Спецпроекты

Безопасность Стратегия безопасности Бизнес Законодательство Интернет E-commerce Веб-сервисы

Хакеры отмывали деньги на е-билетах РЖД

Трое студентов c помощью поддельных паспортов обналичивали деньги с чужих банковских карт интересным способом – покупая в интернете железнодорожные билеты и затем возвращая деньги за них на другую карту. Но РЖД уже пресекли такой способ «обналички» - с января этого года деньги за е-билеты возвращаются на ту же карту, с которой были сняты.

Статс-секретарь Николай Овчинников, зам. министра внутренних дел России, рассказал сегодня (20 августа) в интервью gzt.ru о том, что Северным управлением внутренних дел на транспорте (УВДТ) расследуется уголовное дело в отношении троих учащихся Волгоградской сельскохозяйственной академии (по информации других источников — Ярославской, — прим. CNews), молодых людей 22–23 лет. Используя поддельные паспорта (утерянные или похищенные, со своими вклеенными фотографиями), они покупали через сайт РЖД (rzd.ru) наиболее дорогие билеты на поезда дальнего следования. Для оплаты они указывали номера и коды безопасности банковских карт иностранных банков — США, Германии и даже Новой Зеландии. Каким образом информация о банковских картах попала к студентам — еще выясняется.

«По правилам, если билет был оплачен по карте, то и деньги за него должны быть возвращены на карту — ту, которую укажет клиент. Следующим шагом они обналичивали средства и тратили на свои прихоти», — отмечает в своем интервью Николай Овчинников. Мошенники каждый раз использовали для оплаты билетов новую карту, а затем оформляли в кассах РЖД возврат приобретенных проездных документов. Таким образом они обналичили стоимость 70 билетов, что, по данным Овчинникова, составило более 1,3 млн руб.

Как рассказали CNews в пресс-службе РЖД, действительно, ранее при возврате билета, купленного в интернете, деньги зачислялись на любую карту, которую пассажир предъявлял в кассе. Но после раскрытия мошенников — по информации РЖД, жителей Вологды, — этот порядок был изменен. «Совместно с „ТрансКредитБанком“ (опорным банком РЖД) было принято решение перейти на практику возврата денег за билеты на ту карту, с которой была совершена оплата, — говорят в пресс-службе „Российских железных дорог“. — Таким образом, повторить опыт вологодских мошенников больше не удастся». Новый порядок возврата денег за е-билеты был введен 12 января 2009 г. Вместе с ним исчезла необходимость иметь при себе банковскую карту при возврате билета.

Мошенники воспользовались тем, что раньше при возврате е-билета деньги перечислялись на любую предъявленную карту
Мошенники воспользовались тем, что раньше при возврате е-билета деньги перечислялись на любую предъявленную карту

Железнодорожники особо подчеркивают, что уголовное дело, которым сейчас занимается Северное УВДТ, не касается самого сайта РЖД: он не был взломан и каким-либо иным образом скомпрометирован.

Схема, которую использовали студенты для обналичивания денег с чужих карт, была раскрыта правоохранительными органами в конце прошлого года. РЖД в апреле этого года рассказали о ней в своем издании «Северная магистраль» со ссылкой на начальника Северного УВДТ генерал-майора милиции Михаила Кулакова. Сумма ущерба от деятельности мошенников на тот момент оценивалась более чем в 1,5 млн руб., но отмечалось, что это предварительная оценка. Действия вологжан квалифицируются по ст. 159 УК (так называемое «компьютерное мошенничество»). Согласно п. 4 этой статьи («мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»), подследственным грозит тюремный срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. К сожалению, в Северном УВДТ не смогли ознакомить CNews с другими подробностями «вологодской истории»: следователя по данному делу сегодня не было на месте.

Надежда Генина

Короткая ссылка