государство бок о бок с вендорами предложит другим дружественным государствам работающее обкатанное решение, верю, что оно будет востребовано.
CNews: Не станет ли препятствием к экспорту решений традиционное недоверие к отечественным ИТ?
Лев Матвеев: Конечно, есть страны, где настроены настороженно, и, например, мы как ИБ-компания пока не видим смысл биться головой о стену в США. Но есть множество стран, где этого делать не приходится. Так что если не весь мир, то треть или половина нам точно доступны: Латинская Америка, страны арабского мира, Африки, Азии и др.
Мне нравится пример Huawei. Компания работает в сложных для себя условиях, но роет носом землю, ищет варианты сотрудничества, и получается. Мы, кстати, реализуем совместный проект — компания выбрала наше решение FileAuditor для интеграции со своей СХД.
CNews: Получали ли вы какую-то обратную связь от госорганов по вашим предложениям?
Лев Матвеев: Я вижу хорошую реакцию, глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн, который был на завтраке Руссофта, сказал, что заинтересован инициативами. Мы договорились обсудить тему подробнее в сентябре.
Вижу поддержку, потому что часто слышу схожие идеи с самых разных сторон. На нашей конференции Яна Епифанова, вице-президент Ассоциации банков России, сообщила, что видит необходимость в создании единого инфраструктурного решения. Она считает, что небольшие региональные банки с базовой лицензией очень заинтересованы в нем. Самостоятельно разворачивать защитные продукты для них дорого и сложно, а требования регуляторов никто не отменял.
В бизнесе мы тоже видим поддержку. Я специально задаю вопрос про сервисный формат обеспечения безопасности каждое интервью, которые провожу с ИБ-директорами на телеканале «Пробизнес». Все они говорят про аутсорсинг как о единственно возможном решении. Никто не представляет, как еще небольшой компании или госорганизации обеспечить себе полный набор софта и, главное, кадров, если даже для корпораций это не всегда просто.
CNews: Какие еще мнения, звучавшие во время мероприятия, привлекли ваше внимание?
Лев Матвеев: Мне близка точка зрения Андрея Безрукова, президента Ассоциации экспорта технологического суверенитета, который тоже говорит про платформенность, но еще более глобально. Но если говорить в общем, мне ближе всего точки зрения коллег, которые видят для себя возможности, а не поводы унывать. Я и свою команду учу, что нет слова «невозможно», есть только сроки, за которые эти задачи решаемы. Все. То же самое — про выход за рубеж. Да, мы вбухиваем много денег несколько лет подряд, нам нелегко продвигаться, но «сложно» — это не повод отступать. Я верю, что вложенные деньги и усилия вернутся многократно.
CNews: Вы достаточно активно включаетесь в общественные процессы. Какую пользу это приносит вам и вашей компании?
Лев Матвеев: Если про личные мотивы, пусть прозвучит слишком пафосно, но мне небезразлично благосостояние России. Мне хочется, чтобы она становилась комфортнее для жизни, богаче. Я знаю, что моя активность кого-то раздражает, уже приходится читать про себя какие-то выпады, небылицы. Видимо, идем верным путем, раз так.
Для нашей компании это этап взросления. Бизнес растет, у нас скоплены наблюдения о работе отрасли, и нам нужна трибуна, чтобы эту информацию доносить. Никакая даже самая активная компания не сможет изменить ситуацию в одиночку. Участие в общественной жизни, ассоциациях помогают мне объединять усилия с другими компаниями. Очень приятно, что идеи находят поддержку, многое из того, что мы в компании предлагали, реализовано в отрасли. Это, например, первый пакет мер поддержки ИТ, налоговый маневр, которые были приняты в прошлом году.
Государство дает сигнал, что готово взаимодействовать. Это очень хорошо, потому что не слушать обратную связь вредно, без нее ты, как в вакууме.
CNews: Вы достаточно часто не стесняетесь давать эту обратную связь государству. Порой она выглядит достаточно жесткой критикой.
Лев Матвеев: Возможно, это выглядит так. Для меня это просто честность, которой я жду и в своем бизнесе тоже. Я, например, не должен разбираться, как писать код на java, но должен уметь слушать профессионалов, которых нанял. Я считаю это правильным, поэтому сам часто собираю планерки на 10-12 человек. Мы можем спорить и даже ругаться, это нормально. Главное, что мы это делаем с целью принять наиболее правильное решение.
В государстве так же — нельзя бояться сложных разговоров и другого мнения. Государство должно быть заинтересовано в таких «планерках», на которых из 12 участников половина будет представлять коммерческий сектор. Это будет 5-6 разных точек зрения, которые помогут принять лучшее решение.
Поэтому я без страха иду на дискуссии. Не мой стиль сидеть и жаловаться, что все плохо. Я намерен идти и добиваться, чтобы было лучше, чтобы нам помогали и помогали наиболее правильным образом.