Спецпроекты

Безопасность Стратегия безопасности Интернет

В США назвали Россию главной кибер-угрозой

Американский военный считает, что современная форма правления в России и высокий уровень коррупции позволяют осуществлять достаточно эффективные кибер-атаки как на внешних врагов, включая США, так и на внутренних.

Россия является более серьезной кибер-угрозой, чем Китай, утверждает Дэвид Смит (David Smith), директор некоммерческой организации Potomac Institute Cyber Center, занимающейся вопросами кибер-безопасности. Свое мнение он выразил в статье, опубликованной в августовском выпуске электронного журнала Defence Dossier, издаваемого Американским советом по внешней политике.

«Большинство комментаторов видят источником атак на США Китай. При этом мы на свой страх и риск забываем про Россию», - пишет Смит. Он напомнил, что в книге Cyber War, выпущенной в 2010 г. бывшим координатором Белого дома по вопросам информационной безопасности Ричардом Кларком (Richard Clark), было написано: «Не стоит считать Китай важнейшей угрозой США в кибер-пространстве. Россия определенно опытнее, почти настолько же, насколько мы сами».

Россия имеет широкую концепцию информационной войны, включающую в себя разведывательную и контрразведывательную работу, дезинформацию, электронные войны, ослабление связей, нарушение поддержки навигации, психологическое давление и разрушение информационных систем, пишет Дэвид Смит.

Первым практическим испытанием доктрины кибернетической войны было нападение на Грузию в 2008 г. Хотя оно оказалось не вполне успешным, стоит предположить, что российские военные извлекли из него уроки.

Российская концепция информационной безопасности, преследующая три основные цели, отличается от концепций западных стран, пишет в своем докладе Смит. Если первая из трех целей, защита стратегически важной информации, свойственна любому государству, то защита населения от вредной для него иностранной информации и насаждение патриотических ценностей являются уникальными, по крайней мере для демократических стран.

Дополнительно Смит приводит в качестве экспертного мнения цитату исполнительного директора компании Taia Global, специалиста по информационной безопасности Джеффри Кара (Jeffrey Carr): «Операции России в кибер-пространстве редко раскрываются. Это является прямым показателем того, что они проводятся успешно».


Дэвид Смит, директор Potomac Institute Cyber Center, считает, что Россия страшнее Китая

Еще одной уникальной особенностью русского подхода является опора на обширные молодежные группы, таких как контролируемые Кремлем "Наши" и киберпреступные синдикаты, такие как несуществующая теперь Russian Business Network (RBN). До своего видимого закрытия в 2008 г. RBN была вовлечена почти в каждую известную схему фишинга, систему распространения вредоносных программ, вредоносного кода, DDoS-атак, детской порнографии и т.п., говорится в докладе. Если такая организация более не существует, очевидно, что ее руководители сейчас активны где-то в другом месте интернета.

Есть две причины, почему в России к киберпреступной работе стараются привлекать молодежь. Во-первых, это сверхрентабельный бизнес: находясь в резерве, киберпреступники не требуют денег. Во-вторых, даже в результате обширной экспертизы не прослеживается связь между кибер-атаками и правительством.

В России достаточно хорошо подготовленных людей для проведения этих мероприятий. Будучи типичной сырьевой экономикой, Россия до сих пор пользуется преимуществами неплохой советской системы образования. В то время, как богатства сосредоточены в руках меньшинства, специалисты в математике, естественных науках и компьютерных технологиях вынуждены искать себе работу.

«Россия - ее правительство и множество спонсируемых государством кибер-преступников и участников молодежных движений (включая "Наши") - интегрировали кибер-операции в свою военную доктрину и занимается стратегическим шпионажем и диверсиями в отношении США. Более того, она не предпринимает каких-либо дипломатических усилий, чтобы улучшить ситуацию, хотя на международной арене постоянно твердит, что выступает за конструктивный подход», - пишет Дэвид Смит.

«Компьютеры являются одними из множества инструментов, с помощью которых Россия ведет информационную войну. Она ведется 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и в мирное, и в военное время. Война ведется с помощью DDoS-атак, углубленного поиска уязвимостей и с помощью телеканала Russia Today, - пишет Смит. - Эти меры вплетены в военную стратегию России. Война для России в том числе означает и информационную войну, и информационная война против России будет рассматриваться как война».

В своей публикации Смит говорит, что правительство России стоит за атаками как на внешних, так и на внутренних врагов. Он описывает события, происходившие в информационном поле на фоне вооруженного конфликта с Грузией в Южной Осетии в 2008 г. и переноса памятника погибшим советским войнам из центра Таллина в Эстонии на военное кладбище в 2007 г. Автор статьи также упоминает атаки весной 2011 г. на российские веб-сайты оппозиции Владимиру Путину, включая станицу Алексея Навального в LiveJournal и его сайт «РосПил», посвященный борьбе с коррупцией.

«Коррупция является основной чертой современной формы правления в России, - аргументирует Смит. - Коррупция, которой пронизана вся система, создает возможности для тайных сговоров по поводу почти чего угодно. Нормы права выброшены, они заменены персональными взаимоотношениями и откатами. Законы исполняются своевольно - так, как выгодно кругу друзей определенного человека. Ни один не становится богатым, ни один не добивается успеха, ни один не может сделать ничего значительного, пока не получит разрешение у внутреннего круга Владимира Путина».

Сергей Попсулин

Короткая ссылка