Кроме того, за счет использования архивации снижается объем оперативных данных, резервное копирование которых необходимо регулярно осуществлять, в результате чего существенно сокращается время на резервное копирования и восстановление. Следовательно, при каком-либо сбое системы на восстановление оперативной информации потребуется значительно меньше времени. При необходимости пользователь всегда сможет обратиться к архивированным данным, произвести мгновенный поиск по этой информации. Системы резервирования и архивирования данных также нацелены на сохранение природных ресурсов: они позволяют сократить количество оборудования, которое необходимо питать, охлаждать, это снижает выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Направление резервирования и архивирования данных уже на протяжении нескольких лет растет в Softline примерно на 30—40% в год.
Некоторые компании ошибочно считают резервным копированием простое хранение массива данных на каком-либо носителе. Грубо говоря, вставил флешку, скопировал все данные — все, у тебя есть резервная копия. Иногда внутренняя ИТ-служба все же устанавливает программное обеспечение для резервного копирования, но не разрабатывает регламент и систему предотвращения сбоев и краж. Это неправильный подход. Внедрение полноценного резервного копирования – это не только установка программного обеспечения вроде Symantec Backup Exec. Это ответственная работа, которую нужно проделать, чтобы компания была спокойна за информацию, которую она ежеминутно, а иногда и ежесекундно обрабатывает. SLA по резервному копированию прорабатывается отдельно с каждым заказчиком, и всегда указываются точки, которые определяют необходимую частоту проведения резервного копирования данных. Промежуток между этими точками является тем временем, за которое информация может быть просто не восстановлена. Каждый клиент сознательно идет на такой риск, устанавливая определенные требования к регулярности копий. Второй важный пункт в SLA — время на восстановление того или иного сервиса. Третий — это окно резервного копирования.
Мы можем вспомнить много случаев, когда компании, у которых случился крах AD (Active Directory) или почтовой системы, не работали из-за этого длительное время. Убытки были настолько большими, что руководству приходилось сокращать персонал, чтобы восстановить бизнес. Все это происходит из-за того, что компании, как правило, задумываются о системах резервного копирования данных лишь после значительных сбоев. Мы же проводим вебинары, встречи для клиентов, демонстрируем им наши бизнес-кейсы, консультируем по правильной интеграции системы резервного копирования данных в ИТ-инфраструктуру предприятия. Проблема в том, что владелец бизнеса всегда заметит, если у него выйдет из строя часть какого-то «железа», т.е. чего-то осязаемого. А информация — она неощутима до тех пор, пока не перестанет существовать.
В последнее время рост информации в секторе SMB значительно выше, чем у Enterprise-сегмента. Увеличение количества информации — следствие корпоративной переписки и различных транзакций. Ежегодный прирост объемов данных в компаниях варьируется от 50 до 100%. Подобные цифры основаны на наших наблюдениях, касающихся увеличения спроса на системы архивирования и резервного копирования данных. Раньше компании предпочитали довольствоваться тем, что их данные хранятся на каких-то отказоустойчивых массивах с использованием технологий зеркалирования и избыточности данных. Но сейчас бизнес практически не приходится убеждать в том, что актуальность систем резервного копирования достаточно велика. Многие заказчики сами понимают это и обращаются к нам. Заинтересованность в подобных системах есть как у государственных заказчиков, так и у коммерческих структур.
CNews: Для каких компаний наиболее актуальна проблема интенсивного прироста данных? Кто в первую очередь нуждается в системах резервного копирования и архивирования данных?
Если решения по архивированию данных востребованы крупным бизнесом, то резервное копирование необходимо абсолютно всем. Некоторые компании, самостоятельно внедряющие подобные системы, все равно впоследствии обращаются к нам, так как не удовлетворены их работой. В большинстве случае это связано с неверным выбором инструмента для резервного копирования. Когда к нам обращаются просто за программным обеспечением для резервного копирования, мы всегда высылаем опросные листы, проводим анализ для определения состава физической и виртуальной инфраструктуры и ее организации. Это необходимо для понимания требований заказчика, его SLA к резервному копированию и для правильного выбора инструмента.
CNews: Какие объемы данных, на ваш взгляд, целесообразно накапливать и хранить в организациях? Меняется ли эта планка в зависимости от отрасли?
Компании SMB-сектора часто еще не подошли к тому рубежу, когда объем накопленной информации заставляет систему работать на пике ее мощностей. Системы архивирования данных ими не востребованы, так как данных еще очень мало. Однако даже небольшие компании хранят абсолютно всю информацию, просто у них она накапливается в незащищенном виде — на рабочих станциях, в файлах личных папок.
CNews: Какие типы данных принято резервировать и архивировать в российских компаниях – из вашей практики?
CNews: Как используются данные из архива?
Чтобы информация была полезна, ее нужно структурировать. Многие компании просто накапливают массивы данных на носителях, но даже не представляют, где и что на них находится. Это уже не информация, а именно массив данных, который потребляет ресурсы, требует времени на администрирование, поддержание и сохранение. Каждый год объем этих данных увеличивается. В итоге получаются сотни терабайт информации, которая никак не структурирована. Ее ценность равняется нулю. Если такая ситуация в компании продолжается на протяжении нескольких лет, то в один момент руководство решит избавиться от этих данных за ненадобностью. Однако первая же проверка либо служебное расследование обернутся отсутствием необходимой информации и неприятностями: потерянным актом, счетом или письмом. Архивирование решает вопрос хранения, доступности, структурирования и индексирования информации, не допуская ее безграничного, неоптимизированного роста.
CNews: Заказчики пользуются облачными сервисами при архивировании или резервном копировании информации?
Александр Фроликов: Самым быстрым носителем информации, конечно, являются дисковые системы накопления данных, на которые можно осуществлять запись резервной копии с максимальной скоростью. Однако дисковые системы хранения данных не обеспечивают катастрофоустойчивость — ее могут обеспечить лишь носители, которые находятся за пределами организации, то есть ленточные носители или «облако». Практически все системы резервного копирования позволяют хранить информацию как внутри компании, так и с использованием ленточных носителей или облачных решений. Однако перенос данных в «облако» сейчас не очень популярен, так как многие вендоры работают с собственными «облаками». Заказчики не готовы резервировать данные на ресурсах иностранных компаний — они предпочитают использовать ленточные носители и организовывать резервные ЦОДы.
Например, у Symantec есть продукты Backup Exec и NetBackup. Symantec Backup Exec подходит малому, среднему и даже крупному бизнесу, но ориентировано только на систему Microsoft. Компаниям, использующим, например, Solaris, это решение уже не подойдет — им нужен NetBackup. Однако в этом продукте нет встроенной системы архивирования. Если же клиенту необходима эта функция, стоит обратиться к Symantec Enterprise Vault. У CA Technologies есть решение, которое позволяет совершать не только традиционное резервное копирование, но и поблочное, которое позволяет восстанавливать данные после сбоя быстрее.
Важно, чтобы заказчик реально оценивал убытки, в которые выливаются вынужденные простои после сбоев, и четко понимал, за какое время ему нужно восстановить информацию. Чем короче время восстановления и чем меньше данных заказчик хочет потерять, тем дороже будет стоить система резервного копирования. Снижение времени восстановления на 10—20% в разы увеличивает стоимость системы резервного копирования. Однако чем крупнее компания, тем больше убытков она понесет в случае малейшего сбоя. Внедрение системы резервного копирования все равно обходится дешевле, нежели восстановление бизнеса после серьезного краха системы.