Спецпроекты

Безопасность Стратегия безопасности

Positive Technologies: Компания добровольно отдает сотрудникам самое дорогое – время

Positive Technologies – одна из самых быстрорастущих компаний на мировом рынке информационной безопасности. За последние два года она открыла офисы и представительства в Санкт-Петербурге, Дубае, Лондоне, Мумбаи, Риме, Сеуле и Тунисе, обустроилась в новой суперсовременной штаб-квартире в Москве и заняла третье место по темпам роста в сегменте Vulnerability Assessment международного рейтинга IDC. Агрессивный рост потребовал расширения штата: за это время он увеличился вдвое. О том, как в условиях активного развития нанимать нужное количество талантливых профессионалов, столь дефицитных на рынке труда, и зачем продолжительность отпуска в компании была увеличена до шести недель, в интервью CNews рассказала заместитель генерального директора Positive Technologies Татьяна Гусева.

CNews: Слово "хакер" часто вызывает неоднозначную реакцию. В вашей компании практически каждый второй – хакер. Не приходилось ли вам в связи с этим сталкиваться с настороженным отношением со стороны заказчиков?

Татьяна Гусева: На самом деле хакер – это прежде всего эксперт, ученый, который глубоко разбирается в компьютерных системах и старается их усовершенствовать с помощью нестандартных решений. Да, бывают специалисты, которые используют свои знания во вред окружающим. Мы принципиально держимся в стороне от людей с подобным "бэкграундом". Наши эксперты ежедневно получают доступ к конфиденциальной информации крупнейших российских и международных компаний, и потому естественно, что мы должны быть на 100% уверены в своих сотрудниках. Если выяснится, что человек в прошлом был причастен к кибермошенничеству, то путь в нашу компанию ему навсегда закрыт. Для того чтобы молодые люди понимали грань, отделяющую исследователя от преступника, мы осознанно популяризируем этичное хакерство: устраиваем соревнования CTF, реализуем программу Positive Education. Ну и самое главное – мы предоставляем человеку возможность "ломать" легально. Подписываться своим собственным именем, а не никнеймом, участвовать в сложнейших проектах, разгадывать программные ребусы, искать уязвимости и получать за это деньги, не боясь наказания. Наша задача – увлечь их настолько, чтобы у них не оставалось сомнений в правильности законного пути.

CNews: А чем еще вы пытаетесь привлечь своих специалистов? Конкурентная зарплата и интересные профессиональные задачи – это много, но ведь это не все, что нужно для счастья? Иначе говоря, как вы относитесь к модным нынче веяниям вроде персонального рабочего графика или расширенного соцпакета?

Татьяна Гусева: Самое ценное, что у нас есть, – это люди, такова специфика нашего бизнеса. Ведь именно они создают уникальные программные продукты, которые мы продаем нашим заказчикам и которые позволяют нам быть лучшими на рынке. Однако эти продукты нельзя создать один раз и потом продавать сто лет. Они постоянно совершенствуются, и происходит это благодаря нашим специалистам. Именно поэтому мы стремимся создать максимально комфортные условия и для работы, и для творчества, а в идеале – совместить оба процесса. Московский офис переехал в современный бизнес-центр "Преображенский", где есть много пространства для отдыха и неформального общения и огромные окна, дающие много света. У нас теперь есть конференц-зал, предназначенный для лекций и семинаров, причем не только на профессиональные темы, но и на любые другие – от йоги до авиамоделирования. Есть также спортивная зона (турники, боксерская груша) и несколько душевых для тех, кто хочет заниматься спортом прямо в офисе или приезжать на работу на велосипеде. При этом сотрудникам, которым не нравится крутить педали перед рабочим днем, не приходится добираться на маршрутках: офис находится буквально в нескольких шагах от станции метро "Преображенская площадь".

Ни "свободного", ни "специального" рабочего графика у нас нет, но не потому что мы вредные бюрократы. Охранники в нашем офисном центре могут работать сутки через трое, а вот мы – нет. Мы убеждены, что "брейнcтормить" лучше вместе, а не по очереди, поэтому в Positive Technologies классическая пятидневка, но с одним нюансом: можно выбрать время начала рабочего дня в достаточно широких пределах.

CNews: А для чего вы увеличили отпуск до шести недель? Не боитесь, что это плохо скажется на производительности? Ведь получается, что ваши сотрудники за год наработают меньше, чем сотрудники конкурентов, у которых отпуск длится стандартные четыре недели?

Татьяна Гусева: Не боимся. Мы очень серьезно относимся к такому понятию, как время. Его невозможно купить за деньги, и с точки зрения развития личности ничего дороже у человека нет. Мы также осознаем, что успех нашего бизнеса очень сильно зависит от того, насколько эффективны наши сотрудники. Насколько хорошо они могут искать уязвимости, писать код, находить нестандартные решения. В нашем бизнесе очень важна именно такая эффективность. Усталый сотрудник или сотрудник, который не может посвящать достаточно времени своей семье и друзьям, своим увлечениям, — не может быть эффективным. Какое-то время он будет работать через силу, а потом потеряет всякий интерес к своему делу. Просто потому что устал и несчастлив. Positive Technologies этого не хочет и поэтому добровольно отдает людям самое дорогое – дополнительное время, чтобы каждый мог общаться с семьей, заниматься спортом, путешествовать: жизнь ведь не ограничивается только работой. Надо, чтобы у человека в жизни было больше позитива, и тогда он будет хорошо работать.

CNews: Вот, кстати, о позитиве. Удается ли вам собрать коллектив действительно позитивных людей? Должен ли новый сотрудник Positive Technologies отвечать каким-то специальным критериям, чтобы работать в компании с говорящим названием? И что вы делаете, если кандидат подходит вам по профессиональным навыкам, но выглядит грустным?

Татьяна Гусева: Мы берем его на работу и веселим всеми возможными способами. (Смеется.) А если серьезно, я счастлива, что у нас сложилась очень демократичная, но вместе с тем очень плодотворная атмосфера. Как-то так получается, что лучше всех в Positive Technologies приживаются увлеченные и творческие люди. Любой сотрудник может зайти в кабинет генерального директора, задать вопрос, посоветоваться. У нас отсутствует бюрократия, а в общении все очень быстро переходят на «ты» независимо от занимаемой должности. Нет дресс-кода (за исключением элементарных правил приличия); половина сотрудников ходит в кедах, футболках и джинсах. Одним словом, здесь легко найти не только единомышленников, но и друзей.

Специальных психологических критериев отбора у нас нет, разве что общая адекватность. Компания росла долго и плавно, мы никого не покупали, не поглощали, поэтому наша компания развивалась из единого ядра, из одной команды товарищей. Я убеждена, что проблемы в коллективе возникают там, где людям банально нечем заняться, где не видно цели. Мы делаем все для того, чтобы новые люди приходили в нашу семью и становились ее членами. В семье, в нормальной семье, все друг друга любят. В такой обстановке человек не будет ни с кем конфликтовать, строить интриги. Дружеские отношения – это тот фундамент, который не дает компании рассыпаться. Бизнес бизнесом, но если не будет хорошей атмосферы и не будет драйва – не будет и самого бизнеса.

Короткая ссылка