Спецпроекты

Безопасность Стратегия безопасности Техническая защита Новости поставщиков

"Актив": зашифрован – значит вооружен

Всякий раз, когда речь заходит о российском высокотехнологичном бизнесе, принято сокрушаться о том, что научный потенциал растрачен, научные школы разрушены, а благоприятная экономическая конъюнктура безвозвратно упущена. В действительности Россия – одна из немногих стран с собственной криптографией, своего рода экономическим оружием. Оно способно эффективно защитить не только информацию, но и внутренний рынок от иностранных ИТ-вендоров, а также от предвзятости и заезженных штампов. Примерно к таким выводам можно придти, прочитав интервью с коммерческим директором компании "Актив" Дмитрием Гореловым.

CNews: Когда была создана компания "Актив"? Как это произошло?

Дмитрий Горелов: Официально компания "Актив" была основана в 1994 году. Тогда же окончательно сформировался состав акционеров – российских физических лиц в том виде, в каком он существует и поныне.

Все мы, основатели компании, работали до этого в организации похожего профиля, занимавшейся ИБ, но знали друг друга еще со времен учебы в Московском лесотехническом институте (МЛТИ).

CNews: Сегодня это Московский государственный университет леса?

Дмитрий Горелов: Да. В те времена в МЛТИ была кафедра, которую специально создали для куста "королевских" заводов, работающих на космическую отрасль. Был организован полусекретный факультет, не имевший к лесу никакого отношения: студентам преподавали вычислительную технику, системы управления, автоматику и телемеханику. Я, например, изучал прикладную математику, а код полученной специальности в моем дипломе тот же, что у выпускников факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ.


Дмитрий Горелов: "Актив" всегда была компанией полного цикла разработки, потому что в безопасности очень сложно что-то делать на стороне

Часть людей, которые работают в "Активе" сегодня, вместе оканчивали этот институт. С тех времен мы все и работаем, не теряя связи с нашими бывшими одногруппниками. Еще на третьем курсе, когда мы начали заниматься программированием систем безопасности, многие из известных сегодня на рынке ИБ людей работали вместе с нами. Кто-то из них уходил, кто-то - возвращался… Сегодня в компании работают семь человек, хорошо знающих друг друга еще с 1989 года. Другая наша особенность в том, что компания организована только за счет личных средств учредителей, а внешнего финансирования никогда не привлекала. Часть нашей прибыли реинвестируется в развитие, по сути, каждый день.

CNews: Какое направление деятельности изначально считалось приоритетным для ее руководства?

Дмитрий Горелов: File_PROTECTION – одна из первых трех систем защиты от нелегального копирования с привязкой к ключевым дискетам - стала, пожалуй, первым рыночным продуктом, созданным теми, кто сегодня работает в "Активе". С ним мы участвовали от имени другой компании на второй по счету выставке Softool. Это было в самом начале 90-х, в то время, когда еще не существовало интернета в современном понимании, не были распространены ПК, а такая отрасль как информационная безопасность фактически только зарождалась.

Мы продолжали заниматься разработкой технических средств защиты от нелегального копирования, постепенно наращивали опыт и стали серьезными игроками. Причем не только на рынке защиты от копирования софтверными средствами (которые мы выпускаем и сейчас). В том же 1994 году, когда у нас появилась фирма "Актив" как юрлицо, началась и история наших аппаратных разработок. Тогда были разработаны по сегодняшним меркам простые, основанные на памяти электронные ключи.

CNews: File_PROTECTION использовала дискеты, а, значит, программно-аппаратные решения вы начали создавать еще до 1994 года?

Дмитрий Горелов: Дискеты мы не делали, они просто покупались и специальным образом форматировались. Под аппаратными же решениями мы подразумеваем полноценную разработку: свой НИОКР, который связан с аппаратной частью. Мы являемся создателями принципиальной схемы, прошивки микроконтроллера и всего прочего – вплоть до дизайна.


File_PROTECTION – одна из первых трех систем защиты от нелегального копирования с привязкой к ключевым дискетам - стала первым рыночным продуктом, созданным теми, кто сегодня работает в "Активе"

"Актив" всегда была компанией полного цикла разработки, потому что в безопасности очень сложно что-то делать на стороне. Не изготавливаем лишь пластик и микросхемы, – это совершенно другой бизнес. Все же конструкторские и производственные вещи делаем всегда сами – от идеи и прототипа до массового изготовления готового продукта. Обычно мы делаем фрагменты – "кубики" для систем безопасности, из которых потом системные интеграторы или наши технологические партнеры строят части готовых решений для пользователей. Проектов для конкретных конечных заказчиков или же полностью готовых потребительских решений пока в списке нашей продукции гораздо меньше.

CNews: Что было дальше, после 1994 года?

Дмитрий Горелов: Дальше мы сделали множество продуктов и проектов для защиты от нелегального копирования, но львиную долю с 1994 по 2002 годы в наших продажах составляли ключи защиты от нелегального копирования. Делали и софт, и железо. Но монетизация наших разработок, как правило, была такая, что софт шел бесплатно, а зарабатывали мы на железе – на электронных ключах Guardant. Сегодня нам принадлежит приличная доля российского рынка аппаратных ключей России и СНГ. Мы будем продолжать проект Guardant, которым "Актив" занимается уже 17 лет. Развитие направления Guardant было и остается перспективным для нашей компании.

Где-то до начала 2000-х годов, говоря "Актив", подразумевали "ключи Guardant". Но в 1999-2001 годах мы начали постепенно выходить за рамки средств защиты лицензионного ПО на более широкий рынок защиты информации. В 2001 г. мы выпустили продукт "Рутокен". Его мы уже не решились делать полностью в одиночку, потому что там использовалась криптография, которая в тот период только начинала выходить "в массы".

Хорошо помню те времена, когда криптография была совершенно секретной дисциплиной. Люди, которые это слово говорили, обычно добавляли: "молчи, это большой секрет, это оружие". Хотя средства криптографической защиты гостайны и до сих пор приравниваются к оружию, да и, действительно, являются по сути дела – оружием.

Очень немногие страны мира имеют свои криптографические компании, которые делают действительно хорошие средства защиты информации. Даже во многих развитых странах нет такой возможности: там отсутствует школа, которая позволяла бы эти технологии поддерживать и развивать. Россия одна из немногих стран мира, – может быть таких стран пять, или около того, – где все это развито. Причем и в коммерческом, и в государственном секторе есть компании и организации, которые сохранили преемственность школы криптографии с тех времен, когда она только зарождалась.

Короткая ссылка