Детекторы лжи зачищают персонал
Многие крупные компании сегодня тщательно заботятся о своей безопасности. И кроме высоких профессиональных навыков, от сотрудника требуется честность, отсутствие криминального прошлого и связей в криминальном мире. Стандартная проверка документов и собеседование не всегда дадут полный результат. Посему в компаниях ищут инновационные решения проблемы. Одним из таких является внедрение детекторов лжи. На полиграфе тестируют всех принимаемых на работу сотрудников.Оградить компании от случайных людей
Полиграфные проверки персонала начали активно проводить 3-4 года назад. Раньше это были единичные случаи. "В Санкт-Петербурге эта услуга только начинает пользоваться популярностью, в Москве это уже обычная практика, - говорит Алексей Цыганков, бывший начальник службы безопасности компании «Ультра Стар», - когда эта компания только создавалась, приходили на работу родственники, знакомые, и был дружный и сплоченный коллектив, где все обо всех знали. Потом фирма начала очень быстро развиваться, и необходимо было набрать много людей на материально ответственные должности. У нас открывалось по 10, 12, 15 магазинов в месяц. Казалось невозможным качественно проверить большое количество сотрудников за короткий промежуток времени. Но справиться помог полиграф".
Сейчас, кроме компании «Ультра», полиграф используют компании «Евросеть» и West Telecom. В West Telecom и «Ультра» теперь работают собственные специалисты-полиграфологи, выпускники Всероссийской национальной школы детекции лжи. Известно, что в ряде банков сотрудники проходят полиграфную проверку. Но их руководство предпочитает об этом не распространяться. Ни в одном из банков нам не стали опровергать или подтверждать эту информацию. Не захотели распространяться о полиграфных проверках сотрудники компании Quest Software и руководители сети кофеен «Кофе хауз». Хотя, по неофициальным данным, подобные проверки там проводятся регулярно.
Сотовые ритейлеры за детекторы
В основном услугами полиграфологов пользуются руководители компаний, занимающихся мобильным ритейлом. "В наших центрах связи в основном работает молодежь, - рассказывает полиграфолог компании West Telecom Эдуард Бычков, - всегда есть риск, что кто-то может начать работать налево, кто-то – воровать. После полиграфных проверок гораздо спокойнее стало работать не только работодателю, но и коллективу. У нас сократилось число непорядочных людей, уменьшилась текучка кадров. Изменилось отношение сотрудников к проверкам на детекторе лжи. Если раньше она воспринималась как насильственная процедура, то теперь все поняли, для чего это надо и идут «под полиграф» добровольно".
Категорически против использования детектора лжи высказалось руководство сети магазинов «Пятерочка». Одним из аргументов против полиграфной проверки является мнение о ненадежности исследований, проводимых на детекторе лжи.
"Как психолог я имею свое мнение в отношении полиграфа, - сказала директор по персоналу сети магазинов «Спортмастер» Наталья Яковлева, - Я не считаю его стопроцентно достоверным. А психологический стресс, которому подвергаются сотрудники во время проверки на полиграфе, оценивается очень высоко. К тому же, детектор лжи может применяться только с согласия самих людей. Мы не имеем права обязать наших сотрудников садиться под полиграф. А проверять выборочно не имеет смысла".
Учебный курс «Применение полиграфа (детектора лжи) в кадровой работе» 18 октября |
Другие руководители полагают, что «порядочность» - одна из составляющих понятия «профессионализм». "У нас детектор лжи не используется, нет такой необходимости, - говорит руководитель отдела персонала компании «Транзас» Анна Скворцова, - Основные наши сотрудники – разработчики, и нам важны их профессиональные качества, а не их правдивость. К тому же, настоящий профессионал не предаст свою компанию.
Некоторые руководители предпочитают строить отношения с подчиненными на доверии. "У нас никогда не возникала такая идея – проверять данные наших сотрудников столь необычным способом, - рассказала нам помощник генерального директора сети кофеен «Идеальная чашка» Татьяна Безобразова, - мы обходимся элементарной проверкой документов и, конечно, главное – доверие".
Чтобы обезопасить себя, некоторые руководители предпочитают собственные методы контроля. Как сказала помощник коммерческого директора сети магазинов «Мебель-сити» Евгения Сатолкина: "Полиграф не используем и не собираемся. У нас работают только свои, проверенные люди, которых мы давно знаем, поэтому у нас все спокойно".