Спецпроекты

Безопасность Стратегия безопасности Техническая защита Новости поставщиков

Борис Шаров: Антивирус является основой любой ИБ-системы

Рынок антивирусного ПО в России за последние годы рос очень быстрыми темпами, равно как и уровень угроз и сфере информационной безопасности. Тем не менее, информация о его ключевых игроках и о качестве их продуктов по-прежнему является труднопроверяемой и часто не соответствует действительности. Сегодня своим видением рыночной ситуации делится генеральный директор компании "Доктор Веб" Борис Шаров.

Наличие межсетевого экрана для защиты от хакерских атак в решении влияет на конечную стоимость продукта. Компания покупает прежде всего антивирус, а если ей нужно защищать свой периметр от атак, она выберет межсетевой экран, но не в составе комплексного решения, а нормальный, профессиональный продукт. Очень часто нас ставят в тупик организованные явно под определенных вендоров требования в корпоративных тендерах и в крупных государственных организациях. Клиенты, имеющие установленный корпоративный файервол, требуют, чтобы антивирус для рабочих станций также имел файервол. Иными словами, они готовы покупать некое комплексное решение, но при этом даже не понимают, зачем.

CNews: В последнее время аналитики активно говорят о том, что в 2009 году будут созданы новые высокотехнологичные вредоносные программы. Их авторами станут уволенные ИТ-специалисты, которые войдут в ряды кибермафии. Верите ли вы в эти прогнозы?

Борис Шаров: Возможно, уволенные из компьютерных компаний сотрудники частично пополняют криминалитет, но на основании этого заключать, что кризис спровоцирует всплеск киберпреступлений, нельзя. Ряды преступников пополняются, однако количество здесь никогда не перерастет в качество. Программисты должны будут переступить грань между нормальной работой и преступной деятельностью, которая на самом деле очень заметна. Человек не может не понимать, что именно он создает: новую разработку "в мирных целях" или программу по рассылке спама.

CNews: Насколько серьезную угрозу сейчас представляют вирусы для мобильных устройств, прежде всего, для смартфонов и коммуникаторов?

Борис Шаров: Среди наиболее серьезных угроз для мобильных телефонов я бы выделил два типа: отправка платных SMS на короткие номера без ведома владельца, а также переводы денежных средств с мобильного на мобильный внутри сети. И тот, и другой способ мошенничества является очень опасным для преступника – все операции по транзакциям фиксируются сотовыми операторами и адресат всегда известен. Поэтому нет и очень важной составляющей киберпреступности – ненаказуемости и неуловимости. В эту сферу не пойдет крупный криминальный капитал.

CNews: Распространенность интернета в России пока не позволяет назвать нашу страну "цифровой", однако провайдеры уже активно заботятся о безопасности пользователей, распространяя через "личные кабинеты" и свои порталы антивирусные продукты. На ваш взгляд, насколько успешна такая модель дистрибуции?

Борис Шаров: Dr.Web распространяется через достаточное большое число провайдеров, но не как продукт, а как услуга антивирусной защиты (интернет-сервис Dr.Web AV-Desk). Наше решение в корне отличается от того, что предлагают другие компании.

Мы не предоставляем демонстрационную версию антивируса, чтобы пользователь потом приобретал лицензию на полнофункциональное использование продукта. Наша система предполагает, что провайдер преследует цель по привлечению к себе новых пользователей и защите своей сети антивирусом. Одновременно с этим он заинтересован в том, чтобы у его клиентов был тоже установлен качественный антивирусный продукт. Если он выбирает бесплатный антивирус - он обманывает сам себя, потому что не получает с этого ни дохода, ни привлекательности. На самом деле, качественных бесплатных антивирусов не существует. Так или иначе, люди приходят к платным решениям, которые приобретаются отдельно. В нашем случае они придут к провайдеру, потому что услуга неотделима от его сервиса.

CNews: Интернет очень часто используется злоумышленниками для осуществления мошеннических операций, например, для снятия средств в системах интернет-банкинга. Насколько эти угрозы действительно представляют опасность для российских пользователей?

Борис Шаров: Фишинг в России, на самом деле, сам по себе опасности не несет. Мы сами постоянно видим фишинговые письма, адресованные якобы компаниями CityBank или Barclays Bank, но они для российских граждан никакого смысла не имеют. Мошенники, рассылающие подобные письма, рассчитывают, что по статистике небольшой процент получателей все же отреагирует на эту рассылку. С учетом западной распространенности интернет-банкинга этот процент как раз дает возможность считать данную модель преступной деятельности экономически выгодной за рубежом. В России же пользователей интернет-банкинга крайне мало, и это люди имеют очень высокий интеллектуальный уровень и вряд ли попадутся на фишинговые письма. Поэтому мы понимаем, что масштаб угрозы, которой они подвергаются, в общем-то, невелик.

CNews: Как вы оцениваете рынок антивирусов в России в 2009 году? Будет ли наблюдаться рост продаж? Изменится ли стоимость продуктов?

Борис Шаров: Для нас любая оценка рынка антивирусов – это виртуальная цифра, некая фантазия, которая каждым вендором придумывается по-своему. Вся сложность состоит в том, как посчитать доходы: в нашем случае достаточно умножить цену коробочного решения на количество, прибавить объемы продаж на корпоративном рынке и учесть пользователей Dr.Web AV-Desk. Как производят расчеты другие вендоры, неизвестно, поэтому любые их заявления можно оценивать по-разному, а общей цифры по антивирусному рынку не сможет дать никто.

Выгодные предложения для пользователей очень хороши тогда, когда есть четкая уверенность, что информация о них дойдет до всех потребителей. Замечу, что если для этого приходится привлекать дополнительные капиталовложения, то очень часто можно наблюдать прямо противоположный эффект: затраты на маркетинг перекроют практически всю выгоду от этих акций. Я считаю, что на рынке продуктов информационной безопасности по-прежнему остается пространство для маневров, потому, что заявления о том, что многие пользователи вернулись к пиратским продуктам, не распространяются на антивирусы. Вендоры предлагают бесплатные версии своих продуктов, и теоретически платные решения вообще не должны продаваться. Однако стоит подчеркнуть, что между коммерческим и некоммерческим антивирусом существует очень четкое разделение, и эти сегменты рынка никогда не пересекутся. Никто, уважающий свою безопасность, не выберет бесплатное решение.

Михаил Демидов

Короткая ссылка