Спецпроекты

Безопасность Цифровизация Техника

Как власти сэкономят 109 млрд руб. на создании инфраструктуры для дронов и обеспечении защиты от них

Финансирование федерального проекта по развитию инфраструктуры и обеспечению безопасности БАС сокращено на 109 млрд руб. — до 152 млрд руб. В частности, были исключены мероприятия по защите аэропортов от противоправного применения дронов.

Федеральный проект по инфраструктуре и безопасности БАС

В распоряжении CNews оказались две версии федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем». Документ является частью национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС). Куратором федпроекта является Минтранс.

Первая версия федпроекта, принятая ориентировочно в конце 2023 г., предполагала расходы за период 2024-30 гг. в размере 261,66 млрд руб. Из данной суммы федеральный бюджет должен был выделить 230,7 млрд руб., консолидированные бюджеты субъектов федерации — 38 млрд руб., внебюджетные источники — 1,9 млрд руб.

Известно, что в конце 2024 г. нацпроект БАС подвергся серьезному секвестированию. Вторая версия указанного федпроекта предполагается расходы 152 млрд руб., из которых на федеральный бюджет приходится 131 млрд руб., на консолидированные бюджеты регионов — 21,4 млрд руб. Финансирование из внебюджетных источников отсутствует. То есть затраты были сокращены в 1,7 раз, в абсолютных выражениях сокращение составило 109,6 млрд руб.

Финансирование федерального проекта по развитию инфраструктуры и обеспечению безопасности БАС сокращено на 109 млрд руб

В Минтрансе не ответили на запрос CNews о текущем статусе федпроекта. Также поступили и в Минпромторге (куратор всего нацпроекта БАС),

Отказ от обеспечения аэропортов инфраструктурой защиты от дронов

Полностью были исключены два мероприятия, связанные с оснащением техническими средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных воздушных судов аэропортов, отнесенным к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта первой категории. Первое из них относится к аэропортам, находящимся в федеральной собственности.

Первоначально планировалось, что федеральный бюджет выделит на него 18,35 млрд руб. Все аэродромы соответствующей категории должны были быть оснащены соответствующими техническими средствами к 2028 г. Планировалось разработать документацию и провести обследование объектов, осуществить теоретические расчеты и определить места установки оборудования, включая схемы размещения и подключения к сетями связи и электроснабжения.

Мероприятия федпроекта «Развитие инфраструктуры, обеспечения безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС» (версия 2023 г.)

Мероприятие Ведомство - куратор Общие затраты за 2024-30 гг.., млрд руб. Затраты федерального бюджета за 2024-30 гг., млрд руб. Затраты консолидированных бюджетов субъектов федерации за 2024-30 гг.., млрд руб. Затраты из внебюджетных источников за 2024-30 гг.., млрд руб. Общие затраты за 2024 г., млрд руб. Общие затраты за 2025 г., млрд руб. Общие затраты за 2026 г., млрд руб. Общие затраты за 2027 г., млрд руб. Общие затраты на 2028 г., млрд руб. Общие затраты на 2029 г., млрд руб. Общие затраты за 2030 г., млрд руб.
Введена в эксплуатацию унифицированная инфраструктура оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов (районов) полетов респ плотных воздушных судов на территориях субъектов РФ
Росавиация
167,09
167,09
0
0
4,87
25,38
37,16
29,55
21,7
22,28
21,73
Осуществлено строительство/реконструкция посадочных площадок, находящихся в собственности субъектов РФ, в целях обеспечения приема, наземного и технического обслуживания, выпуска беспилотных воздушных судов
Росавиация
47,3
25,04
28,4
0
0,8
2,52
4,49
8,42
9,99
9,54
11,57
Аэродромы, отнесенные к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта первой категории, находящиеся в федеральном собственности, оснащены техническими средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных воздушных судов
Росавиация
18,35
18,35
0
0
0
0,97
7,73
3,86
5,8
0
0
Аэродромы, отнесенные к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта первой категории, не находящиеся в федеральной собственности, оснащены техническими средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных летательных судов
Росавиация
18,35
9,66
9,66
1,93
0
0
2,9
6,77
8,1
0
0
Внедрена в эксплуатацию унифицированная инфраструктура аэродромов, находящихся в федеральном собственности, в целях обеспечения приема, наземного и технического обслуживания, выпуска беспилотных воздушных судов
Росавиация
4,94
4,94
0
0
0
1,12
1,27
1,02
0,63
0,44
0,46
Внедрена система обеспечения информационной безопасности унифицированной инфраструктуры связи, навигации, наблюдения, автоматизации, информационного обеспечения и оператора линии управления и контроля (связи) на маршрутах (районах) полетов беспилотных воздушных судов
Росавиация
4,78
4,78
0
0
0
0
0,83
0,85
1,08
0,72
1,26
Создана и введена в эксплуатацию информационная система, обеспечивающая оптимизацию организационно-административных процессов обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, ее разработчиков и изготовителей
Росавиация
0,22
0,22
0
0
0,07
0,15
0
0
0
0
0

Источник - федеральный проект «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем»

Второе мероприятие относится к аэропортам, не находящимся в федеральной собственности. Затраты на него также должны были составить 18,35 млрд руб., но из этой суммы федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации должны были выделить по 9,66 млрд руб., внебюджетные источники — 1,93 млрд руб. Все аэродромы соответствующей категории должны были быть оснащены необходимыми техническими средствами к 2030 г. Всего на данных мероприятиях сэкономили 36,7 млрд руб.

Инфраструктура обеспечения полетов БАС

Наиболее дорогостоящим мероприятием из оставшихся в федпроекта является внедрение в эксплуатацию унифицированной инфраструктуры оператора линии управления и контроля, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов (районов полетов). Затраты федерального бюджета на его реализации были снижены с 167 млрд руб. до 105 млрд руб., то есть в полтора раза. Таковым оператором правительство назначило Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД),

Речь идет, в том числе, о Единой интегрированной системе планирования использования воздушного пространства (ЕИС ПИВП), сопряженной с централизованной интегрированной базой данных Единой системы организации воздушного движения (ЦИБД ЕС ОрВД), о Системе предоставления планов полетов по сети интернет и телефонной сети связи общего пользования (СППИ) и автоматизированной информационной системе «Электронный сборник аэронавигационной информационной РФ» (eAPI).

Мероприятия федпроекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС» (версия 2024 г.)

Мероприятие Ведомство - куратор Общие затраты за 2024-30 гг.., млрд руб. Затраты федерального бюджета за 2024-30 гг.., млрд руб. Затраты консолидированных бюджетво субъектов федерации за 2024-30 гг.., млрд руб. Затраты из внебюджетных источников за 2024-30 гг.., млрд руб. Общие затраты за 2024 г., млрд руб. Общие затраты за 2025 г., млрд руб. Общие затраты за 2026 г., млрд руб. Общие затраты за 2027 г, млрд руб. Общие затраты за 2028 г., млрд руб. Общие затраты за 2029 г., млрд руб. Общие затраты за 2030 г, млрд руб.
Внедрена в эксплуатацию унифицированная инфраструктура государственного поставщика услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, связи, навигации, наблюдения, автоматизации и информационного обеспечения маршрутов (районов) полетов беспилотных воздушных судов на территориях РФ
Росавиация
105,2
105,2
0
0
4,9
0
0
29,5
21,7
27,3
21,7
Осуществлено строительство/реконструкция посадочных площадок, находящихся в собственности субъектов РФ, в целях обеспечения приема, наземного и технического обслуживания, выпуска беспилотных воздушных судов
Росавиция
40,3
19,4
21,4
0
0,8
0
0
8,4
10
9,5
11,5
Внедрена система обеспечения информационной безопасности унифицированной инфраструктуры государственного поставщика услуг по обслуживания линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, связи, навигации, наблюдения, автоматизации информационного обеспечения на маршрутах (районах) полетов беспилотных воздушных судов
Росавиация
3,9
3,9
0
0
0
0
0
0,8
1,08
0,7
1,26
Внедрена в эксплуатацию унифицированная инфраструктура аэродромов, находящихся в федеральной собственности, в целях обеспечения приема, наземного и технического обслуживания, выпуска беспилотных воздушных судов
Росавиция
2,55
2,55
0
0
0
0
0
1,02
0,63
0,44
0,46
Создана и введена в эксплуатацию информационная система, обеспечивающая оптимизацию организационно-административных процессов обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, ее разработчиков и изготовителей
Росавиация
0,07
0,07
0
0
0,07
0
0
0
0
0
0
Обеспечено внедрение приобретенных станций МПСН для обеспечения поля наблюдения за беспилотными воздушными судами
Росавицация
0,04
0,04
0
0
0,4
0
0
0
0
0
0
Аэродромы, отнесенные в объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта первой категории, находящиеся в федеральном собственности, оснащены техническими средствами обнаружения и противодействия применению беспилотных воздушных судов
Росавиация
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
Аэродромы, отнесенные к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта первой категории, не находящиеся в федеральной собственности, оснащены техническими средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных воздушных судов
Росавиция
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Источник - федеральный проект «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем»

С 2024 по 2030 гг. должно быть внедрено: оборудование многопозиционных систем наблюдения (МПСН), станций регистрации данных глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС), радиостанций ОВЧ-радиосвязи, наземного оборудования линий управления и контроля БАС.

На внедрение системы обеспечения информационной безопасности унифицированной инфраструктуры связи, навигации, наблюдения, автоматизации, информационного обеспечения и оператора линии управления и контроля (связи) на маршрутах (районах) полетов вместо 4,78 млрд руб. федеральный бюджет потратит 3,9 млрд руб.(сокращение — на 18%). Для маршрутов полетов БВС на территории субъектов РФ планируется актуализировать модели угроз, модели нарушителя и технический проект.

Аэродромы для БАС

Второе по стоимости мероприятие — строительство (реконструкция) посадочных площадок, находящихся в собственности РФ, в целях обеспечения приема, наземного и технического обслуживания, выпуска беспилотных воздушных судов (БВС). Затраты на его реализацию сокращены с 47 млрд руб. до 40 млрд руб. (сокращение составило 17%), из которых федеральный бюджет выделит 19,4 млрд руб., бюджеты регионов — 21,4 млрд руб.

Предполагается построить в 84 субъектах федерации 241 посадочную площадку, находящихся в собственности РФ, для выполнения полетов БВС, Запланировано устройство площадки для взлета, посадки, руления и стоянки БВС, установка радиотехнического и метеорологического оборудования для обеспечения взлета и посадки БВС и объектов для наземного обслуживания (ангар для хранения и ремонта БВС, модуль заправки/зарядки БВС).

chart_icon.png

Количество сертифицированных беспилотных авиационных систем

По прогнозу, количество сертифицированных БАС через пять лет вырастет почти втрое

Кол-во, единиц
10
2024 г.
20
2025 г.
22
2026 г.
24
2027 г.
26
2028 г.
28
2029 г.
30
2030 г.

На внедрение в эксплуатацию унифицированной инфраструктуры аэродромов, находящихся в федеральной собственности, в целях обеспечения приема, наземного и технического обслуживания, выпуска беспилотных воздушных судов, вместо 4,8 млрд руб. федеральный бюджет потратит 2,55 млрд руб. (сокращение — в 1,9 раз). Предполагается дооснастить в 7 регионах 49 аэродромов, находящихся в федеральной собственности, необходимой инфраструктурой БВС.

В федпроект добавилось еще два небольших мероприятия. На создание информационной системы, обеспечивающей оптимизацию организационно-административных процессов обязательной сертификации типовой конструкции авиационной техники, ее разработчиков и изготовителей будет выделено 70 млн руб. На обеспечение внедрения приобретенных станций МПСН (многопозиционная широкозонная система наблюдения) для обеспечения поля наблюдения за БВС будет выделено 40 млн руб. Проектом займется госкорпорация по ОрВД.

Целевые показатели

По итогам реализации федпроекта время снижения оказания государственной услуги по сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы должно снизиться с 18 месяцев в 2023 г. до одного месяца в 2028 г. Количество сертифицированных беспилотных авиационных систем увеличится за этот период с 10 в 2023 г. до 30 в 2030 г. Количество субъектов федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных систем, с нуля в 2023 г. должно достигнуть 89 в 2028 г.

Целевые показатели федпроекта «Развитие инфраструктуры, обеспечения безопасности и формирования специализированной системы сертификации БАС»

Целевой показатель единица измерения Базовое значение Год базового значения 2024 г. 2025 г. 2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029 г. 2030 г.
Снижение времени оказания государственной услуги по сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы
месяц
18
2 023
6
4
2
2
1
1
1
Количество сертифицированных беспилотных авиационных систем
единица
10
2 023
10
20
22
24
26
28
30
Количество субъектов РФ, оснащенных унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов
единица
0
2 023
3
4
20
56
89
89
89
Доля маршрутов (районов) полетов беспилотных воздушных судов на территории субъектов РФ, оснащенных унифицированной инфраструктурой государственного поставщика услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем связи, навигации, наблюдения для обеспечения воздушных судов, нарастающим итогом
процент
0
2 023
2
14
33
50
67
82
100
Доля субъектов РФ, оснащенных унифицированной инфраструктурой для наземного и технического обслуживания беспилотных воздушных судов
процент
0
2 023
3
17
41
53
64
85
100
Рост интенсивности полетов беспилотных воздушных судов по отношению к 2023 г.
процент
0
2 023
5
10
30
50
80
150
200
Время получения доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных беспилотных авиационных судов
час
120
2 023
24
24
2
2
2
2
2
Снижение относительного количества установленных ограничений (временных/местных режимов) использования воздушного пространства на 1 тыс. полетов беспилотных воздушных судов
процент
100
2 023
85
70
55
40
30
20
15
Среднее время контрольных просмотров цифровых геопространственных данных, полученных с применением беспилотных авиационных систем
час
720
2 023
720
300
120
24
24
24
24

Источник - федеральный проект «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем»»

Доля маршрутов (районов) полетов беспилотных воздушных судов на территории субъектов федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой государственного поставщика услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем связи, навигации, наблюдения для обеспечения воздушных судов, с 0% в 2023 г. должно достигнуть 100% к 2030 г.

chart_icon.png

Количество субъектов РФ, оснащенных унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов

Через пять лет кратно увеличится кол-во субъектов, способных обеспечивать полеты БАС

3
2024 г.
4
2025 г.
20
2026 г.
56
2027 г.
89
2028 г.
89
2029 г.
89
2030 г.

Аналогичным образом доля субъектов федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой для наземного и технического обслуживания беспилотных воздушных судов, должна увеличится с 0% в 2023 г. до 100% в 2030 г. Интенсивность полетов БВС в 2030 г. должна составить 200% по отношению к 2023 г.

chart_icon.png

Рост интенсивности полетов беспилотных воздушных судов по отношению к 2023 г.

В правительстве считают, что интенсивность полетов за шесть лет вырастет в два раза

Время получения доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных БВС должно сократиться с 120 часов в 2023 г. до 2 часов в 2026 г. Относительное количество установленных ограничений (временных/местных режимов) использования воздушного пространства на 1 тыс. полетов в 2030 г. составит 15% относительно уровня 2023 г.

Среднее время контрольных просмотров цифровых геопространственных данных, полученных с применением БАС, сократится с 720 часов в 2023 г. до 24 часов в 2030 г.

Игорь Королев

Короткая ссылка