Спецпроекты

Безопасность Телеком Мобильная связь

Билайн внедряет ИИ для блокировки мошеннических звонков и смс

В 2025 году аналитики ComNewsResearch снова признали Билайн первым среди крупнейших операторов России по защите абонентов от мошенничества и спама. Этот почетный статус — результат масштабной работы сразу по ряду направлений на нескольких уровнях.

Принцип Билайна в обеспечении цифровой безопасности — «Мысли глобально, действуй локально». Оператор встраивает в защиту услуги в нее услуги, которые работают непрерывно и по умолчанию — то есть пользователю не нужно их активировать, специально настраивать или доплачивать за них. Дальше оператор анализирует практику и действует исходя из нее: совершенствуя защиту на своей стороне, помогая клиентам быстро и осознанно реагировать на мошеннические действия, ведет просветительскую работу.

Антифрод-платформа Билайна блокирует подменные звонки, накапливает и привязывает к каждому номеру информацию и маркирует вызов, если он исходит от мошенника, спамера или потенциально опасного абонента. Если один такой звонок уже был отменен, система автоматически блокирует серию следующих попыток дозвона. Это нужно, чтобы не дать человеку сломаться под натиском, потому что атаки могут быть очень интенсивными: в июне 2025 года потенциальной жертве за восемь часов поступило больше 17 тыс. звонков.

Антифрод-платформой Билайна могут пользоваться и другие операторы — с помощью сервиса «Облачная верификация». Более 300 операторов мобильной и фиксированной связи по всей России уже подключились к сервису. Сейчас мы адаптируем продукт для других отраслей — чтобы защищать клиентов и сотрудников могли не только телеком-компании, но и ИТ-гиганты, в том числе банки.

На базе антифрод-платформы Билайн развивает ряд продуктов для защиты своих клиентов — компаний и граждан. Те из них, что обеспечивают безопасность частных лиц, составляют комплексный сервис «Моя безопасность».

«Моя безопасность»

В этих двух словах прячется множество опций защиты и один виртуальный помощник, который предупреждает клиента о подозрительных вызовах и сам блокирует спам-звонки и сообщения. Заведомо вредоносные вызовы он отсекает сразу, о потенциально опасных сообщает прямо на экран — это работает даже с самыми простыми кнопочными телефонами.

За десять с половиной месяцев 2025 года «Виртуальный помощник» Билайна общался со спамерами и мошенниками 230 млн минут, то есть почти 160 тыс. дней, или 438 лет. Всего с января по ноябрь он заблокировал больше 1,5 млрд нежелательных вызовов, а общее количество выявленных спам-звонков превысило 3,4 млрд.

Базовая версия сервиса бесплатна для всех и работает по умолчанию, в PRO-версии за 249 руб. в месяц действует усиленная защита по телефону и в мессенджерах:

  • Искусственный интеллект проверяет подозрительные разговоры — анализирует звуковую волну, поведенческие маркеры, сценарии общения. Если система распознает риск, звонок завершается, а клиент получает аудио- и СМС-предупреждение.
  • Разговор автоматически прерывается, если во время него на телефон приходит сообщение с кодом от «Госуслуг» — чтобы клиент не успел выдать мошенникам критически важные доступы.
  • Встроенный «секретарь» может записать любой разговор и сохранить его вместе с расшифровкой и краткой выжимкой — чтобы к ним было удобнее вернуться. Согласно результатам опроса, который Билайн провел среди участников тестирования опции «Запись звонков», 26% клиентов используют ее для обеспечения безопасности и доказательной базы в спорных ситуациях.
  • Клиентам, которым всё же не повезло стать жертвой мошенников — по телефону или онлайн — Билайн выплачивает компенсацию украденных денег. Ее можно получить всего по двум документам в срок до пяти дней.

Перечень компонентов усиленной защиты постоянно пополняется с учетом практики. Каждый инцидент с потенциальным или реальным мошенничеством проходит через Группу быстрого реагирования Билайна и пополняет базу для разработки новых усовершенствований системы безопасности.

Группа быстрого реагирования

Специальное подразделение поддержки Билайна было создано для обеспечения информационной безопасности и экстренной помощи клиентам. При любых подозрениях на мошенничество клиент может связаться с группой с помощью электронного консультанта по номеру 0611 или в чате мобильного приложения. Сотрудники оперативно подключаются и помогают принять меры как можно быстрее.

Так, если под удар попали банковские аккаунты клиента, оператор Группы быстрого реагирования может сразу перевести звонок в службу поддержки нужного банка — у Билайна уже налажена интеграция контакт-центров со Сбербанком, Т-Банком, МКБ, Альфа-Банком. Клиент не теряет время на то, чтобы дозвониться и еще раз объяснить ситуацию — это снижает вероятность финансовых потерь.

Недавно Билайн запустил совместный проект с Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга — для поддержки граждан, столкнувшихся со взломом учетной записи на Госуслугах. В такой ситуации клиенту достаточно набрать 0611 или 112 — и специалист либо переключит его напрямую в поддержку другого сервиса, либо сразу поможет восстановить доступ к учетной записи, расскажет, как понять, где она использовалась, отключить несанкционированную переадресацию и т. д.

Группа быстрого реагирования работает круглосуточно и отвечает в течение минуты — особенно важно при этом, что ее специалисты помогают клиентам быстро понять, что происходит. Да, это не всегда бывает просто: мошеннические схемы эволюционируют, и часто включают не только разговоры, но и отправку фишинговых ссылок и установку вредоносных программ. Каждый день мы фиксируем примерно 180 тыс. случаев заражения устройств! Это притом, что антивирусы на свои смартфоны устанавливают всего около 7% пользователей.

Всё это побудило Билайн заняться разработкой специальной антивирусной защиты.

Антивирусная защита

С августа 2024 года для всех клиентов Билайна работает защита от фишинговых атак: мы блокируем переходы на опасные сайты в мобильной сети и сети широкополосного доступа. Список формируется на основании данных о фишинговых ресурсах, поступающих из Национального координационного центра по компьютерным инцидентам, «НИИ «Интеграл», Банка России и пр., блокировка происходит сразу. В месяц таким образом обезвреживается около 30 тысяч сайтов — в основном это подделки страниц маркетплейсов и популярных банков.

А скоро в сеть оператора встроится новое решение от Билайна и Лаборатории Касперского для защиты от широкого спектра киберугроз. Онобудет:

  • обеспечивать защиту без установки дополнительных приложений;
  • работать на любых устройствах независимо от версии ОС;
  • минимизировать нагрузку на память и энергопотребление;
  • подходитьдлямассовогоиспользования.

Решение проходит финальное тестирование. Оно будет представлено в ближайшее время и послужит защите не только частных клиентов, но и малых и средних компаний, у которых нет ресурсов на создание подразделений информационной безопасности.

Другое специализированное решение Билайна для бизнеса — сервис идентификации звонков «Этикетка» — работает в первую очередь на обеспечение безопасности абонентов. Профит для бизнеса при этом заключается в повышении эффективности обзвонов.

«Этикетка» для маркировки звонков

Сервис уведомляет абонента о типе входящего звонка — он сразу видит, звонит ли ему продавец, курьерская служба или госорган, и может быть уверен, что на той стороне не мошенники, которые за кого-то себя выдают. Это снижает риск вовлечься в общение с аферистами, повышает прозрачность взаимодействия и увеличивает вероятность, что человек возьмет трубку. Согласно отзывам клиентов, использование «Этикетки» дает повышение контактности от 9% до 65%, в среднем — на 20%, а также на треть увеличивает среднюю длительность разговора.

«Этикетка» управляется через удобный личный кабинет и предлагает пользователю широкий набор опций — это в том числе поддержка кириллицы, латиницы и эмодзи, обширная аналитика звонков, API-управление и техподдержка.

В первом в России рейтинге «Сервисы маркировки телефонных звонков 2025», который составил CNewsMarket, «Этикетка» заняла первое место с большим отрывом от соперников. Эксперты высоко оценили ее функциональность, архитектуру и безопасность, а также уровень поддержки пользователей.

Таким образом, Билайн, с одной стороны, выстраивает мощный технологический щит, с другой — стремится усложнить работу мошенников за счет повышения прозрачности рынка обзвонов. Однако любые технологии безопасности лучше всего работают в связке с разумными мерами предосторожности. Поэтому мы занимаемся в том числе образовательной и просветительской работой: публикуем материалы, проводим вебинары, запускаем специальные проекты.

Образовательные проекты

В основе большинства мошеннических схем лежат приемы социальной инженерии — то есть психологическая манипуляция. Аферисты изучают слабости разных людей и создают свои сценарии для пенсионеров, подростков, детей и так далее, играя на их «болевых точках».

Поэтому мы стремимся, во-первых, персонализировать защиту, во-вторых, создать для людей из разных групп риска условия, при которых они могли бы на практике отработать приемы защиты от мошенничества. Например, мы проводим роад-шоу для старшего поколения в рамках «Московского долголетия», сотрудничаем с молодежной организацией «Движение Первых», устраиваем открытые уроки и хакатоны.

Специально разработанный Билайном тренажер позволяет отрабатывать действия при попытке обмана, «проигрывая» по телефону разные сценарии мошенничества. Позвонив по номеру +79037040611, можно могут прослушать записи, имитирующие разговоры с мошенниками, и в безопасной обстановке изучить примеры манипуляций и тактики давления злоумышленников. Тренажер — часть комплекса рекомендаций для экспертов, работающих с людьми старшего возраста, в который также вошли обучающие материалы. При этом он подходит для клиентов всех возрастов.

Конкретно младшему поколению адресован другой образовательный проект Билайна — детективная игра «Охотники на мошенников» в метавселенной Minecraft. Ее участники исследуют виртуальный город ScamCity, распознают схемы мошенничества и ловят злоумышленников. Для этого им нужно общаться с жителями: NPC-персонажи поддерживают диалог с помощью нейросетей и рассказывают игрокам реальные истории обмана. Игра охватывает больше 100 мошеннических схем — от подменных номеров и звонков «от банка» до фишинга и поддельных сайтов. За каждого пойманного мошенника игрок получает внутриигровую валюту, которую можно обменивать на промокоды в интернет-магазине Билайна.

Осведомленность и сознательность пользователя — это важные элементы киберзащиты. Сделать так, чтобы для стопроцентной безопасности человеку не требовалось ничего кроме них — задача технологий. Поэтому антифрод Билайна представляет собой целый каскад систем, который оператор постоянно пополняет и развивает. Билайн фактически строит самолет на лету — догнать и опередить мошенников, которые постоянно придумывают новые методы обмана и находят новые лазейки в обороне, можно только так.

Реклама. ПАО «ВымпелКом», подробнее на сайте beeline.ru
г. Москва, ОГРН 1027700166636

Рекламаerid:2VSb5yiwWqFРекламодатель: ПАО «ВымпелКом»ИНН/ОГРН: 1027700166636Сайт: beeline.ru

Короткая ссылка