Спецпроекты

Безопасность Госрегулирование Пользователю

Борцы с пиратами очистили Питер и идут на Москву

В связи со вступлением России в ВТО власти всерьез взялись за наведение порядка на рынке мультимедиа-продукции, прочно ассоциирующегося с понятиями "пиратство" и "контрафакт". Полигоном легализации и обкатки новых правил ритейла мультимедиа стал Санкт-Петербург. Отмечая видимые успехи региона на фоне общероссийской ситуации, специалисты добавляют, что и этот уровень легализации рынка не является окончательно приемлемым.

Если люди хотят посмотреть фильм, достаточно его взять в прокате, посмотреть его за те же самые деньги, то есть взять диск в прокате и вернуть, как это принято во всем цивилизованном обществе".

Вопрос цены и цена вопроса

Не последним аспектом проблемы является уровень цен на лицензионную продукцию, который во многом и определяет стабильный спрос на "пиратку", платить за которую приходится в разы меньше. Потребители привыкли к относительной дешевизне мультимедиа и сразу переходить к иному уровню цен не готовы. Опрос более 500 петербуржцев провело Агентство социальной информации. По его результатам, от 70 до 150 рублей за диск готовы платить 36% респондентов, от 150 до 400 рублей - меньше 13%, и от 400 до 700 рублей - 2,6%. При этом вообще не покупают диски больше 44% опрошенных. Между тем правообладатели готовы пойти навстречу покупателям в том, что касается снижения цен, однако всеобщей эта тенденция в ближайшее время не станет.

Оценка эффективности снижения цены на мультимедиа как способа борьбы с пиратством *

* Опрос был проведен среди 1114 правообладателей МОО "Информация для всех"

Источник: SecurityLab, 2007

Феликс Мучник, генеральный директор "Софткей", считает, что цена играет важную роль в борьбе за потребителя, и, в конечном счете, определяет, какую продукцию купит потребитель — лицензионную или пиратскую. "Учитывая российскую специфику, мы рекомендовали бы вводить специальные цены для российского рынка. Эта практика помогла вывести на рынок огромное количество новых вендоров, сделать доступными для
пользователей самые разнообразные продукты. Примером такого ценообразования на территории России может служить известный во всем мире Total Commander. При выходе на российский рынок цена продукта была на 30% ниже, чем где бы то ни было за рубежом. Безусловно, доступность цены значительно поспособствовала росту продаж. Сейчас же для России цены выровнены с западными, однако, так как на начальном этапе продукт уверенно занял свою нишу, продажи и сейчас продолжают расти", — отмечает г-н Мучник.

Еще одним примером успешности политики специальных цен г-н Мучник назвал компанию Alawar Entertainment, занимающуюся казуальными играми, которая до сих пор придерживается политики специальных цен для России и СНГ. Относительно недорогие на Западе (10-20 долл.), в России игры Alawar стоят еще дешевле — около 100 рублей. Всего за два года Alawar поднял свои продажи до более 10 тыс. копий в месяц и сегодня уверенно лидирует на российском рынке casual games. "Такую ценовую политику мы рекомендуем и сегодня, но только для частных пользователей. Корпоративный же сектор сейчас серьезнее относится к легальности используемого ПО и готов тратить деньги на приобретение лицензионных программ", — заключает Феликс Мучник.

С ним соглашается Геннадий Климов, исполнительный директор Гильдии по развитию аудио-видео торговли, член ЭСИС. "Как представители общества, так и правообладатели признают, что производители и распространители контрафактной продукции более эффективно используют маркетинговые приемы для привлечения покупателей. Это и доступная цена, и выпуск сборников, и выход новинок на цифровых носителях не только до появления в продаже официальных релизов, но и до начала их кинопроката. Всего этого и не хватает структурам, выпускающим в оборот лицензионную продукцию. Нельзя победить "пиратов", не борясь за потребителя и не учитывая его настроения и возможности. И, наконец, потребитель однозначно высказался за снижение цены на лицензионную мультимедийную продукцию. Таким образом, общество считает, что наиболее эффективным средством вытеснения "пиратских" копий могут быть только экономические рычаги", — уверен г-н Климов.

Оценка эффективности различных мер по борьбе с пиратством *

* Опрос был проведен среди 1114 правообладателей МОО "Информация для всех"

Источник: SecurityLab, 2007

Также по данным МОО "Информация для всех", проблема обеспечения необходимым контентом по приемлемой цене успешно решается через интернет. Статистика организации говорит о том, что 65,33% опрошенных лиц знакомы и пользуются методами получения через глобальную сеть пиратских копий объектов ИС. 24% указали, что, несмотря на свою осведомленность о подобных методах, предпочитают от них воздерживаться.

Благородные пираты

И, наконец, самым тревожным знаком для борцов с пиратами должна стать следующая информация. Опросы показывают, что в подавляющее большинство граждан РФ, знакомых с ситуацией в области ИС, не считают производителей пиратских копий нарушителями закона, подлежащих преследованию. 18,67% респондентов считают таких людей обычными предпринимателями, действующими по рыночным законам. Людьми, делающими продукты интеллектуальной собственности доступнее для покупателей, назвали пиратов 46,77% опрошенных, и лишь 19,30% назвали контрафактчиков обычными ворами.

Григорий Васюков / CNews Северо-Запад

Короткая ссылка